Путешествие Машеньки

Ольга Пинаева
                Путешествие Машеньки.
                рассказ
В сказке используются материалы из  «Летописи Серафимо-дивеевского монастыря», составленной священномучеником С. Чичаговым.
Автор Пинаева О.А.

Давным-давно в небольшом домике на окраине деревни, около леса, жила маленькая девочка Машенька. Жила она вместе с мамой, которую очень любила.  С раннего утра и до позднего вечера  Машенька помогала  по хозяйству: надо и козочек подоить,  и воды наносить, и курочек накормить, и огород полить, а затем прополоть. Матушка нарадоваться не могла на свою любимую девочку, а дочка обнимала её маленькими ручками, целовала и обещала:
- Я всегда буду с тобой,  всегда буду любить тебя и слушаться, а когда ты станешь старенькой, буду заботиться о тебе!
Особенно нравилось Машеньке вместе с матушкой  ходить в лес за ягодами и грибами. Величественные деревья расступались перед ними, весёлые птички-невелички порхали с ветки на ветку, сопровождая их и услаждая своими песнями,  доверчивые белочки прыгали на ладошки, выпрашивая орешки, а пушистый зайчик-беляк скакал перед ними по тропинке.  Ягод и грибов в лесу было видимо-невидимо – только успевай собирать!  Далеко, в чащу, мама не заходила и дочке не разрешала: там легко можно было заблудиться.
По воскресеньям Машенька надевала своё самое нарядное платье, и они шли в деревенскую церковь, где им все были рады, а особенно сын священника и верный друг девочки Арсений, с которым она и на реку ходила, и на лошадях по полям наперегонки соревновалась, а зимой  в снежки играла, на деревянных коньках по замёрзшей реке скользила,  да с горки каталась.  Вдвоём было легче и Библию читать, молитвы и Заповеди (нравственные законы) учить, которые  им нравилось произносить по очереди:
- Я, Господь Бог твой - да не будет у тебя других Богов, кроме Меня.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
-  Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
- Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой (суббота) посвящай Господу Богу твоему.
- Почитай отца своего и матерь свою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.
-  Не убий.
-  Не прелюбодействуй.
-  Не кради.
-  Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.
-  Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

       Незаметно летели  дни за днями, года - за годами, и Машенька выросла. Добрая, ласковая, трудолюбивая, умелая: и сшить, и связать, и обед приготовить.  Краше её никого не было в деревне: длинные белые волосы, напоминающие облака, огромные голубые глаза, как небо в ясный день, лёгкий румянец утренней зари на прелестном личике создавали неповторимый прекрасный образ. Многие юноши сватались к юной красавице, но  все получали отказ. Девушка так привыкла к своему другу Арсению, что не представляла рядом с собой никого другого.   
Однажды жарким летним днём Машенька решила сходить к лесному роднику. Она набрала кристально-чистой прохладной воды и присела отдохнуть  у журчащего ручейка. Пёстрые бабочки, разноцветные стрекозы кружили над благоухающими цветами на полянке, солнышко пробивалось сквозь зелёные листочки и отражалось яркими огоньками от бегущей воды, птички приветствовали свою любимицу радостными трелями. Девушка решила набрать букет дивных ароматных цветов.  Увлёкшись, она стала заходить всё дальше и дальше в лес и, споткнувшись, упала, сильно ударившись головой. Когда же юная красавица пришла в себя, то ничего не могла вспомнить: ни  как её зовут,  ни кто её родные,  ни где жила раньше.  Горько-горько стало у неё на душе, слёзы нескончаемым потоком хлынули из её глаз,  взмолилась она Богу о прощении и помощи.  Собрав последние силы, пошла бедняжка по тропинке. Долго она брела, куда глаза глядят, вдруг видит: в чаще леса несколько  домиков срублено, из труб дым идёт, а в окошечках свет горит. Постучала девушка в калиточку:
- Добрые люди, пустите, пожалуйста, погреться.
Дверь отворилась, и Машенька увидела на пороге высокого седого дедушку с длинной белой бородой:
- Доброго здоровья. Заходи, погрейся.  Как же ты здесь оказалась?
Машенька прошла через сени в горницу, поклонилась хозяевам, перекрестилась на иконы,  присела к печке и огляделась: стены разрисованы цветами и птицами. Под иконами, в углу, большой обеденный стол. Вышитые покрывала, белоснежные накидки на подушечках, цветные тканые дорожки – всё  говорило о трудолюбии, мастерстве,  любви к дому и стремлении создать уют. Машенька догадалась, что это были староверы – люди, не принявшие в 17 веке проведённую патриархом Никоном и царём церковную реформу. Многие из них ушли в глухие леса и обосновались там, живя уединённо небольшими общинами, сохраняя быт и  традиции предков. Девушка рассказала о своей беде и осталась жить в семье, приютившей её, которая состояла из деда Фёдора, отца семейства и его жены, называемой маменькой, и троих сыновей с жёнами, успевшими порадовать стариков внуками.
