Секрет пьесы Горького На Дне

Максим Странник Петров
Очень долгое время эта пьеса Горького стояла для меня особняком. Возможно, виной этому то обстоятельство, что это произведение было включено в школьную программу, и в советское время интерпретировалось как хрестоматийный образец жанра соцреализма в искусстве. Позже, вернувшись к творчеству Горького через экранизацию его пьес, я стал большим поклонником его таланта художника. Его пьесы "Мещане", "Враги", "Достигаев и другие", "Васса Железнова", "Дети солнца" составляют целую галерею талантливых произведений, выстроенных по всем канонам искусства. Всё, что происходит, в его пьесах с героями, абсолютно закономерно. Определённые события рождают в душах персонажей такие состояния, такие чувства, которые затем приводят к драматическим, часто трагическим последствиям. Интуитивное ощущение причинно-следственных связей - непременный дар любого талантливого художника, в какой бы области он не творил. Если писатель искренен, бескорыстен в своём творчестве, не стремится понравиться своему читателю, то он всегда выйдет на образы, отражающие законы Вселенной. Таким даром обладал и Максим Горький.

Но пьеса "На дне" оставалась для меня загадкой, тлеющим угольком во мгле. И не вызывала больших симпатий, пока я не начал анализировать творчество японского режиссёра Акиры Куросавы. В 1957 году он снял свою японскую версию "На дне", где перенёс все события из России конца XIX - начала XX века в средневековую Японию. И снова я ничего не понял. После яркой удивительной японской киноинтерпретации романа Достоевского "Идиот", я столкнулся с тусклой невнятной экранизацией истории, хотя и не лишённой привлекательности из-за национального японского колорита. Недостаток содержания обычно компенсируется формой. И Куросава несколько видоизменил концовку, придав ей элемент театральности и иронический оттенок.

Но фильм заставил меня отложить исследование творчества Куросавы, и обратиться к оригиналу. Перечитав пьесу, я заодно посмотрел и некоторые самые известные экранизированные постановки.

Классической считается мхатовская постановка, сделанная ещё Станиславским и Немировичем-Данченко в начале 20 века (собственно, для Художественного театра пьесу Горький и писал). До нас дошла её версия 1950-х годов, где Луку играет Алексей Грибов. И здесь я увидел всё то, что меня смутило в экранизации Куросавы. Более того, я понял, что именно эта постановка и не давала мне в школьные годы возможность "полюбить" пьесу. Стал изучать историю этой постановки Станиславским. И очень быстро нашёл "ключик" к проблеме. Вместо поиска главного зерна пьесы, Станиславский увлёкся реализмом, описанием быта дна российского общества. Он решил, что это будет изюминкой постановки, и привлечёт зрителя. Вспомните, как увлекает чтение Гиляровского о тёмных мрачных трущобах Москвы, о "прелестях" Хитрова рынка, о жизни дна. Потому что это экзотика для большинства читателей. Это то, на что сегодня ориентируется современный шоу-бизнес: чем ужаснее, тем зрелищнее, чем больше кипят страсти, тем коммерчески выгоднее это можно преподнести. Но Гиляровский был не коммерсант, а талантливейший репортёр, публицист. Он давал яркие зарисовки старой Москвы, которые надолго оставались в памяти. Но драматургия - не публицистика. Однако, Станиславский не смог удержаться от шоу. Он и Немирович-Данченко облазили Хитров рынок, и насытили деталями реальных ночлежек персонажей и сцены пьесы. При этом, Станиславский играл Сатина. Горький обвинил Художественный театр в неверной трактовке его пьесы.

Следующей известной постановкой был уже вариант театра "Современник" в постановке Галины Волчек 1968 года. Экранизация сделана в 1972 году. Эпоха "оттепели" закончилась. Студийный экспериментальный формат театра также завершался. Основатель студии Олег Ефремов в 1970 году ушёл из театра. А с 1972 года худруком "Современника" становится Галина Волчек. Постановка пьесы разочаровала. Никакого внятного прочтения спектакль не давал, несмотря на всё ещё звёздный актёрский состав: Андрей Мягков, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев, Валентин Никулин, Олег Табаков, Авангард Леонтьев, Пётр Щербаков. Особенно вызвал большие сомнения Игорь Кваша в роли Луки. Почти сорокалетний актёр как-то даже в гриме выглядел молодым человеком, и совсем не вязался с образом мудрого, всё знающего, пожившего на белом свете старца. Он походил больше на безобидного интеллигентного пенсионера, живущего в одном из переулков Старого Арбата. А как оказалось позже, образ Луки - это центральный образ пьесы и её "момент истины".

