Первые ступени

Дмитрий Каюшкин
Первые ступени
Рассказ

     – Приступаем к награждению победителей турнира, – громкий голос главного судьи соревнований прозвучал в звенящей тишине спортивного зала.
     Малыши-гимнасты замерли в парадном строю, расправили плечи, подтянули животики. Самые нетерпеливые даже поднялись на носочки,  стремясь выглядеть выше и взрослее.
     Вот он – торжественный миг, которого с нетерпением ждали все: и участники, и зрители.
     В центре акробатического ковра трёхступенчатый пьедестал, чуть в стороне судейский столик. А на нём…! Мечта каждого мальчишки! Грамоты, медали, кубки… Ещё мгновение и определится счастливчик!
     Но, похоже, сюрпризы не закончились! Рядом с наградами, словно по мановению волшебной палочки, из-под заботливых рук взрослых выросла  пирамида разноцветных коробочек и упаковок, в которых маленькие спортсмены не без труда угадали любимые игрушки.   
     Кто же станет обладателем бесценных и манящих «сокровищ», кому достанутся призы и награды?
     Пятилетний Дениска расширенными глазёнками в изумлении смотрел на «волшебный» столик и не мог оторвать взгляда от обилия красочных подарков. 
     « Да никакой не маленький! А что ростом самый низкий и последний в шеренге… Ромка, братишка-близнец, ничуть не выше. Просто подбородок кверху задрал, потому и стоит правее. И вовсе не сильнее меня. Подумаешь, быстрее на канате взобрался. Зато я на брусьях больше отжался, – мысли вихрились, путались в голове мальчишки и мгновенно перескакивали с одного на другое. – А в верхней коробке, точно, конструктор «Lego»! Я о нём целый месяц мечтал! Ух, ты! Под коробкой – робот-трансформер! Как у Юрки из нашей группы. На днях в садик приносил, хвастался. Мне бы такой! Неужели сейчас»… – Дениска затаил дыхание.
     Два месяца занятий гимнастикой в спортивной школе не прошли даром для близнецов. Ромка с Дениской научились в строю ходить, носочки тянуть, подтягиваться, отжиматься, делать кувырки… Столько всего нового, интересного! А если взрослые не видят, то можно наперегонки гонять по залу, в поролоне барахтаться. Бывает и влетит от наставника. Посмотрит грозно, пальцем погрозит, особо буйного ладошкой по мягкому месту хлопнет. За дело!
     Первые соревнования грянули неожиданно. И надо-то всего лишь повторить, чему на занятиях учили. Но постараться, сделать лучше всех. Тренер сказал: «Стиснуть зубы и терпеть». Не каждому мальчонке понятно, что значит «стиснуть зубы». Насчёт «терпеть» – проще. Но попробуй, потерпи, когда руки с перекладины соскальзывают, ноги тяжестью наливаются на «стеночке».
     Ромке легче всё даётся. Худенький, юркий, подвижный. Силёнок не хватает, но это не страшно, дело наживное. Дениске сложнее. Хоть и решительней братишки, но прыгучести мало. Двумя ногами со всей силы толкается при прыжке. А полёта и нет. Да с канатом проблемы: страшно под самый потолок забираться. До середины ещё «куда ни шло», а дальше духу не хватает…
     – За третье место награждается…, – голос ведущего вывел Дениску из задумчивости.
     Из стройной шеренги гимнастов выбежал вихрастый мальчуган и резво взобрался на пьедестал.
     – За второе место…
     – И победителем турнира становится…, – Дениска не верил своим глазам: все три ступени были заняты его сверстниками, ещё мгновение назад стоявшими рядом в парадном строю.
     Медали разных достоинств украсили грудь каждого из призёров. На узкое плечико победителя легла широкая алая лента. Счастливые и радостные мальчишки с волнением держали в руках награды и кубки.  И трансформер, и конструктор «Lego», другие подарки – все были вручены лидерам соревнований.
     «А как же я? Почему меня нет среди чемпионов? Ведь я тоже хочу приз, –  пронеслось в голове у Дениски. – Сейчас, сейчас назовут моё имя, – зажмурился он, по-прежнему отказываясь верить в творящуюся несправедливость».