Машенька, не привыкшая сидеть без дела, помогала невесткам по хозяйству, ловко управляясь с печкой, нянчилась с детьми, занималась рукоделием, вела себя просто и скромно, пришлась всем по нраву и стала приёмной дочерью для стариков. Неизвестно, сколько бы времени жила она вдали от родного дома, если бы, за два года до появления Машеньки, не случилось несчастье с Софьей, женой младшего сына, о котором она поведала девушке: «Я была прежде  православной, но меня отдали замуж за старообрядца.  Долго я не склонялась к их вере - и всё была здорова. Наконец, они меня уговорили: я переменила крест на двуперстие и в церковь ходить не стала. После того вечером пошла  по домашним делам во двор; там одно животное показалось мне огненным, даже опалило меня; я в испуге упала, меня начало ломать и корчить. Прошло немало времени. Домашние хватились, искали меня, вышли на двор и нашли - я лежала.  Они внесли меня в комнату. С тех пор я хвораю».
На  семейном совете решено было лежачую  невестку,  скорченную  недугом,  и
Машеньку, потерявшую память, отвезти в Саровскую пустынь, к старцу Серафиму Саровскому, по молитвам  которого Господом совершались чудесные исцеления болящих. Молва о чудотворце уже дошла до всех уголков земли русской. Не откладывая, Машенька с семьёй староверов стала собираться в дальнюю дорогу.
К этому времени в деревне, откуда родом была Машенька, уже прекратили  поиски пропавшей, никто не чаял найти исчезнувшую девушку, только её мама и Арсений не теряли надежды, непрестанно молились, уповая на милость Божию. 
Однажды, холодным осенним днём, когда дул пронизывающий ветер, кружил в воздухе первые снежинки, хлопал ставнями, гнул к земле верхушки деревьев, жутко завывая над ними, матушка сидела у окошка, с тоской  и со слезами на глазах восклицая: «Господи, помилуй, спаси и сохрани мою девочку! Где же ты, моя ненаглядная, кровиночка моя?»
Вдруг в калитку постучала блаженная нищенка. Была она босая, в одном холщовом платье, грязная и замёрзшая.  Матушка всплеснула руками: «Ох, бедная страдалица! Заходи скорей в дом, отогрейся у печки, поешь, что Бог послал». Согревшись и подкрепившись, блаженная засобиралась в дорогу, отказавшись от денег и вещей, предложенных ей. На самом пороге, обернувшись, она промолвила: «У батюшки Серафима найдёшь свою дочь».
Матушка так и остолбенела, услышав эти слова, а когда опомнилась, юродивой и след простыл.  Арсений, узнав о словах прорицательницы, также решил идти вместе с матерью в окрестности города Сарова, где жил в монастырской келье отец Серафим и куда ежедневно приезжали тысячи людей, жаждущих помощи, благословения, исцеления, утешения.
С первыми лучами солнца Арсений с матушкой, усевшись на телегу, тронулись в путь.  По дороге юноша рассказал своей спутнице всё, что узнал о чудотворце Серафиме Саровском от своего отца, священника:
- Преподобный Серафим Саровский  родился 19 июля 1754 года. Еще в юности у него возникло решение посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь.  Родная мать благословила его крестом, который он носил всю жизнь. Через несколько лет жизни в монастыре отец Серафим ушел в пустынную келью, которая находилась в нескольких километрах от обители, в глухом  сосновом лесу, где водились дикие звери, на берегу реки Саровки. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам в течение многих лет. Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений, которыми услаждал себя во время  работы в лесу, на пасеке, на огороде, разбив его возле своей кельи,  которая состояла из одной хаты с печкой и имела крылечко с сенями. Сам себе добывая пропитание, отец Серафим держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. Впоследствии отец Серафим три года питался только одной травой снитью, которая росла вокруг. По его молитве дорогу в пустынку преградили огромные сучья вековых сосен. Только птицы, слетавшиеся во множестве к нему, и дикие звери посещали его. Преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками. Днем же он молился в келье, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Однажды его решили ограбить разбойники. Подойдя к святому, рубившему дрова, они стали требовать от него деньги. У отца Серафима в это время был в руках топор, он был физически крепок и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: «Взявшие меч мечом погибнут», и  опустил топор на землю. Разбойники избили беззащитного батюшку,  потом, связав его, обыскали келью в поисках денег. Всё сокрушив и ничего не найдя, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, с трудом развязал верёвки, дополз до кельи и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро он еле-еле добрел до обители. Вид его был ужасен! Волосы на бороде и голове были смочены кровью, смяты, спутаны, покрыты пылью и сором; лицо и руки избиты; одежды, измятые, окровавленные, засохли и пристали к ранам. Монахи  ужаснулись, увидев изувеченного подвижника. Восемь суток пролежал святой, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что отец Серафим после таких побоев остался жив. Преподобный Серафим просил, чтобы его обидчиков не наказывали, предоставив отмщение Господу Богу. Гнев Божий действительно настиг этих крестьян; в непродолжительном времени пожар истребил их жилища, после чего они пришли просить у отца Серафима  прощения. Поправившись, он опять ушел в пустынку. Оставшись навсегда согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать. Позднее он взял на себя подвиг молчальничества. Весной, после 15 лет пребывания в пустыни, в 1810 года он возвратился в монастырь.  Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя из кельи и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве. Господь поставил Своего избранника на служение людям  в 1825 году. Матерь Божия явилась в видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления.  Преподобный открыл двери своей кельи для всех. Дивные дела совершал через него Господь, прославив его при жизни.
