Грузите апельсины бочках

Виктор Бейко Ольга Рудакова
КАК  ЭТО БЫЛО...

 Вы можете себе представить, чтобы делегацию какого-нибудь крупнейшего завода, в которую входили бы ведущие специалисты во главе с директором завода, возглавлял... скажем, ну, к примеру, слесарь второго разряда? Не можете? Правда, даже представить не можете себе такого? А вы служили в Армии, неважно, в Советской ли, Российской ли? Нет? Я так и понял... Потому что любой, отслуживший в армии, не был бы столь категоричен, отвечая это этот вопрос.

 А, если честно, я и сам бы, в своё время, был бы, как и вы столь же категоричен, твердо считая, что такое невозможно. Но это «невозможно» случилось. И случилось именно со мной.
 
...Службу проходил в Высшем военном авиационном училище штурманов на кафедре физподготовки. Кроме обычных солдатских обязанностей, надо было ещё защищать честь училища на различных спортивных соревнованиях... Не зря же у меня в военном билете, в графе воинская специальность, было написано: «спортсмен-рядовой».
 
 Выступать на соревнованиях для меня было дело привычное, даже можно сказать, обыденное, но судьба подкидывала иногда и сюрпризы... Да ещё какие...

 Ближе к концу дня вызывает меня к себе «шеф» - начальник кафедры физподготовки училища подполковник Строганов:

- Собирайся! Завтра на зимнее первенство военного округа выезжает команда легкоатлетов

 Вопросительно смотрю на него. Мой вид спорта прямо противоположен лёгкой атлетике

- Ты едешь начальником команды! Вопросы есть?

- Никак нет, товарищ подполковник! Разрешите идти?

 Армейские формальности соблюдены, и он уже чисто по - граждански предложил мне присесть, объясняя возлагаемые на меня задачи и обязанности...

 И вот уже шикарный туристический автобус везёт в областной центр довольно внушительную команду спортсменов - легкоатлетов. Поскольку люди военные - все в форме. Почти все офицеры... Лейтенанты, «старлеи», капитаны, майоры... На переднем сидении - начальник команды рядовой Бейко, рядом - член команды подполковник Строганов.

 Соревнования длились три дня. Член команды подполковник Строганов любезно взял на себя часть моих обязанностей начальника  команды, представляя меня на различных судейских совещаниях, оставив мне лишь самые мелкие.. Так что, как вы уже поняли, свободного времени у меня было, как говорят в народе, вагон и маленькая тележка.

 Вот это свободное время и привело меня каким-то образом на Главпочтамт этого областного города. Огромный стол посреди такого же зала, так и звал присесть за него. Тем более, на нём, на этом столе, лежали кучи всевозможнейших почтовых бланков. На «автомате» взял один. Бланк телеграммы. Ну кто, увидев бланк телеграммы, не вспомнит знаменитого Сашу Корейко с его бессмертными «Апельсинами бочках»? Руки просто автоматически заполнили бланк телеграммы.

 И, как всегда, сделал ошибку, потом другую во втором бланке, и третий бланк телеграммы не миновала судьба двух первых. Лишь, заполнив четвёртый бланк, я с чувством выполненного долга положил ручку на место.

 Бракованные бланки аккуратно сложил вместе и положил в папку, памятуя святое воинское: «В письме своем смотри случайно, не разгласи военной тайны».
 
 Четвёртый самый благополучный бланк телеграммы, ничем не выдав своих чувств, приняла телеграфистка.
 
 И я благополучно отбыл выполнять свои обязанности начальника команды.

 Вечером, обсуждая с членом команды подполковником Строгановым, текущие дела, я ненароком открыл папку и не сразу заметил его заинтересованного взгляда...Лишь когда его громогласный смех буквально потряс помещение, понял, что он явно читал «Золотого телёнка», непревзойдённых Ильфа и Петрова. Вскоре выяснилось, что почти все члены команды, да и вообще все присутствующие в казарме, знакомы с этим произведением.

 А по приезду в родные армейские пенаты любители и знатоки Ильфа и Петрова десятками объявлялись чуть ли не каждый день, вплоть до моего отъезда...

 И вот, спустя примерно месяц после описанных выше событий, скорый проезд уже мчит меня в «неизвестную даль». Впрочем, почему в неизвестную? Очень даже известную. И не в даль, а в город, где прошли мои лучшие годы. Где живут мои друзья. На свадьбу которых я еду. С огромным букетом цветов.

