Святая Екатерина

Елена Николаевна Егорова
Давным-давно в Александрии,
Где бились волны голубые
О бастионы и куртины,
Жила в миру Екатерина.
Из рода древнего царей
Её семья происходила.
Творенья мудрые мужей
Екатерина изучила
И славилась среди людей
Большой учёностью своей.
Всё в девушке прекрасно было:
Душа, и тело, и лицо.
На пальце золотом светило
Христа чудесное кольцо -
Дар от Него в знак обрученья
И высшего благоволенья.
Прельщённые красой девицы,
На ней хотели бы жениться
Юнцы и старцы, но она
Любила лишь Христа без меры,
В Него хранила в сердце веру
И лишь Ему была верна.

В те годы страшные гоненья
Чинил правитель Максимин,
Жестокий Рима властелин,
На христиан и, на мученья
Их обрекая пред толпой,
Гордился он самим собой.
Однажды он в Александрии
Устроил празднества большие
И в честь языческих богов
Велел закалывать тельцов.
Вёл жертвы бедный и богатый,
У храмов кровь лилась рекой,
Пиры шумели день-деньской.
Царили в городе разврата
И пьянства мерзкие картины.
Скорбя душой, Екатерина
Стерпеть такое не могла,
Во храм языческий вошла
И убеждала Максимина
Бесчинства ада прекратить,
К Христу молитву обратить.
Речам внимая мудрым, он
Был красотой её пленён,
Не стал казнить как христианку,
А приказал своим служанкам
В богато убранной светлице
Держать прекрасную девицу.
Сам не желал он с нею спорить,
Боясь корону опозорить,
И пять десятков мудрецов
Созвал к себе со всех концов.
Премудрую Екатерину
Велел им в споре победить
И от Христа отворотить.

И вот в угоду Максимину
Её ввели в огромный зал.
Философ лучший речь держал.
Поток красноречивых слов
На деву долго изливался,
Но тщетно истинность богов
Мудрец ей доказать пытался.
Мужей учёных победить
И в христианство обратить
Сумела девушка святая,
Любовью к Господу пылая.
Ведь в этот час была она
Самим Христом вдохновлена,
Над ней невидимо парил
Архангел Божий Михаил.

Бессильной злобою вскипел
Тут император нечестивый,
Всех мудрецов казнить велел,
А деве молвил: “Ты красива,
Мне жаль тебя. Себя спаси,
Гермесу жертву принеси
И заживёшь в богатстве, славе”.
Она в ответ: “Зачем лукавишь?
Я верю в Бога моего
И мне не надо ничего”.
«Её нещадно бичевать
И посадить потом в темницу,
Воды и пищи не давать!”. -
Вскричал властитель, и приказ
Его исполнили тотчас.

В тюрьму с дарами голубицу
Бог Катерине присылал,
И дух, и тело ей питал.
Прослышала императрица
О деве мудрой и святой.
Она измученной душой
К Христу давно уж тяготела,
Но мужу говорить не смела.
Смущали Августу картины
Мучений верных христиан.
Когда супруг покинул стан,
Она пришла к Екатерине.
С ней полководец и вельможа
Порфирий был. В душе он тоже
Злодейства эти осуждал.
Им показалось, что сиял
Из полутёмного угла
Прекрасной девы светлый лик,
И радостным был встречи миг.
“О, Августа, я вас ждала. -
Святая молвила. - Мученья
Вам уготованы. Терпенья
Пусть наберутся дух и плоть.
За это наградит Господь
Блаженством в небесах и славой.
Я укреплю вас в вере правой.
Христа безмерна к нам любовь,
Он справедливо миром правит
И нас в страданьях не оставит.
В раю увидимся мы вновь”.
Они ушли. Святая вера
Вселила счастье в их сердца,
И ею на своём примере
Той ночью возле стен дворца
Две сотни юношей-солдат
Увлёк Порфирий Стратилат.

