4. Опять из воспоминаний академика Сахарова

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Академик Михаил Александрович Леонтович (1903-1981), физика плазмы, радиофизика. Лауреат Ленинской премии, золотая медаль им. А.С. Попова АН СССР

Академик Леонтович всегда был, в отличие от подавляющего большинства академиков, общественно активен. И в этом случае он, естественно, не мог промолчать.

«Ещё во время моего выступления слово попросили Игорь Евгеньевич Тамм, В. А. Энгельгардт, М. А. Леонтович. Вскочив со своего места в страшном возбуждении, слова стал требовать Лысенко.

Келдыш первым выпустил Тамма, Леонтовича и Энгельгардта. Они выступали очень хорошо, логично и убедительно. Так же, как и я, они доказывали, что Нуждин недостоин избрания в академики.

Лысенко, конечно, говорил, что сказанное нами – возмутительная клевета и что заслуги Нуждина очень велики.

Потом взял слово Келдыш. Он выразил сожаление о том, что академик Сахаров употребил некоторые выражения, недопустимые на таком ответственном Собрании; он считает, что Сахаров совершенно не прав, и надеется, что Собрание при голосовании подойдёт к вопросу о кандидатуре члена-корреспондента Н.И. Нуждина спокойно, непредубежденно и справедливо, учтя мнение Отделения биологии.

Обращаясь к Лысенко, Келдыш сказал:
– Я не согласен с Сахаровым. Но, Трофим Денисович, каждый академик имеет право на выступление в пределах регламента и волен защищать свою точку зрения.

Много потом я узнал, что сидевший в президиуме зав. Отделом агитации и пропаганды ЦК КПСС Ильичёв очень заволновался во время моего выступления и хотел тоже выступить.

Он спросил сидевшего рядом академика П.Л. Капицу (от которого я и узнал эти подробности):
– Кто это выступает?

Капица ответил:
– Это автор водородной бомбы.

После этого разъяснения Ильичёв решил, видимо, на всякий случай промолчать...»

Здесь я хочу сделать небольшие замечания к воспоминаниям академика Сахарова: академик Энгельгардт выступал первым и впоследствии больше не выступал. А вот академик М.А. Леонтович действительно выступал, и я не понимаю, почему его выступление не попало в стенограмму.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/24/570