 В который раз достал телеграмму. «Братик приезжай 26 свадьба Вова Таня», и в который же раз чертыхнулся:«Какой, чёрт, я тебе братик !» старательно, не вспоминая, что сам же просил послать телеграмму именно такого содержания. Так было легче отпроситься у шефа.

 А в памяти мелькали обрывки разговора с шефом, когда тот явно, скрипя сердцем, всё же отпустил меня , невзирая на то, что в училище в это время проходили крупнейшие соревнования и, буквально, каждый человек был на счету... Вспомнив, ту, почти недельную, в обычных условиях, работу - условие шефа, при выполнении которой он отпускал меня, тихо рассмеялся. Мы с ребятами поднапряглись и к утру всё было сделано.
 
 Ехать оставалось совсем немного, когда в проходе возник до боли знакомый силуэт... Господи! Да это же...

...Знал, ведь, знал... Был уверен, что она должна будет ехать в этом поезде... Поезд проезжал город, где она училась, ночью. И я оббегал весь перрон в поисках её, но так и не нашёл... Подумал, что она уехала на день раньше...

- Сколько лет! Сколько зим! Такая встреча! И ты на свадьбу?

 Так и не смог совладать с растерянностью и тяжёлым чувством досады... Ведь искал же на перроне её города... Хотел увидеть пораньше... просто смотреть на неё и говорить ни о чём...

 Она,ничего этого не замечая, весело говорила о последних новостях, о предстоящей свадьбе... Ведь невеста - её родная сестра... Лишь ненадолго её лицо погрустнело... Она должна была привезти цветы невесте. Но не смогла достать их.

 В те времена живые цветы зимой были большая редкость... Я молча достал букет цветов и протянул ей...
 Разве можно забыть тот счастливый блеск её глаз, когда она благодарно посмотрела на меня...

 А за окном вагона уже был перрон вокзала нашего города. Мелькали лица встречающих...

 Интересно, угадаете ли вы с трёх раз, каким был мой первый вопрос молодожёнам, встречавшим меня на вокзале? Ведь та телеграмма была послана именно им...

 Вы с первого раза ответили совершенно правильно! Мой вопрос разрешил все их, почти месячные гадания, кто же эти такие Браться Карамазовы? И так же выявил среди гостей на свадьбе знакомых Саши Корейко.
 
 Их, как вы догадались, было большинство...


 ВЗГДЯД     С  ДРУГОЙ СТОРОНЫ...
               
 Поезд тронулся…Я уже расположилась в уютном плацкарте у окна, и с тихой радостью погрузилась в свои мысли…Свадьба…Для меня девятнадцатилетней студентки, такой мечтательной и романтичной девушки, всё ещё верящей в Принца, который обязательно найдёт меня в этом огромном мире, эта поездка на свадьбу к моей старшей сестре была особенно волнующим событием.

 Ведь я была очевидцем и свидетельницей их любви с Владимиром. Видела, как сияли глаза Татьяны, когда она возвращалась со свидания, и, обняв меня, рассказывала о первых объятиях и поцелуях…С восхищением смотрела на цветы, которые Володя дарил ей…

 Это были ни шикарные розы и изысканные букеты из цветочного павильона…он дарил своей Татьяне горные  бело-жёлтые подснежники со скал, такие нежные и гордые, словно говорили, что любовь сможет всё, или яркие розово-вишнёвый Марьин корень, от которого шёл такой пьянящий аромат, что голову сестры кружило от счастья…

 Татьяна с нежностью прижимала их к груди, вдыхая аромат Любви, счастливо улыбалась…

 Стук колёс… За окнами мелькали станции, кто-то из пассажиров выходил, появлялись новые лица…  А я по-прежнему была там… в нашей чистой юности…

 Вспоминалось, как я переводила часы, когда Татьяна приходила поздно со свидания или тихонечко на цыпочках , чтобы мама не услышала, кралась к входной двери, чтобы открыть щеколду для сестры…
 
 Они всегда ходили обнявшись, и ,казалось, что иначе просто не могут…Он всегда находил глазами её, а она его в любой кампании, где бы они не находились…Это была та самая Любовь –одна и на всю жизнь…

 Учёба в медицинском училище , куда поступила Татьяна после школы, и армия в морфлоте, где служил Володя, на время разлучило их, послав испытание их Любви…
В моём представлении Любовь и Верность были одним целым…

 Помню, как к брату приехал из Москвы друг - высокий, красивый парень, он уже тогда  работал в посольстве… И Татьяна ему приглянулась… Собралась молодёжь, мы весело разговаривали, шутили, танцевали… И он пригласил Татьяну на танец… Увидев , как он держит сестру за талию… я, с глазами,полными слёз, выбежала на веранду и расплакалась… Сестра подошла ко мне:

 - Ты что?