        Так, ведя беседы о чудотворце, подъезжали Арсений с матушкой к Сарову, встречая всё больше и больше паломников, идущих со всех городов и деревень к обители. До вечера продолжали они свой путь, а когда стемнело, постучались в дом: «Добрые люди, пустите переночевать паломников». Двери им отворил хозяин Варфоломей. Узнав, что они едут к святому чудотворцу Серафиму, Варфоломей и его жена Александра с радостью усадили их за стол, просили кланяться  батюшке, сказав, что имя отца Серафима, своего спасителя,  они и по сей день в сердце глубоко сохраняют и молятся о его здоровье. И они поведали  путникам удивительную историю, случившуюся с ними:
- Однажды, летним воскресным днём, мы решили прогуляться с женой. В ту пору у нас уже было двое детей. Вдруг, Бог знает с чего, с ней сделалась дурнота, головокружение: я едва мог довести ее до сеней. Здесь она упала на пол. У неё началась рвота и ужасные судороги; больная помертвела и впала в совершенное беспамятство. Через полчаса она пришла в себя. Спустя месяц эти болезненные припадки стали повторяться с ней ежедневно, хотя не всякий раз в одинаково сильной степени. Сначала больную лечил домашний сельский лекарь Афанасий Яковлев, но предпринимаемые им средства не имели никакого успеха. Потом возили Александру к иностранным докторам. Последний врач, истощив все свои познания и искусство, дал такой совет: «Теперь вы положитесь на волю Всевышнего и просите у Него помощи и защиты; из людей же никто вас вылечить не может». Такое заключение очень опечалило всех и больную повергло в отчаяние. На следующую ночь приснилась жене незнакомая женщина, назвавшаяся  монахиней Агафьей, первой  настоятельницей из дивеевской общины. «Поспеши скорее в Саровскую обитель к отцу Серафиму; он тебя ожидает  к себе завтра и исцелит», - сказала она  ей.  Наутро родные  запрягли пару лошадей и поехали в Саров. Только Александру невозможно было везти шибко: беспрестанно делались с ней обмороки и судороги. Жена, приблизившись к  обители, едва успела сотворить молитву, как отец Серафим вышел к ней, взял ее за руки и ввел в свою келью. Там он накрыл ее эпитрахилью и тихо произнес молитву ко Господу и Пресвятой Богородице; потом старец напоил больную святой богоявленской водой, дал ей частицу святого антидора и три сухарика и сказал: «Каждые сутки принимай по сухарю со святой водой да еще сходи в Дивеево на могилу рабы Божией Агафьи, возьми себе земли и сотвори на сем месте, сколько можешь, поклонов: она (Агафья) о тебе сожалеет и желает тебе исцеления. А когда тебе будет скучно, ты помолись Богу и скажи: отче Серафим! помяни меня на молитве и помолись обо мне грешной, чтобы не впасть мне опять в сию болезнь от супостата и врага Божия».  Сразу от болящей недуг отошел: она стала здорова. После этого  моя жена  родила ещё сына и дочь. Так Господь Бог являет в старце Серафиме благодать исцеления недугов и болезней телесных. А у вас, дорогие гости, тоже что-то произошло?
Тогда Арсений рассказал им о пропаже Машеньки и о последней надежде на помощь чудотворца отца Серафима.  Вздохнув, Александра утешила путников:
- В нашей деревне живёт крестьянин, однажды  у него украли лошадь, он  бегал
с шапкой в руке, с растрепанными волосами, спрашивая в отчаянии, не видел ли кто его кормилицу.  Придя в обитель,  он упал к отцу Серафиму в ноги и убедительно говорил: «Батюшка! У меня украли лошадь, и я теперь без нее совсем нищий; не знаю, чем кормить буду семью. А говорят, ты угадываешь». Отец Серафим, ласково взяв его за голову, сказал: «Огради себя молчанием и поспеши в такое-то (он назвал его) село. Когда будешь подходить к нему, свороти с дороги вправо и пройди задами четыре дома, там ты увидишь калиточку, войди в нее, отвяжи свою лошадь от колоды и выведи молча». Крестьянин тотчас с верою и радостью побежал обратно, нигде не останавливаясь,  и в указанном месте  действительно отыскал свою лошадь. Ничего невозможного нет для батюшки Серафима!
