Бабушкина сказка

Вероника Сухоцкая
   Эту сказку нам ещё бабушка рассказывала, и сказке той уже тогда лет сто было.

   В одном селе жил хлопец бравый, собой хорош и здоровьем вышел, звали его Фёдором. А село большое было, по тамошним меркам, богатым считалось - в каждом дворе - лошади да коровы, живность всякая. Вокруг - поля, рожью и пшеницей засеянные, а при усадьбах - огороды со всяким овощем на грядках, при домах - деревья плодовые. А вокруг, и зимой и летом, красота природная. Без нужды люди жили.

   Семьи в то время детьми богаты были, в каждой - по пять-семь, а то и больше, детей росло. В семье Фёдора было семеро, он - самый старший, ему двадцать лет исполнилось, а остальные шестеро братьев и сестёр - друг за дружкой шли, самой младшей сестрёнке Танюшке пятый год пошёл.

   В селе и девок на выданье много было - все красавицы, только знай - выбирай. И была у Фёдора любовь тайная к одной из них - Евдокией её звали, а в народе Дуняшей кликали. Однажды Фёдор набрался смелости и признался Дуняше в любви. Так и стали они встречаться. Люди заметили, стали женихом и невестой звать. А отец сказал Фёдору: "Нечего по углам прятаться, пора сватов засылать и жениться, коль любовь такая". И просватали девку, о свадьбе сговорились - по осени, когда весь урожай убран будет.

   Вот уже рожь и пшеница  поспели, сжали их, зерно обмолотили. А чтобы зерно в муку превратить, нужно на мельницу везти. Вот отец и послал Фёдора съездить на мельницу, намолоть там муки и домой привезти. Запрягли они лошадь, на телегу мешки с зерном положили, и поехал Фёдор.

   Мельница та не близко была, в один день не обернёшься. Нужно было до неё доехать, зерно в муку промолоть, а потом на ночь там остаться, чтобы поутру в обратный путь отправиться.

   Приехал Фёдор на мельницу, помог мельнику мешки с зерном с телеги снять и к жерновам поднести, а сам прилёг поспать с дороги. К вечеру мука была готова, в мешки насыпана и на телегу погружена. Мельник предложил Фёдору до утра у него переночевать, но Фёдору не терпится домой возвратиться, да с Дуняшей скорее встретиться. Мельник уговаривал, но Фёдор  - хлопец неугомонный - всё таки поехал, на ночь глядя, домой. Решил, что к ночи успеет доехать, да думал одно, а получилось другое.

   Выехал он с мельницы, когда солнце только подумывало за горизонт садиться, а пока ехал, темнеть стало. А потом и совсем темнота наступила, ничего не видать, хоть глаз выколи. Задремал Фёдор, отпустил поводья, лошадь его сначала бодро шла, а потом запинаться начала. Встрепенулся Фёдор, сон, как рукой сняло, понял он, что не по накатанной дороге, а по полю они едут, и куда - не известно. Сколько так проехали, Фёдор и не знает, только увидел он огонёк вдали. Вот на тот огонёк и пришпорил он свою лошадку.

   Подъехали к хутору. Дом большой стоит, а в окне свет горит. Постучал Фёдор, вышел хозяин. Рассказал парень, что по дороге домой заблудился. Хозяин пригласил Фёдора в дом. Во всех комнатах свет включили, вышли к гостю все домочадцы, стали на стол накрывать, разные угощения выставлять, да гостя за стол приглашать. А на столе блюда разные, и колбасы там, и мясо копчёное, и рыба, и питьё разное. Поел Фёдор, а хозяин говорит: " Сейчас покажу тебе дочь свою Василису, она красавица у меня, каких свет не видывал!". 

   Вышла Василиса - красотой светилась вся. Волосы - чёрные, как смоль, в косу заплетены, и вокруг головы та коса уложена. Не влюбиться в такую - грех.  Влюбился Фёдор в Василису. А потом повёл хозяин Фёдора, стал показывать закрома свои, и приговаривал, что, если он на Василисе женится, то всё это ему достанется. Завёл в кладовку одну, а там колбас видимо-невидимо, копчёностей разных и разносолов. "Да, богатая невеста - думает Фёдор - и красавица какая!".

   После этого хозяин привёл его в комнату, где ему уже спать было приготовлено. Предложили поспать до утра, а Фёдор сказал, что ему нужно будет муку утром домой отвезти, отец его дожидается.  Хозяин согласился с этим, но сказал, чтобы Фёдор про уговор не забывал, и к ним снова приезжал, а потом и свадьбу можно будет справить. На том и договорились.

