9. Весь сыр-бор был из-за Нуждина

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (1900-1981), выдающийся генетик, титаническая личность. Посмертно был реабилитирован только в 1992 г.
 «Он положил начало экспериментальной генетике популяций и учению о микроэволюции вместе со своим учителем С.Четвериковым, стал сооснователем радиационной генетики вместе с Г.Дж.Мёллером, внес решающий вклад в основание феногенетики.


Видимо, здесь следует остановиться и дополнить уже написанное. Я собираюсь сказать несколько слов о Н.И. Нуждине и его роли в преследовании «вейсманистов-морганистов», а затем внести небольшие поправки в ход событий, изложенный в стенограмме.

Этот материал найден мной на сайте «Новый Донской монастырь», московского краеведа-некрополиста Алексея Николаевича, описавшего памятники Нового Донского монастыря.

«Нуждин Николай Иванович (1904-1972). Биолог, генетик, член-корреспондент АН СССР.

Родился 4 (17) апреля 1904 года в деревне Поздерино Ростовского уезда Ярославской губернии. В 1929 году окончил Ярославский педагогический институт.
С 1935 года Н.И. Нуждин – сотрудник Института генетики АН СССР. С 23 октября 1953 года – член-корреспондент АН СССР. Его научные работы, в основном, – в области генетики, эволюционного учения и радиобиологии, к которым, в частности, относятся: «Наследственные изменения и онтогенез» (1945), «Роль гибридизации в изменчивости» (1946), «Взаимозависимость между состоянием хромосом, клеточными нуклеотидами, скоростью развития и проявлением признака» (1948), работы по радиобиологии в 1950-е годы».

Добавлю только, что все его работы написаны совместно с соавторами.
«Нуждин был одним из ближайших соратников «народного академика» Трофима Денисовича Лысенко, активно участвовал в разгроме «вейсманистско-морганистской» генетики в ходе и после Августовской конференции ВАСХНИЛ 1948 года (статьи «Критика идеалистической теории гена», «Дарвин и мичуринская биология»)».
Сразу после войны Нуждин сыграл определённую роль в судьбе биолога-генетика Н.В. Тимофеева-Ресовского.

НА СНИМКЕ: Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (1900-1981), выдающийся генетик, титаническая личность. Посмертно был реабилитирован только в 1992 г.
 «Он положил начало экспериментальной генетике популяций и учению о микроэволюции вместе со своим учителем С.Четвериковым, стал сооснователем радиационной генетики вместе с Г.Дж.Мёллером, внес решающий вклад в основание феногенетики.

Развивая идеи своего учителя Н.Кольцова о хромосоме как о макромолекуле и матричном принципе ее воспроизведения, Тимофеев-Ресовский сформулировал принцип ковариантной редупликации, принципы мишени и попадания в радиобиологии, дал оценку размеров гена и совместно с физиками К.Циммером и М.Дельбрюком показал возможность трактовки гена с позиций квантовой механики, тем самым создав фундамент открытия структуры ДНК и всей современной молекулярной биологии.

Объединив свои натуралистические и экспериментальные интересы и развивая традиции В.Вернадского и В.Сукачева, он заложил основы радиационной биогеоценологии – науки эры Чернобыля».
(С сайта http://idbras.comcor.ru/personal/Timofeev.html)

В своих воспоминаниях академик А.Д. Сахаров пишет:

«В 1964 году я ещё не знал о возможной роли Нуждина в судьбе Тимофеева-Ресовского. Расскажу, однако, об этом здесь, с оговоркой, что некоторые мои сведения не из первых рук и поэтому могут быть неточны.

Биолог-генетик Тимофеев-Ресовский, занимавшийся действием радиации на наследственность и другими вопросами генетики, в 37-м году не вернулся из Германии в СССР, т. е. стал «невозвращенцем». Он продолжал свои исследования в одной из лабораторий в Берлине. Вместе с ним в Германии были жена и сын. Во время войны сын погиб, кажется – в немецком концлагере.

Вскоре после окончания войны в лабораторию (находившуюся в советской зоне) приехал Нуждин. Он потребовал от Тимофеева-Ресовского материалы его исследований, в частности, культуры дрозофил и какие-то бактериологические штаммы.
Тимофеев-Ресовский отказался дать Нуждину что-либо.

Вскоре он был арестован, насильно вывезен в СССР и помещён в специально для него организованную лабораторию – «шарашку» на Урале.

Он жил там до конца 50-х или начала 60-х годов на положении заключённого и должен был работать вместе с приданными ему сотрудниками по заданиям Первого Главного Управления», занимавшегося разработкой ядерного оружия».

Такова роль Нуждина в судьбе выдающегося учёного Тимофеева-Ресовского.
Н.И. Нуждин и впоследствии не стал академиком.

Он умер в Москве 21 августа 1972 года и был похоронен на новом Донском кладбище.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/24/703