    Тревожные мысли смешались с гулкими ударами маленького сердечка и полностью заглушили слух мальчишки. Под нескончаемые аплодисменты зала ещё двое юных гимнастов заняли места рядом с пьедесталом, принимая поздравления и грамоты за четвёртое и пятое место.
    Что за сила вытолкнула его из шеренги и понесла вперёд, Дениска так и не смог себе объяснить. Через мгновение он стоял посреди ковра рядом с победителями.
    Ни очередной шквал аплодисментов, ни добродушный искренний смех и улыбки зрителей не заставили мальчонку усомниться в правильности своего поступка. И только протянутая рука подошедшего тренера,  в которую он без колебаний вложил свою ладонь, твёрдо повлекла за собой и вернула Дениску в общий строй…
     Каждый из участников соревнований получил от организаторов турнира по большой шоколадке, и под звуки бравурного марша гимнасты покинули спортивную арену.   
     С трудом сдерживаемые эмоции вырвались у мальчишек лишь в раздевалке. Дениска молча плакал, прижавшись к любимому папке и  обхватив его руками. Слёзы текли не переставая. Даже тёплая шершавая рука отца, смахивающая градинки-слезинки, не могла успокоить маленького спортсмена. Ромка стоял чуть в сторонке и тёр кулачками покрасневшие и влажные глазёнки.
     Достойно проигрывать сильнейшим соперникам  предстояло ещё учиться. Но куда важнее была «наука побеждать».
     – Дружно вытираем слёзки, будущие чемпионы, –  успокаивающим тоном произнёс отец, ласково приобняв обоих близнецов. – Наши вершины ещё впереди, если будем стараться и проявим волю к победе. Например, как сегодня.
     – И у нас была эта воля? – перестав всхлипывать, Дениска поднял глаза на папку.
     – Ещё как была! Словно у настоящих бойцов!
     Мысли о досадном проигрыше внезапно улетучились, и в глазах мальчишек мелькнуло удивление и заинтересованность.
     – Вот тебе, Дениска, страшновато было по канату забираться? – прищурился отец, с хитринкой посмотрев на сына.
     – Ещё как страшно.
     – Но ты же переборол этот страх, аж до самой середины залез!
     – Так я дальше не смог, испугался, и руки сами вниз по канату поехали, – растерянно ответил Дениска.
     – Это и говорит о том, что есть к чему стремиться. А то, что со страхом боролся и вопреки ему вверх стремился и называется волей к победе, – отец подмигнул малышу и повернулся к Ромке. – Надеюсь, не забыл, как руки от усталости соскальзывали с перекладины?
     – Ну, да, – неуверенно протянул близнец.
     – И что ты предпринял?
     – Держался из последних сил, хотел ещё разочек подтянуться, – Ромка по-взрослому сдвинул бровки, пытаясь припомнить своё выступление.
     – Получается, и ты проявил волю к победе, – ответил отец и продолжил. – Раз вы сегодня оба молодцы, значит что?
     – Что? – хором воскликнули близнецы.
     – Идём выбирать подарки! – смеясь, выпалил отец, прижимая к себе обоих мальчишек.

     Мгновенно забылись слёзы, огорчения, и уже через час Дениска с Ромкой в сопровождении отца выходили из супермаркета. Каждый из братьев держал в руках блестящую упаковку, под которой угадывалась фигурка робота-трансформера. 
     Лица мальчишек озаряли счастливые улыбки, а походка и осанка обоих были преисполнены горделивости и важности. Ведь сбылась у юных спортсменов сокровенная мечта, с которой едва не пришлось распрощаться! Хоть и маленькая, но столь желанная!  Нет уже никакой зависти к чемпионам и их призам! А самое главное, как сказал папка, оба приложили усилия и стремление к победе, даже проявили не совсем до конца понятную разумению малышей «волю» …
     Спортивный год подходил к своему финалу. Впереди итоговые соревнования и долгожданное лето. Пляжи, рыбалки, поездки на отдых всей семьёй, море новых открытий и впечатлений. День рождения предстоящим летом! Близнецы станут на год взрослее. А там и школа не за горами!