И последняя экранизация - полноценный художественный фильм, а не спектакль, режиссёра Юлия Карасика 1987 года, который вышел под заголовком "Без солнца". Это один из вариантов первоначального названия самой пьесы. И вот здесь моя первая радость погружения в настоящее киноискусство. Это не просто экранизация. Это полноценное самостоятельное произведение, проникновение в суть образов, в осмысление взаимосвязей персонажей и событий. Это не бытописание героев, не описание их характеров, не картинки московских ночлежек. Это подлинное выражение состояния душ персонажей, их внутренних мотиваций. И на этом фоне центральная фигура Луки, весь смысл прихода которого в высвечивании, в вытаскивании из глубин подсознания каждого персонажа скрытого там содержания. И прекрасная игра мастерски подобранных актёров, которые получив от режиссёра первый импульс, смогли найти точно свои образы и решить задачу всей работы. Лука - Михаил Глузский. Сатин - Алексей Петренко. Барон - Иннокентий Смоктуновский. Эта троица сделала в фильме всю основную работу. Сделала на 100%.

Причины того, что только спустя 80 лет после написания пьесы нашёлся режиссёр, который смог прикоснуться к её тайне, есть. И они существенны. Каждый сможет это понять сам, когда мы доберёмся до конца этого исследования и основной секрет пьесы будет раскрыт. А здесь я завершу историю своего вторичного знакомства с пьесой. И перейду к анализу.

Итак, как я уже упомянул в начале статьи, и как я часто повторяю в статьях об искусстве, главный мотив жизни - преодоление инстинктов, выбор между земным и Божественным, между приоритетом души и тела. Если чашу весов перевешивают наши животные инстинкты, то начинается процесс деградации. Искусство показывает это на примерах моделирования жизни. Вымышленные ситуации и персонажи. Но реальные механизмы причинно-следственных связей. Высшие законы Вселенной. Любой процесс во Вселенной - это модель всей Вселенной. Это связано с таким её свойством  как голографичность. А как известно, свойство голограммы - это неделимость её на части. Сколько бы вы не резали пластину с голограммой на части, каждая часть будет воспроизводить целое изображение. Для тех, кто заинтересуется темой более глубоко, могу отослать к исследованиям квантового физика Дэвида Бома, ученика Эйнштейна, и нейрофизиолога Карла Прибрама. Многие современные исследования подтверждают их гипотезу о том, что вся Вселенная - это гигантская голограмма, где даже самая крошечная часть изображения несет информацию об общей картине бытия и где всё, от мала до велика, взаимосвязано и взаимозависимо. Это свойство касается и человека. Информация об этом дана в Библии, где сказано: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26)".

Как это применимо в искусстве и, в частности, в драматургии? Пьеса "Вишнёвый сад" - это образ России. В этом признаётся сам Чехов. "Вся Россия - наш сад". И этот сад рубят под корень. А скоро то же самое произойдёт с Россией. Причём не внешний враг будет разрушать страну, уничтожать её народ, а само российское общество. Брат пойдёт на брата. И в пьесе Чехова сад рубит тот, кто вырос в этом саду, но ненавидит этот сад, потому что здесь его унижали. Теперь он возвысился, и хочет самоутвердиться. А хозяева сада (дворяне) продают сад, чтобы получить деньги для беспечной жизни в Европе. Так потом элита продаёт Россию в 1917 году.

Таким образом, художник, погружаясь в глубины подсознания, включая интуицию, повествует читателю и зрителю не просто истории частного порядка, а раскрывают тайны глобальных процессов. Поэтому настоящие произведения искусства обладают такой притягательной и долгоживущей силой. Это своего рода пособия по выживанию для нас живущих. И тот, кто воспринимает классиков как бытописателей сцен патриархального общества прошлого, многое теряет в своём познании мира.

Пьеса Горького "На дне" - не исключение. Мы встречаем маленький замкнутый мирок ночлежки. В нём живут люди, опустившиеся на самый низ социальной лестницы. Казалось бы, что общего между этими персонажами дореволюционной России и нами живущими? А искать надо не в их социальном статусе, не в их образе жизни, а в их душах. Именно там начинается падение и возвышение человека. А физический процесс - это всего лишь завершающий этап. Если мы поймём, с каким душевным настроем приходят герои к моменту действия пьесы, то сможем понять, почему им уготована та или иная судьба. И это будет первым этапом познания. А вторым может стать то, что мы научимся проводить параллель между чувствами и устремлениями персонажей пьесы и нашими собственными притязаниями и переживаниями.

