Патриоты русской провинции

Геннадий Маркин
Мне повезло. Повезло в том, что я современник поэта Владимира Сапожникова, и что знаком с ним лично. А еще повезло в том, что могу наслаждаться его поэзией и обсудить с ним его стихи. Я помню нашу с Владимиром Григорьевичем первую встречу. Мы встретились и познакомились в кабинете главного редактора литературного журнала «Приокские зори» Алексея Афанасьевича Яшина, еще в том старом его кабинете в высотном здании на проспекте Ленина. Я тогда принес в редакцию рукопись своего очередного рассказа, где в это время, уже находился Владимир Григорьевич. Алексей Афанасьевич представил нас, даже произнес в мой адрес какие-то хвалебные слова. «Прошу любить и жаловать друг друга», – сказал он. В знак знакомства мы пожали друг другу руки, и Владимир Григорьевич очень внимательно взглянул на меня, и этот его взгляд говорил: постой-ка, братец, пока в сторонке, а я подумаю, жаловать ли тебя, общаться ли с тобой? По крайней мере, мне тогда так показалось. Я себе и представить не мог, что пройдет время, и у нас с Владимиром Григорьевичем завяжутся прекрасные взаимоотношения. Что он напишет предисловие к моей повести «Случайный попутчик», даст мне рекомендацию для вступления в Союз писателей России и, в силу сложившихся жизненных обстоятельств, будучи профессором и преподавателем одного из тульских ВУЗов, будет передавать свои знания, свой опыт студентам, среди которых будет и мой сын. А ещё нас объединил далекий киргизский город Ош, в котором Владимир Григорьевич в 1988 году, будучи участником десанта Фонда имени Ленина, спасал от смерти киргизских детей во время страшной эпидемии, а я чуть раньше в 1980 году, служил солдатом в Ошском пограничном отряде. И мог ли я тогда, при первой нашей встрече в кабинете Алексея Афанасьевича, предположить, что буду писать отзыв о Музыкально-поэтическом альбоме, который Владимир Григорьевич напишет совместно с музыкантом Сергеем Владимировичем Сениным, и один экземпляр подарит мне со своей дарственной надписью.
Альбом называется просто – «Настроение». Он увидел свет в январе 2017 года, в тульском издательстве «Полиграфист», в количестве 500 экземпляров. Альбом прекрасно оформлен с замечательными фотоиллюстрациями, отражающими красоту родного края.  На прекрасные стихи поэта Владимира Сапожникова  композитор Сергей Сенин наложил прекрасную музыку, и родилась – песня! В результате совместной работы двух авторов мы видим жизненные зарисовки, в которых, как в капле чистой родниковой воды отражается солнце, звезды, отражается вся наша жизнь: и родная сторонка, и желтая рябина в пепле осени, и запах полей, и красивая светлая река, и даже ночной всплеск рыбы в той реке. Отражается весь наш огромный мир, который есть мир двух прекрасных авторов, двух замечательных людей – поэта Владимира Сапожникова и композитора Сергея Сенина.
Не где-то там… В родной сторонке,
Где все знакомо для меня,
Где я узнал еще ребенком,
Чем в поле пахнут зеленя…
В один из ненастных январских дней пришлось мне с женой приехать в одну глухую деревеньку, затерявшуюся в бескрайних снежных полях Куркинского района Тульской области. Мы с трудом пробирались сквозь метель к родовому дому моей жены, где проживает ее мама, а потом долго стояли у натопленной русской печки-лежанки, отогревая озябшие на морозе руки, а за окном все сильнее и сильнее разгуливалась метель. В этот момент мне почему-то вспомнилась рожденная Сапожниковым и Сениным песня «Сыплет бисером пурга за окном».  Эта песня о русской деревне, о тех людях, которые в ней живут и которые любят. О тех, кто вырастил, воспитал и вывел в люди своих детей. И от этого моего воспоминания о песне, вдруг стало теплее на душе, и мне показалось, что наступила весна, что зима уже ломается, а на деревенском пруду трещит лед.
Сыплет бисером пурга за окном,
И стучится белый снег в белый дом.
Как уютно у печи нам вдвоем,
Мы о чем-то говорим, что-то пьем…
Бродят отблески огня по глазам,
Бродят тени по стенам и по нам.
Тени прошлого в душе пробегут,
Радость прошлую, быть может, вернут?
Сыплет бисером пурга за окном…
Нам по-прежнему тепло в доме том…
Я специально процитировал это стихотворение полностью, потому, что его нельзя обрывать на полуслове, – это стихотворение отражает жизнь, а жизнь обрывать нельзя, не по-божески! Ее, как и песню, нужно прочувствовать до конца. Это не просто песня – это Песня Песни!
