3. Лысенко протестует

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Академик Игорь Евгеньевич Тамм (1895-1971), физик-теоретик, Нобелевский лауреат, дважды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда.

Основные результаты его научной деятельности лежат в области квантовой механики, физики твёрдого тела, теории излучения, ядерной физики, физики элементарных частиц, а также прикладных задач.

Академик М.В. Келдыш:
– Кто ещё желает взять слово? Слово имеет академик И.Е. Тамм.

Академик Т.Д. Лысенко:
– Я просто выражаю протест Президиуму за такие позорные суждения!

Академик И.Е. Тамм:
– Я хочу высказаться по биологическим кандидатурам отчасти потому, что за последние 11-12 лет я с большим интересом следил за развитием биологии и генетики.

Академик Т.Д. Лысенко:
– Я выражаю протест против таких недопустимых выпадов!
Видите, пока академик Келдыш игнорирует выкрики Лысенко, хотя, конечно, он их слышит, как их слышали мы все.

Академик И.Е. Тамм:
«Я хочу присоединиться к выступлению академика Энгельгардта как в отношении положительной оценки кандидатур Пустовойта и Лукьяненко, так и в отношении оценки кандидатуры Нуждина, и хочу сделать одно небольшое дополнение.

Мы, несомненно, находимся сейчас в начале эпохи великих открытий биологии, – установления механизма наследственности, структуры ген, механизма синтеза белков в организме, наконец, расшифровки генетического кода и др. Это совершенно новая эпоха в науке, но я хочу подчеркнуть, что это только начало новой эпохи, начало громадного развития. И это имеет не только познавательную ценность, а чрезвычайно большую государственную и народнохозяйственную ценность.

Мы знаем, что каждый важный принципиальный успех в науке, каждое открытие приводит в дальнейшем к практическим выводам. В 1939 году, когда было открыто деление урана Отто Ханом, никто не мог предсказать, что через три года заработает первый атомный реактор, а через шесть лет будет сброшена атомная бомба. Я не сомневаюсь, что новые достижения биологической науки будут иметь громадное значение для сельского хозяйства, здравоохранения. Но нельзя сейчас предсказать будет это через три года, через пять или через семь лет.

Поэтому важнейшим с государственной точки зрения является развитие этой, к сожалению, сильно отставшей в нашей стране, области науки. Считая это первоочередной государственной важности задачей, я должен сказать, что член-корреспондент Нуждин, работая в этой области, как известно, не только не способствовал проникновению этой науки в практику, но, наоборот, был одним из важнейших противников, тормозивших и препятствующих этому.

Я хотел бы этим дополнить соображения В.А. Энгельгардта. И мне кажется совершенно несомненной необходимость голосовать против этой кандидатуры. (Аплодисменты)

Академик Т.Д. Лысенко:
«Товарищи! Я хочу заявить, что каждому здравомыслящему человеку, здесь сидящему, мне кажется ясно, что в основе образовавшейся сейчас дискуссии имеются совсем не научные основания.

Я, Мстислав Всеволодович, выражаю категорический протест против приписывания академиком Сахаровым каких-то позорных явлений, виновником которых были якобы академик Лысенко и Нуждин.

Это клевета! Я заявляю категорический протест, что Президиум это допускает и не прервал оратора. Или предъявите обвинения!...

 Я человек честный и никому никогда... (Шум в зале.) Здесь речь идет не о науке. Я требую: предъявите мне тогда обоснованные обвинения, требую от Президиума. Клеветники всегда найдутся!»

Мне вспомнилась поговорка: «Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала...».

Теперь я снова хочу привести выдержку из воспоминаний академика Сахарова.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/24/554