 - Как ты можешь танцевать с другим, когда у тебя есть твой Володя? - не успокаивалась я…

 Даже простой танец с другим для меня казался невозможным… Сестра рассмеялась мне в лицо и успокоила:

 - Я люблю только Вову, и никто мне больше не нужен!

 И вот сейчас под стук колёс, я ехала к ним на студенческую свадьбу…Сожалея лишь об одном, что так и не смогла купить цветы…И в этом стуке колёс слышалось только одно слово: «Счастье…счастье…счастье…»

 А всё оказалось так сказочно: мой друг, который, как оказалось, ехал в этом же поезде к ним на свадьбу… вдруг  протянул мне букет цветов-торжественных белых калл… Глаза засветились радостью, и я, улыбаясь, благодарно смотрела на него…

 И эта Свадьба пела и плясала… Студенты – особый народ: шутки лились, как из рога изобилия… тосты за жениха и невесту, полные юмора …
 
 А я смотрела на светящихся от Любви Татьяну и Владимира…и понимала-сказки о Принце сбываются… Володя нежно целовал уже свою жену… А студенты неугомонно кричали: «Горько! И считали: Раз, два, три…»

 Годы пролетели, словно ветерок по цветочному полю, быстро и незаметно… Она подарила ему сына и дочь… А потом уже дети сделали их счастливыми дедушкой и бабушкой…Четверо внуков радуют их своими успехами…

 Сорок пять лет Вместе: в радости и в горе…Жизнь посеребрила виски…Но по-прежнему глаза Володи голубеют, теплеют, когда он видит свою Татьяну…Пусть светится имя твоё…А имя это – Любовь!

 А для меня события этой свадьбы тоже могли бы изменить всю мою жизнь…Не случилось… тогда… Но Судьба подарила это Счастье через много… много лет…



 КАК  ЭТО  ПРОИСХОДИЛО СЕЙЧАС...


 С тех пор прошло много-много лет...   Постепенно стирались из памяти многие эпизоды   свадьбы. Да и сама эта свадьба всё реже и реже всплывала в памяти.

 Судьба разбросала нас вначале по разным концам нашего города, потом, в поисках романтики, мы разъехались по разным городам и даже по разным странам...
 
 Рождались, росли наши  дети, вырастали, женились  и выходили замуж, награждая  нас  внуками и внучками...  И эти и многие другие, не менее важные и яркие события, всё дальше и дальше отодвигали  в самые  дальние, сокровенные и потаённые  уголки  нашей памяти  воспоминания  об  этой свадьбе... Тем не менее воспоминания о ней, всё же всплывали  у меня довольно часто... 

 -  Но почему именно об этой свадьбе ? - спросите вы.   

 Я, наверное, не смогу сразу, вот так, с ходу, ответить на этот вопрос... 
 
   Наверное, и у вас, наверняка, случалось такое, когда какое-нибудь событие намертво вцеплялось в вашу  память и не  отпускало очень долго, если не всю жизнь. Ведь было же?   Да?               

 А та свадьба запомнилась тем, что я впервые был свидетелем на свадьбе. Позже мне ещё не раз приходилось быть в этой роли, но эта запомнилась особенно...

 Как я уже говорил, в то время я служил  в армии, где  порядки были довольно строгие,  и шанс, что я смогу  приехать из   армии  на свадьбу  друга, пусть  самого лучшего,   даже при самом смелом  раскладе  был  равен  нулю...

 Поэтому, будущий жених, на «мальчишнике»,  не мудрствуя лукаво, «дублировал»  меня направо и налево... Назначая свидетелем, похоже,  любого, кто был  наиболее  близок ему  в тот момент. И не только духовно,  а иногда  просто физически. 
 