Не буду скрывать, многие наши братья-писатели недолюбливают друг друга, завидуют чужой творческой удаче, чужой славе. Владимир Григорьевич Сапожников к таким людям не относится. «Гнилых» слов о своих коллегах по перу, он никогда не говорил. По крайней мере, ни мне, ни другим писателям, с которыми я общался, такого из уст Сапожникова слышать не приходилось. Только хорошее, доброе, вечное! Помню, одно время я был членом жюри «Тульского областного слета молодых поэтов и прозаиков», который организовал и проводил Владимир Григорьевич. После окончания его работы, он подошел ко мне, и протянул список из нескольких фамилий. «Обрати внимание на этих молодых прозаиков, у них серьезные произведения, и я думаю, что их обязательно нужно опубликовать в журнале «Приокские зори». Если возникнут какие-то проблемы с их публикацией, позвони мне, я, как член редколлегии журнала, помогу», – сказал Владимир Григорьевич. И эти его, казалось бы, простые слова, эта забота о молодых и одаренных авторах, в чьих судьбах Владимир Григорьевич играет не последнюю роль, дорогого стоят! Эти слова – высота его души и помыслов! А высокие дела может созидать только тот человек, который и сам поднялся на высоту истины. На ту высоту, на которой всегда находились люди с огромной ответственностью и с высокой культурой. Безусловно, после такой заботы, новое поколение, которое придет в литературу после нас, увидит что-то такое, что, возможно, мы сегодня проглядели.
В жизни часто бывает так: задумал человек сделать что-то очень важное и нужное, но не верит в себя, не верит в то, что сможет это сделать, боится, что не осилит. Но случаются какие-то жизненные обстоятельства, которые вдруг возбуждают в нем те дремлющие деятельные силы, способные к созиданию, и он, преодолевая себя, преодолевая свою робость, справляется с задуманным. К таким обстоятельствам, несомненно, можно отнести и хорошую музыку. С композитором Сергеем Владимировичем Сениным я, к сожалению, не знаком, но слышал о нем, как о замечательном композиторе и прекрасном человеке. Однако его музыку я слышал. И главное содержание его музыки, как мне кажется, – это жизнь человека на своей земле, – это выпавшее на долю народа тяжесть испытаний, испытаний революций, войн, перестроек. Его музыка – это яркость, свет, несущийся из его души, из его сердца! Сергей Сенин – композитор высочайшей одаренности. Меня всегда удивляло, как композитор может излить в нотах громадность и трагичность человеческой души?! И как вообще, можно придумать музыку?! Наверное, это все-таки от Бога! Несомненно, что Сергей Сенин поступил учиться в Тульское музыкальное училище имени А. С. Даргомыжского, а затем и в Московский государственный институт культуры уже, будучи в душе композитором. А вхождение его в круг композиторов и принятие той жизни, которой жили и живут великие мастера музыки, закрепило его выбор. Одно из направлений его творчества – это тульская тематика, вокальные циклы на стихи тульских поэтов, композиции, посвященные Туле и Тульскому краю. Любовь к родному краю и сблизила его с поэтами, прославляющими в своих стихотворениях малую родину.
О, Тула, гордость русской славы!
Просторны улицы твои.
Блестят церквушки многоглаво,
Заводы светятся в дали.
(В. Сапожников. «Тула»)
Авторы музыкально-поэтического альбома «Настроение» любят Тулу, любят тульский край. И эта любовь к родному краю заложена у них с детства, она вскормлена материнским молоком, одушевлена первыми бабушкиными сказками и воспета стихами Александра Сергеевича Пушкина. Только так рождаются настоящие патриоты, патриоты русской провинции, той провинции, из которой всегда выходили самые талантливые люди, выходили народные силы. Никакой гид, никакой экскурсовод или краевед  не смогут так рассказать о родных полях и лугах, о лесах и рощах, как это сделали в своих песнях Владимир Сапожников и Сергей Сенин. 
Что ж, волшебница роща, до встречи!
На опушке чуть-чуть постою,
На душе и светлее и легче,
Будто встретил подругу свою.
Прочтя эти замечательные строки из стихотворения-песни «Свидание с рощей», вместе с авторами радуешься этому свиданию. Радуешься и веришь в то, что Музыкально-поэтический альбом «Настроение» в творческой биографии двух замечательных авторов Владимира Григорьевича Сапожникова и Сергея Владимировича Сенина, не последний. Как автор ждал свидания с рощей, так и мы все будем ждать свидание с их очередным совместным шедевром.