Прежде чем заняться подробно каждым из основных персонажей пьесы, посмотрим, какие знаменательные события происходят по ходу действия. Собственно, их не так много. Умирает долго мучившаяся болезнью Анна, жена Клеща. Периодически вспыхивают скандалы в семье хозяина ночлежки Костылева. Он и его жена Василиса всячески притесняют сестру Василисы Наташу. Василиса ревнует её к своему любовнику вору Ваське Пеплу. Небезосновательно. Васька неравнодушен к Наташе и хочет ради её любви бросить своё ремесло. Василиса имеет и ещё одну сокровенную мечту: с помощью Васьки разделаться со своим надоевшим мужем, освободиться от его гнёта, заполучить его деньги. Ради этого она даже готова поженить Ваську и Наташу. Конфликт обостряется и разрешается тем, что в порыве гнева Васька Пепел ударом кулака действительно убивает Костылева. Васька и Василиса арестованы. Наталья обвиняет их в сговоре. И последнее значимое событие, которое происходит в ночлежке и которым заканчивается пьеса: Актёр кончает жизнь самоубийством. Собственно, других ярких событий в пьесе нет. Все остальные персонажи продолжают влачить своё существование. И в их жизни нет никаких видимых изменений. Единственный персонаж, который стоит как бы особняком, над действием, над страстями, - это старик Лука. Он как-то незаметно появляется по ходу действия, но также незаметно и исчезает. Он резко контрастирует с остальным обществом, не участвует в постоянной внутренней грызне, но каждому персонажу находит своё тёплое и мудрое слово поддержки.

Что же творится в душах персонажей пьесы? Есть ли между ними что-то общее, их объединяющее, или все они оказались в ночлежке случайно?

#### Квашня
Восемь лет Квашня прожила с мужем, который её бил. И когда он умер, не могла опомниться от счастья.

"Как издох мой милый муженек, — ни дна бы ему ни покрышки, — так я целый день от радости одна просидела: сижу и все не верю счастью своему..."

Но понимания, почему её муж бил, почему ей была уготована такая судьба, у Квашни не было. И никто не мог этого объяснить. Женщина волевая, гордая всегда будет по судьбе уравновешиваться мужем-деспотом.

"Чтобы я, свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала — нет!"

Либо найдёт такого мужика, которым сможет управлять, подчинить своей воле, забирать его энергию. И тогда либо такой муж быстро умрёт, либо будет пить. Что и произошло с Медведевым. Пока он был на высоте положения, она отказывала ему. Как только он потерял должность, она и прибрала его к рукам. Квашня в своей жизни ищет комфорта для тела. Муж должен давать только приятное, приносить пользу. Иначе, зачем выходить замуж.

"Подобного мужчину надо в строгости держать. Я его в сожители взяла, — думала, польза мне от него будет... как он — человек военный, а вы — люди буйные... мое же дело — бабье... А он — пить! Это мне ни к чему!"

Квашню можно считать зачинателем феминизма.

#### Барон
Этот человек, даже опустившись на дно, остался верен своим барским замашкам. Будучи барином, он паразитировал, жил за чужой счёт, но при этом держал себя высокомерно, считая тех, кто его обслуживал, ниже себя. Так это осталось и в ночлежке: пренебрежение к тому, за чей счёт он жил.

Барон (Насте). Ты должна понимать, что я — не чета тебе! Ты... мразь!
Настя. Ах ты несчастный! Ведь ты... ты мной живешь, как червь — яблоком!

Почему он опустился? Он сам даёт ответ на этот вопрос. Деградация начинается в отсутствии стратегической цели. Его предки служили, воевали, доблесть их отмечали возвышением, наградами. Но высокий статус рано или поздно превратился в главный смысл существования. И уже Барон живёт этим статусом, сам ничего не создавая, не развиваясь, а только потребляя. Содержание подменяется формой, внешней оболочкой. Если бы каждый член родовой фамилии подтверждал свой высокий статус, то может быть, такой судьбы Барон и не заслужил бы. Но он жил только заслугами своих предков. И сам признаётся в том, что в своей жизни только переодевался, ничего не меняя по сути.