Прошло три дня. Екатерину
На суд неправый к Максимину
Безмолвно стража привела.
Узрев святую деву, он
Был несказанно удивлён:
Как прежде, узница была
Лицом румяна и бела,
На восхитительных плечах
Следы исчезли от бича.
Развратник мыслил:
“Как прелестна!”
А вслух у девушки спросил:
“В темнице кто тебя кормил?”
Она сказала: “Царь Небесный.”
Стал император, не поверив,
Святую пытками пугать,
Богатством мира искушать:
“Перед тобой откроют двери,
Одежды царские дадут,
Но прежде перед нами тут
Богам ты жертву принеси,
От страшных мук себя спаси”.
В ответ он слышит: “Неизменно
Живёт любовь к Христу во мне,
Моё сокровище нетленно,
Я не отдамся Сатане”.
Взъярился император грозный,
Велел святую снова бить,
Надеясь дух её сломить.
“Опомнись, муж, пока не поздно,
Не мучай деву. Знай, пуста
Затея победить Христа, -
Вмешалась Августа в надежде,
Что муж послушает, - Как прежде,
Велик Господь на небеси!”
“Тебе просить о ней негоже,
Ты, видно, христианка тоже,
Сама пощады попроси!” -
Вскипела в Максимине кровь,
Забыл он к Августе любовь,
Когда отважная супруга
Не стала жертвовать богам,
И приказал он верным слугам
Отдать жестоким палачам
Её, которая была
Ещё вчера ему мила.
Молясь, с невиданным терпеньем
Все истязанья и мученья
Святая Августа снесла
И к Богу душу вознесла,
Когда от города вдали
Главу мечом ей отсекли.
Порфирий тело ночью взял
И с честию земле предал.

Наутро стража получила
Приказ вновь девушку пытать.
Екатерина лишь молила
Христа ей мужества придать.
Вид крови извергов забавил,
Но Бог невесту не оставил
И помогал незримо ей.
В руках жестоких палачей
Орудья пыток разлетались.
Придворные вокруг шептались:
“Видать, страдания помог
Стерпеть ей христианский Бог!
Она невинна и свята!”
И, восхищаясь ей невольно,
Признали многие Христа.
“О император мой, довольно! -
Порфирий, смелый генерал,
Пред Максимином речь держал. -
Ты деву победить не смог.
Великий христианский Бог
Всем миром управляет свыше”.
Тиран воскликнул: “Что я слышу?!
И ты, мой полководец верный,
Уже на стороне врагов,
Не признаешь моих богов.
О том жалею я безмерно.
Пока не поздно, откажись,
И я тогда дарую жизнь
Тебе и всем твоим солдатам,
Пожалую вина и злата”.
Сказал Порфирий Стратилат:
“Христовой верой я богат,
Смерть за неё принять готов
Во искупление грехов”.
“Ужели ты не знаешь страха?” -
Спросил диктатор. “Всех на плаху!” -
Приказ жестокий прозвучал,
И шумно содрогнулся зал
От ужаса, но храбрый воин
Был удивительно спокоен.

Тиран Екатерину вновь
Всю оглядел. Взыграла кровь
И страсть греховная огнём
Заполыхала к деве в нём.
“Она прекраснее Венеры, -
Подумал он. - И коль от веры
Откажется перед толпой,
Мне будет лучшею женой”.
Властитель уж не так сурово
Стал убеждать святую снова:
“О солнцеликая девица,
Лишь ты поклонишься богам,
Я на тебе готов жениться
И бросить Рим к твоим ногам!
Не вынуждай жестоким быть
И красоту твою сгубить”.
Она в ответ: ”Как никогда,
В Христовой вере я тверда.
Тебе давно уже известно:
Есть у меня Жених Небесный.
О тленной красоте моей
Не сокрушайся, не жалей”.

Тут понял грозный император:
Екатерину не сломить.
И приказал своим солдатам
Святую девушку казнить.
Оставшись верной христианкой,
Молилась в смертный час она,
Была в главу усечена.
Её нетленные останки
Подняли ангелы с земли
И на Синай перенесли.
Спустя два века на вершине
Монахи мощи обрели
И в честь святой Екатерины
Свою обитель нарекли.

Семнадцать минуло столетий.
До сей поры на белом свете
Екатерину люди чтят
И славят подвиги святые.
В далёких странах и в России
Соборы в память ей стоят,
И есть обитель под Москвой.
О ней рассказ прочтите мой.



Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2017/02/25/23