     Сделаю небольшое отступление в своём повествовании. Исключительно для взрослого читателя! Причина вполне прозаическая. Не перевелись ещё скептики в нашей среде. Что за изверги-родители! Вместо того, чтобы дать ребёнку в полной мере насладиться детством, сызмальства распихивают по кружкам, секциям, загоняют в жёсткие рамки бытия, ограничивают свободу, лишают самостоятельности, заставляют неустанно трудиться на достижение эфемерных и зачастую ненужных вершин и целей… Кое-кто, возможно, перенесёт подобную точку зрения и на моих маленьких героев. Твёрдо и решительно, но в то же время с приветливой снисходительностью, автор готов развеять взгляды пессимистов. Но лучше всего это сделают сами маленькие спортсмены.
 
     … По вечерам после садика Дениска с Ромкой продолжали посещать спортивную школу. Бывало, торопятся все вместе на тренировку, а в головах у братьев мысли, будто под копирку.
     «За руку, с папкой, не на какую-то там горку или малышковую площадку, а в настоящий гимнастический зал. Пусть все  в садике смотрят и завидуют, чему мы  научились! А в зале всё по-взрослому. Перекладина, кольца, брусья, батут… Снарядами называются. Смешно: снаряды, а не стреляют! Столько слов новых, что не сразу и запомнишь. Даже конь есть, только не настоящий. Пацаны постарше давно всё освоили. Сальто крутят, на руках стоят, порой такое показывают, аж дух захватывает. Даже не верится, что и мы когда-нибудь сможем. Тренер говорит, что нам ещё рано. Сначала нужно научиться на перекладине подтягиваться. Некоторые и одного раза не могут, болтаются, словно «сосиски». Это мы их так зовём. На ковре в длину прыгнуть куда легче. Только толкаться со всех сил нужно. На «стеночке» ноги до самого верха поднять. Ага, просто, как же! Сгибать и разводить ноги нельзя, и засчитывается, если только выше головы. Но самое страшное – канат. Хотя, чего его бояться. Главное вниз не смотреть, чтобы голова не кружилась. Половина наших до потолка по канату забираются. Но есть и такие – вцепятся двумя руками, обхватят ногами, повисят и спрыгивают. А иногда на батуте «полетать» тренер разрешает. Но только под его присмотром. Весело, забавно, аж смех разбирает! Волшебная сила вверх подбрасывает, и – в яму с мягким поролоном! Когда никто не видит, мы кусочками этого поролона друг друга дубасим. Ох, и влетает за это! Приседать и отжиматься в качестве наказания приходится. Никто не обижается, провинился – отвечай! Но мы всё равно хитрее. Если папка пораньше в зал приведёт, можно в догонялки носиться, дурачиться, на мягких матах кувыркаться. Нам вслед что-то кричат взрослые, пытаются на скамеечку усадить, а мы делаем вид, что не слышим. И лишь только тренер появится в зале, поймает за шкирку самого резвого, мы тут же успокаиваемся. По росту строимся и к занятиям приступаем. Главное, конца тренировки дождаться, чтобы ещё несколько минут в зале побегать, на перекладине и кольцах раскачаться, с коня в яму сигануть… Но родители тут как тут, уже устали нас дожидаться. Всех отловят, и в раздевалку!»
     Гимнастика Дениске даётся с трудом. Вот и папка ему говорит, что гибкости не хватает, да  кости у мальчишки тяжёлые. Потому и прыжок в длину уж больно короткий. А с канатом и вовсе – проблема. С закрытыми глазами только до середины забраться получается. Зато пресс железный! Десять раз свободно поднимает ноги на стеночке. Не каждому такое под силу.
