8. И сегодня у Лысенко есть защитники

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: «Народный академик» Трофим Денисович Лысенко.


«Народный» академик АН СССР и ВАСХНИЛ Трофим Денисович Лысенко (1898-1976), агроном и биолог, Герой Социалистического Труда, лауреат трёх Сталинских премий первой степени.

Основатель и крупнейший представитель псевдонаучного направления в биологии – мичуринской агробиологии. Организатор разгрома советской генетики. Лысенко, не признавая генетику, боролся с учеными-генетиками всеми доступными ему методами, изгоняя их из научных учреждений.

Из-за политизированных высказываний в адрес оппонентов (например, моргановской генетике приписывались обоснование расизма, евгеника, а также служение интересам класса милитаристской буржуазии), сессию ВАСХНИЛ (1948 г.) рассматривали впоследствии как «разгром генетики».

К переведённым в разряд «нелояльных вредителей» «формальным генетикам» были применены репрессивные меры или иные меры преследования. (Из Википедии).

Когда я опубликовал рассказ об Общем собрании АН СССР (1964 г.) в Живом журнале, мне сразу же задал вопрос один из последователей академика Лысенко.

Я-то думал, что после того, как Академия наук СССР приняла свое решение в 1983 г., последователей Лысенко не осталось. Оказывается, я ошибался. Они сохранились и даже проявляют определенную активность.

Мой «оппонент», спрятавшийся за псевдоним lysenkoism, задал мне вопрос, касающийся моего отношения к происходившим событиям.

lysenkoism написал:
Кто осмелился выступить против Лысенко.
«В 1964-м никакой такой особой смелости для этого не надо было. Чай, не 1949-й. Это первое.

Академикам-героям соцтруда (да ещё и не биологам), тем более, нечего было бояться. Подразумевать некую их «храбрость» в этом случае странно вдвойне. Это второе.

А вот что подтолкнуло академиков-героев соцтруда – не биологов(!) к такому организованному демаршу – это интересный вопрос. Думается, именно на это Хрущёв и отреагировал:

«Страна им, паимашь, тот же самый Академгородок отстроила, а они – вон чем занимаются».

Я ответил следующее:
«Вашими бы устами да мед пить. В это время сажали редко, но сажали. А снять с работы, закрыть институт, лишить возможности заниматься наукой – сколько угодно.

Я уже писал, как в 1959 чл.-корр. Дубинина (впоследствии академик) по требованию Хрущева сняли с поста директора Института цитологии и генетики СО АН.

А физики всегда помогали биологам, ещё в 1948 г. Даже пристраивали в свои институты на работу.

Кроме того, я не писатель. Это мои воспоминания. И я помню свои чувства тогда.

И еще. Посмотрите по стенограмме, как все мгновенно отреклись от выступления академика Сахарова, который назвал вещи своими именами. Как раболепно и несколько раз академик Келдыш нажимает на то, что Президиум следует указаниям Постановления пленума ЦК КПСС. Как он побаивается возможных действий академика Лысенко.

Кроме того, вы знаете, что Лысенко, на самом деле, начал действовать вместе с Ольшанским (Тогдашний Президент ВАСХНИЛ. -МК). Если бы Хрущёва в этом же году не сняли, последствия этого робкого выступления Академии наук были бы самыми тяжёлыми. Академия наук была на пороге разгона».

Ну, и на закуску. Знаете, сколько было орденов Ленина у «народного академика»? Скажу, – не сразу поверите: ВОСЕМЬ!

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/24/679