Обнадёженные,  рано утром Арсений с матушкой продолжили путь.
В это время старообрядцы с Машенькой подъезжали к сосновому лесу, где рядом с родником стояла  келья чудотворца. Седовласый, сгорбленный старец вышел к ним в обыкновенном белом ветхом холщовом балахоне и полумантии; на шее имел епитрахиль и на руках поручи, с зажженной в руках свечой, на балахоне - крест, тот самый, которым благословила его  родная мать, отпуская из дома, а за плечами - сумка, в которой он всегда носил Евангелие.  Выслушав рассказ страдающей Софьи, жены старообрядца, он велел занести её в маленькую келью, освещённую всегда одной только лампадой и зажженными у икон свечами,  положить на пол и стал задавать ей вопросы:
- А веруешь ли ты опять в Святую Православную Церковь?
- Верую теперь опять, батюшка.
Тогда отец Серафим сложил по православному персты, положил на себе крест и сказал:
- Перекрестись вот так во имя Святой Троицы.
- Батюшка, рада бы, - отвечала больная, - да руками не владею.
Отец Серафим взял из лампады у Божией Матери «Умиления» елея и помазал грудь и руки больной. Вдруг ее стало расправлять, даже суставы затрещали, и она тут же получила совершенное здоровье.  После этого батюшка подошёл к Мащеньке, заставив её наклонить голову, возложил на нее конец епитрахили и правую руку свою, предлагая произносить за собою следующую покаянную молитву: «Согрешила я, Господи, согрешила душою и телом, словом, делом, умом и помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, волею или неволею, ведением или неведением». Сам затем произнёс молитву разрешения от грехов. При последних словах он благословил девушку и помазал крестообразно чело елеем от святой иконы,  дал вкусить из чаши великой агиасмы, то есть святой богоявленской воды, благословил частицею хлеба, освящаемого на всенощном богослужении. Потом пришедшей дал приложиться к образу Божией Матери и ко кресту, висевшему у него на груди, насыпал ей две пригоршни сухариков,  сам показал  трехперстное сложение креста и сказал: «Милостив Бог! Молись Ему так: со временем все это пройдет». И действительно, сразу же память помаленьку стала возвращаться к Машеньке.
Фёдор с сыном хотели спросить его о двуперстном сложении, но не успели еще сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял первого из них за правую руку, сложил пальцы в трехперстное сложение по чину Православной Церкви и, таким образом крестя его, держал следующую речь: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от святых Апостолов: сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас, ходите в церковь греко-российскую: она во всей славе и силе Божией! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие ее - учителя Церкви, архипастыри - суть преемники Апостольские. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел; она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за ней, наливаемая волнами, и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю.  Жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь наша - корабль, а кормчий - Сам Спаситель. Если с таким кормчим люди, по своей греховной слабости, с трудом переплывают море житейское и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься ты со своим ботиком и на чем утверждаешь свою надежду - спастись без кормчего?»
Народ, стоявший в сенях, увидев чудеса исцеления, разглашал об этом по всему монастырю. Подъехавшие Арсений с матушкой услышали восторженные крики и попросили рассказать о чуде, но у них и в мыслях не было, что девушка, потерявшая память, это их Машенька. Они спешились и вошли в храм, чтобы поставить свечи и помолиться. В это время все старообрядцы и Машенька также вошли в церковь возблагодарить Господа и Божью Матерь. Мама и Арсений не могли поверить своим глазам, увидев входящую  в храм, живую и здоровую Машеньку, которая на мгновенье замерла, а затем кинулась в ноги матери со слезами радости и раскаяния на глазах.
Перед отъездом счастливые и радостные, Машенька, Арсений, матушка, семья  старообрядцев, пересмотревшая свои взгляды на Церковь, отправились поблагодарить святого Серафима Саровского за чудесную помощь, а его наставление на прощание  выслушали с глубоким почтением: 
- Видите, какое чудо Господь сотворил с вами ныне; веруйте же всегда несомненно в Него, Христа Спасителя нашего, всем сердцем возлюбите Его, и прилепитесь к Нему всею душою вашею, и всегда крепко надейтесь на Него, и благодарите Царицу Небесную за Ее к вам великие милости. В Библии записано: «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего».             
           Так закончилось путешествие Машеньки, самое удивительное прикосновение к чуду, явленному нам Господом в лице великого угодника Божьего Серафима Саровского.