     Ромке легче упражнения осваивать. И тренер в нём способности подмечает. Везунчик, братишка, ничего не скажешь! Дениска ему втихаря завидует, трудно в юном возрасте признаться самому себе, что кто-то рядом старательней и упорней. Куда проще слегка поворчать или причину надуманную найти. И невдомёк мальчонке, что Ромка, хоть росточком невысок, да годами млад, но характер бойца-трудяги уже проявляется. Сосредоточенно внимает словам тренера, при каждом подходе к снаряду полностью выкладывается. Дениска – полный антипод брату: в строю крутится-вертится, замечаний иногда не слушает, с друзьями озорничает, да поболтать  норовит. Иной раз пропустить упражнение может: если никто не видит.
     Только отец всё равно к достижениям обоих сыновей одинаково относится, никого не выделяет. Может каждого и за лень поругать, и за достойный результат похвалить. Но чаще просто смотрит в зал через дверь, хмурится или улыбается, даже на проказы близнецов почти не реагирует. Почему через дверь? Так нельзя же взрослым своим присутствием отвлекать гимнастов во время тренировок. Зато на соревнованиях, родители – самые уважаемые гости и самые азартные болельщики!
     И в этот завершающий турнир отец за сыновьями внимательно наблюдал. Аплодировал громче всех и бодрящими возгласами поддерживал.
 
     С минуты на минуту начнётся награждение. Стоят мальчишки в строю, притихли. Ждут, когда результаты огласят.
     Вот он – победитель! На высшей ступеньке пьедестала – Ромка! И медаль золотая на груди, и кубок с грамотой в руках! А ещё… Самосвал преогромнейший, будто настоящий! Кабина бирюзовая, кузов ярко-жёлтый! Хоть и пластмассовый, но радиоуправляемый! Не машина, а мечта любого мальчишки! Держит Ромка дорогой подарок от спонсоров, а сам так и светится от счастья.
    Дениска в общем строю стоит. Не услышал сегодня своей фамилии в числе призёров. Глаза набухают слезами, вот-вот капли по щекам потекут. Но нельзя перед всеми свою слабость показать. Хоть и маленький, но мужчина! А мужчины ведь не плачут на людях.
     «Главное, с папки глаз не спускать, – мысленно твердит себе малец. – Как только распустят всех, бежать к нему со всех ног, уткнуться в живот и тогда уж дать волю слезам».
   
     Ромка первым подошёл к Дениске, рыдающему со всхлипами в объятиях отца, и легонько постучал брата по плечу.
    –  Ну, принимай поздравления, чемпион! – отец приветливо протянул руку сыну. – А Дениску не тревожь, сейчас успокоится и всё будет нормально.
     Ромка на автомате ответил крепким рукопожатием и вновь осторожно прикоснулся к плечу стоявшего спиной брата.
     – Дениска, повернись, прошу тебя. Я хочу тебе что-то сказать.
     – Отстань от меня, – сквозь слёзы буркнул Дениска, не желая «отлипать» от папки.
     – Повернись, ну, пожалуйста! – настойчиво попросил Ромка.
     Искренние и тёплые нотки в голосе брата подействовали на Дениску, и он повернул лицо в его сторону.
     – Видишь этот самосвал? – Ромка протянул игрушку брату. – Возьми его, пускай он будет нашим общим. И мы вдвоём будем с ним играть.
     – Ты мне разрешаешь его взять? – удивлению Дениски не было предела. Слёзы моментально высохли. – Самосвал будет твой и мой, всегда-всегда? –  восхищённо выдохнул он.
     Ничего не сказав в ответ, Ромка бережно передал игрушечную машину брату и посмотрел ему в глаза прямым лучистым взглядом.
     На улицу Дениска выходил самым счастливым человеком на свете, трепетно прижимая к груди большую игрушку. Незаметно улетучились и оказались забытыми обиды и огорчения, пропала зависть. Мысли мальчишки неслись далеко вперёд. Туда, где будет управлять новой машиной, переключать скорости…, где вместе с братишкой окажется в центре внимания друзей и знакомых, туда, где радость и веселье никогда не заканчиваются…
     Рядом, улыбаясь, шёл Ромка. Он, конечно, наслаждался желанной спортивной победой. Но вместе с ней его душа наполнялась ещё чем-то тёплым и приятным, до конца не понятым. И было ли это чувство больше связано с идущим от сердца поступком или заслуженным чемпионским титулом, объяснить самому себе непросто.