   Утром Фёдор проснулся, а Василиса ему уже стол накрыла. Поел хлопец вкусных блюд, запил медовой водой, поблагодарил хозяев за приём и угощенье, пообещал, что к вечеру следующего дня к ним снова приедет, и выехал домой.

   А дома его уже отец поджидал, чтоб муку в амбар загрузить. Да и Дуняша про него уже спрашивала. Приехал Фёдор, с отцом муку прибрали, а он про невесту Дуняшу ни словом не обмолвился. Отец удивился даже, что Фёдор о Дуняше не вспоминает. То, при каждом удобном случае, к ней мчался, а сейчас молчит. А когда Дуняша к ним пришла, и вовсе глаз на неё не поднял. " Что случилось с Фёдором?" - думают все.

   А он сказал, что устал с дороги и хочет спать. Лёг, да так и проспал до утра следующего дня. Дуняша обиделась, глаз больше не кажет, а Фёдор тоже к ней не спешит, так весь день провёл. А вечером, когда вся семья стала спать собираться, сел он на вороного коня и поскакал в сторону хутора.

   Быстро примчался, всю ночь они с Василисой проговорили, а рано утром он опять вскочил на коня своего и домой поскакал. Так стал Фёдор каждый вечер к своей хуторянке уезжать, а про Дуняшу, невесту свою, совсем забыл.

   Отец заметил, что Фёдора нет дома по ночам, стал спрашивать-допрашивать, и признался ему сын, куда он по ночам ездит, про хутор рассказал и про Василису, на которой собирается жениться.

   " Что-то здесь не так - думает отец- Странно всё как-то". И решил он к бабке-ведунье Клавдии сходить, да совета у неё попросить. Пришёл он к Клавдии и рассказал о сыне. А та отвечает: "Слыхала я про этот хутор, мне про него ещё моя бабка говаривала. Да и не хутор это, а лишь дом один. И не дай Бог путнику туда попасть! Дам я тебе мазь одну, пусть Фёдор твой глаза свои там помажет - и увидит всё, как есть". Дала она баночку с мазью и ещё наказала, что, когда Фёдор увидит всё, пусть скорей на коня садится и, не оборачиваясь, домой скачет. А оглянется - может навсегда там остаться и слугой тому хозяину быть.

   Пришёл отец домой, завёл с Фёдором разговор, рассказал сыну, что Клавдия говорила, и передал баночку с мазью чудодейственной. Трудно Фёдору во всё это поверить, ведь глазами своими ту красоту он видел, но отцу перечить не стал. взял мазь и о обещал сделать всё, как ведунья сказала.

   Прискакал вечером Фёдор на хутор, а его там уже Василиса - красавица дожидается. Стол, как всегда, от еды ломится. Усадила она его за этот стол, а сама то одно блюдо подаст, то другое, и всё это с улыбкой, от которой внутри любовным огнём горит. Вспомнил Фёдор про мазь, незаметно открыл баночку, намазал один глаз. Картина настолько изменилась, что он даже испугался - вместо Василисы перед ним стояла лохматая, чёрная, древняя старуха и улыбалась ему беззубым ртом. Помазал второй глаз, глянул на стол, а там вместо колбас и угощений разных лежали кучи навоза, а в графинах была налита болотная вода.

   Вскочил он из-за стола, выбежал из дома, и - на коня... Примчался домой, сказать ничего не может, сколько отец его не спрашивал. Испугался так, что дар речи потерял. Пришлось отцу опять к бабке Клавдии идти, домой её звать.

  Пришла Клавдия, увидела Фёдора в таком состоянии, достала бутылочку с водой, набрала ту воду в рот и три раза на Фёдора брызнула. Вздрогнул Фёдор, очнулся и рассказал, что он увидел, когда глаза свои помазал. А ведунья сказала: "Вот и не напрасно говорят - не всё то золото, что блестит!".

   А Фёдор скорей к Дуняше побежал, стал прощения просить. А когда рассказал, что с ним приключилось, поняла его Дуняша и простила.

   По осени и свадьбу справили. Стали жить, да поживать, да добра наживать.

   А про хутор тот и не вспоминали боле - много чести тому хозяину будет, чтоб о нём ещё речь вести.

   Не верь глазам своим.