 Он - то утром, ничего не помнил, их  было так много. Но они - не забыли.  И всю свою горечь от несбывшегося  изливали  по одиночке  мне. Стоило лишь  мне отойти  чуть подальше от жениха. Как я уже  говорил, их было  много.  Но я выдержал.
   
 Возможно, потому, что со мной была та девчонка, с которой мы  встретились  в поезде...  И которой бы я, не раздумывая, отдал бы цветы, как своей  невесте.   А не для другой  невесты, как это случилось тогда...

 Время неутомимо и, самое главное - стремительно летит вперёд.  И мы сами не заметили, как получилось, что та свадьба через  несколько  дней  станет  Сапфировой!

 В наш век информационных технологий, интернета, Скайпа и Вайбера, связаться  и поговорить  с человеком,  находись  он хоть на самом краю земли,  - дело  одной минуты.

 А   вот  что  такое телеграмма, наверняка,  не знают  не только наши внуки, а пожалуй,  и  дети.   Но всё же хотелось преподнести   этим  «ребятам», нашим  сапфировым  молодожёнам  что - то, такое, чтобы  они  всё вспомнили...

 Всё то, что было   у них  на свадьбе  45 лет  назад. И мы  «послали»   им   точно  такую же  телеграмму.   Как тогда, сорок пять лет назад:

  «ГРУЗИТЕ  АПЕЛЬСИНЫ  БОЧКАХ БРАТЬЯ = КАЗАМАЗОВЫ= »


КАК ЭТО, ВОЗМОЖНО, БУДЕТ...


 Телеграмму мы «послали», конечно же, инкогнито. Ясное дело, не совсем  по почте  или телеграфу. Как именно, будем считать, это нашей маленькой  тайной. 

  Мы уверены, что наши «молодожёны»  с сорокапятилетним стажем, получат  её  накануне   этого своего Юбилея... 

  Интересно, сразу догадаются, кто послал эту телеграмму  или,  как много  лет  назад,  так и не  догадаются,  пока я сам не скажу им об  этом?   Но не это главное...

 Как бы не засасывала нас из года в год череда  монотонных   будней, как бы не терзали  нас хвори, болезни  и недуги, мы всегда подсознательно ждём  какой-то отдушины, светлой полосы  в своей жизни, чего-то  нового,  необычного, которое, кто его  знает? перевернёт  нашу жизнь на  сто восемьдесят  градусов...

 Ждём  с какой-то  затаённой мечтой...

 И  кто его  знает, а вдруг  наши  «ребята»  получив  телеграмму  спокойно вечером  лягут спать и проснутся...  ровно сорок пять  лет  назад!  Молодыми, красивыми,  веселыми и счастливыми!   

 Счастливыми,  потому что  уже,  под  звуки  свадебного  вальса  Мендельсона,  поднимаются  по  ступенькам  Дворца  Культуры  для торжественной регистрации   брака, а  через  несколько  минут   танцуют  свои  первый  в жизни  танец в качестве мужа и жены...

 А  вот они уже  возле  дома,   где их  традиционным  хлебом-солью встречают родители... Свадебные  столы, ломящиеся   от  блюд  и напитков...  Громогласное: «Горько!!!»  И такие  сладкие  и   волнительные поцелуи... 

 Как  быстро  летит  время!  Первенец  родился!  Тёплый взгляд  материнских глаз, мягкий,  дрожащий от волнения голос: «С сыном, тебя!», который затмил  все последующие поздравления...  А потом и доченька появилась...

 Школа... Институт...  И уже весело   бегают  по квартире  внуки...  И они  уже в школу пошли...
 
 А  за окном  уже много лет  всё один и тот же вид: центральная  площадь   города,   Дворец культуры,  по  мраморным ступенькам  которого, они  много,  целых сорок  пять лет  назад, поднимались  для торжественной регистрации брака...               

 И снова перед  глазами  ломящиеся от  блюд  и  напитков   свадебные столы... 
И снова  звенело  громогласное:  "Горько!!!!...

...Солнечнй луч   робко пробился   сквозь  занавески  спальни....   

 Стало видно, как  за окном  медленно кружились  махровые, почти как   новогодние,  снежинки... 
   
 А  неугомонный лучик  солнца   меделенно   крался по стенке... 

 Пока не  осветил  большой   настенный календарь, который уверенно показывал, что наступило    26 февраля  2017 года...