     Прошло лето. Близнецы загорели, окрепли, подросли. Правда, Дениска на полголовы выше вымахал и раньше брата плавать научился. Зато Ромка бегает быстрее, всегда в догонялки выигрывает. Злится Дениска, не хочет уступать. «Ах, так! – бывало, выпалит в запале, – будем на руках мериться! Тогда и узнаем, кто сильнее». Здесь уж нет ему равных. Хоть Ромка и упирается, но противостоять бесполезно. Дениска его руку махом к столу припечатывает. Ещё бы, ладошка-то шире и захват крепкий, словно в тисках Ромкину кисть сжимает.
     Не чуждо братьям соперничество. Каждый стремится быть первым.
     Вот и соревнования в новом сезоне «на носу». Обгоняет Ромка брата: усердием выделяется, результаты спортивные выше показывает. Перевели наставники мальчонку в старшую группу. Но Дениска отставать не хочет. Стал к замечаниям прислушиваться, усердие возросло. Глубоко в душе понимает, что Ромка по справедливости его опережает, но червячок зависти изнутри Дениску гложет, покоя не даёт. «Главное, достойно на соревнованиях выступить, всеми силами выложиться, – по-взрослому рассуждает мальчишка. – А там и меня заметят, переведут в Ромкину группу, ещё посмотрим, кто кого!» – успокаивает и бодрит он себя.
 
     …Закончились соревнования. И вновь юные герои замерли в торжественном строю. Самые маленькие гимнасты на три ступеньки пьедестала поднялись, поздравления принимают. Следом очередь спортсменов из Денискиной группы награды получать.
     Ромка внешне спокоен, выдержан, хотя и волнуется немножко. Знает уже, что не дотянул до призовых мест, в старшей группе соперники сильнее и опытнее. Все победы ещё впереди. Тревожно в душе за брата: «Как он выступил, пробьётся ли в число призёров»?
     Дениска слегка бледный стоит, губки покусывает...  Руки и ноги свинцом налились: ни поднять, ни пошевелить. И непонятно мальчишке: то ли от усталости, то ли от переживаний. Все силы борьбе отдал, больше остальных на перекладине подтянулся. А самое главное – страх перед высотой преодолел, до самого потолка по канату поднялся. Краешком глаза успел заметить, что папка со зрительского места аж подскочил и громче всех в ладоши захлопал! Но хватит ли набранных баллов для призовых мест? Неизвестно.
     И вновь, как в первый раз, пелена перед глазами, удары сердчишка в висках отдаются. И мысль, одна-единственная, непрерывно пульсирует в голове: «Должны назвать моё имя, должны, сейчас…».
     Нет, не называют.
     Уже на низшую и среднюю ступень пьедестала поднялись призёры….
     «Проиграл…», –  про себя шепчут губы.
     Но, что случилось? Почему справа и слева пацаны плечами Дениску пихают, из строя выталкивают? Почему все взоры только на него устремлены, и главный судья в его сторону смотрит с улыбкой?
    «Беги вперёд, беги!» – словно сквозь толщу стены слышится звонкий голос Ромки.
    Закрыв глаза, Дениска рванулся из строя и… остановился перед пьедесталом.
     – Ну что, победитель, занимай своё заслуженное место! – голос стоящего рядом тренера окончательно привёл мальчишку в чувство, а протянутая рука помогла взлететь на высшую ступеньку. 
     Шквал аплодисментов разразился под сводами гимнастического зала. 
     По-прежнему растерянный, но в то же время неимоверно счастливый, Дениска стоял, возвышаясь над всеми. Грудь чемпиона украсила золотая медаль, кто-то жал ему руку и вручал грамоту, кубок. Радостные эмоции переполняли сердце Дениски. И никакие дорогие подарки на серебряном подносе, дожидавшиеся призёров, не могли сравниться с торжеством момента, ликованием в душе и чувством гордости маленького гимнаста за свою первую долгожданную победу.