Христос воскресе, мнученька!

Ирина Васильевна Волкова
 Я с детства люблю Пасху и думаю, что в этом празднике, как в коконе, жила
и теплилась народная вера в Бога во времена, когда религию не отождествляли
с духовностью.
  Светлое Христово Воскресение никто не смог отменить. Чиновники, учителя, рабочие и крестьяне в одно из воскресений года говорили друг другу наполненные любовью слова, как бы это не было странно, не придавая им особой религиозности:
"Христос воскрес!" - говорил встречный. "Воистину воскрес!" - не мог не ответить другой. Вот и поздоровались с любовью и с верой.
 Когда мне было лет пять-шесть, я никак не могла запомнить слова, с которыми
люди "христосуются" друг с другом. Но смысл этих слов в моей детской голове
осознавался чётко: "Бог есть?" - как бы спрашивал один человек. "Да, Бог есть!"
 - отвечал ему другой.
 Я с детства знала про "чистый четверг" на Страстной неделе. В этот день
бабушка мыла и убирала весь дом. Она белила его изнутри мелом, и был такой 
живой запах дома, что, казалось, он проникает в тебя с каждым вдохом, а с
выдохом ты отдаёшь ему свою ответную любовь и силы. Ты чувствуешь единение
с ним и понимаешь, что он - земля и ты - земля, которую создал Бог. И вот
уже каждый уголочек дома улыбается, с ним улыбаешься и ты.
 Вскоре готова и баня. Она в "чистый четверг" была особенная - отмываешься от всего дурного и злого, что случилось в твоей жизни. Сухой горячий воздух из парилки как бы очищал изнутри, добирался до самой души.
 А впереди - день, в который человечество совершило самое  ужасное злодеяние -
была убита Любовь.
 Я знала, что в этот день был распят Христос, но почему-то боялась об этом
говорить. Теперь я понимаю почему: каждый представитель рода человеческого
в той или иной степени причастен к этому преступлению, хотя от него нас
отделяет великая сила времени. Совершая свои большие грехи и маленькие грешки,
мы по-прежнему предаём Христа.
 Я знаю одну женщину, которая живёт по христианским обычаям, свято соблюдает
православные традиции: посты, молитвенные возношения, совершает благотворительные дела. Любуясь ею, я как-то сказала от чистого сердца: "Вам удаётся безгрешно жить. Вы просто святая!" На что она, задумавшись, ответила очень грустно: "Я грешнее все грешных, если кто-то  обо мне думает так, потому что безгрешен только Господь. А я грешна вдвойне - совершаю грех и умею скрыть
его от окружающих".
 В пятницу мы с бабушкой занимались своими обыденными делами, только лицо у
неё было сосредоточено и печально. Я не слышала, чтобы бабушка говорила в этот
день о распятии Христа, но чувствовала, что она думает про это и скорбит.
 К субботнему вечеру не сделано было ещё много дел. Я помню, как засыпала
в хрустящих простынях, а бабушка развешивала в это время на окошках бело-
снежные занавески с вышивкой "ришелье" и всё сетовала на то, что до послед-
него часа занимается суетными делами вместо того, чтобы всею душою молиться
и ожидать светлого Христова Воскресения.
 Но вот утро. Настал этот славный день!
 И даже если на Пасху было пасмурно, то солнце всё-равно отправляло на землю
свои лучики в самые нужные места. В нашем доме это были узоры "ришелье".
Солнышко, проникая в маленькие дырочки кружав,отражало их узоры на полу.
 Когда я просыпалась, весь дом был залит жизнерадостным светом. Улыбался.
Улыбалась и бабушка своими морщинками у глаз и одна за весь дом и за весь
огромный мир говорила то, о чём все думали и чему все радовались:
- Христос воскресе, мнученька!
-Воистину воскресе, бабушка!