"Я, брат, боюсь... иногда. Понимаешь? Трушу... Потому — что же дальше?
Знаешь... с той поры, как я помню себя... у меня в башке стоит какой-то туман. Никогда и ничего не понимал я. Мне... как-то неловко... мне кажется, что я всю жизнь только переодевался... а зачем? Не понимаю! Учился — носил мундир дворянского института... а чему учился? Не помню... Женился — одел фрак, потом — халат... а жену взял скверную и — зачем? Не понимаю... Прожил все, что было, — носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки... а как разорился? Не заметил... Служил в казенной палате... мундир, фуражка с кокардой... растратил казенные деньги, — надели на меня арестантский халат... потом — одел вот это... И всё... как во сне... а? Это... смешно?... А... ведь зачем-нибудь я родился... а?"

У него и присказка такая - говорить "дальше". Потому что будущее закрылось для него. Душа усохла. Там всё пусто. Дальше - ничего нет.

"Нечего ждать... Я — ничего не жду! Все уже... было! Прошло... кончено!.."

Остались только инстинкты. Самый главный из них для него - инстинкт самосохранения, который и рождает гордыню. Гордыню притупляет выпивка. Он и мириться идёт с Настей только из корысти, а не из сострадания. Душевные переживания давно уже не трогают Барона.

"А... надо мне к Настёнке мириться идти... не помиришься — на выпивку не даст..."

#### Наташа
Жизнь часто базируется на противопоставлениях души и тела. Если в мыслях своих, чаяниях, мечтах человек жаждет комфорта для тела, то во внешней его жизни будут всячески притеснять, мучить, он будет этого комфорта лишаться.

"Я — тоже...Выдумываю... Выдумываю и — жду...Вот, думаю, завтра... приедет кто-то... кто-нибудь... особенный... Или — случится что-нибудь... тоже — небывалое... Подолгу жду... всегда — жду..."

Наташа ждёт принца, ждёт некой сказки, которая должна сделать её жизнь приятной. И как ответ на это, её сестра с мужем держат её в ежовых рукавицах, притесняют, бьют. Васька Пепел предлагает ей себя, свою защиту, заботу, обещает бросить своё ремесло, начать новую жизнь. Но Васька - не "кто-нибудь особенный". Да и не готова она отдавать что-то, она хочет получать. И поэтому требует от Василия: "... одно я тебе скажу, Василий... вот как перед богом говорю! — как только ты меня первый раз ударишь... или иначе обидишь... я — себя не пожалею... или сама удавлюсь, или..."

Корысть Наташи, её эгоизм, потребительское отношение к миру вылезают сразу, как только возникает для этого благоприятная ситуация. Одним махом она разделывается и со своей притеснительницей-сестрой и со своим ухажёром Васькой.
 
"Добрые люди! Они — заодно! Сестра моя и — он... они заодно! Они все это подстроили! Так, Василий?.. Ты... для того со мной давеча говорил... чтобы она все слышала? Люди добрые! Она — его любовница... вы — знаете... это — все знают... они — заодно! Она... это она его подговорила мужа убить... муж им мешал... и я — мешала... Вот — изувечили меня...Люди добрые... сестра моя и Васька убили! Полиция — слушай... вот эта, сестра моя, научила... уговорила... своего любовника... вот он, проклятый! — они убили! Берите их... судите... "

#### Клещ
Если все остальные обитатели ночлежки, можно сказать, коренные жители "дна", то Клещ с женой Анной прожили здесь всего 6 месяцев. Клещ держит себя особняком. Он считает, что попал сюда случайно и на время. Он презирает остальных жителей трущобы, уверенный в том, что они лентяи и ведут паразитирующий образ жизни. Главная ценность для Клеща - это труд, работа.

"Я — рабочий человек... мне глядеть на них стыдно... я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот, погоди... умрет жена... Я здесь полгода прожил... а все равно как шесть лет..."

Клещ возвышает себя над другими на том основании, что он трудится, а они нет. Но его принципы не делают его счастливее. Проблема в том, что та картину мира, которую он себе нарисовал, входит в противоречие с реальной. И он из-за этого бесится, вымещает свою злость сначала на своей жене, а потом и на жителях ночлежки. Он был уверен, что, если он будет честно трудится, то займёт гораздо лучшее положение в обществе. Но так не получилось. Он опустился на дно. Сначала он ещё надеялся, что смерть жены снимет с него обузу, и он сможет выкарабкаться. Но смерть Анны не только не изменила его жизнь в лучшую сторону. Она забрала последнее, что у него было. Чтобы похоронить жену, ему пришлось продать инструмент. Что же произошло с Клещом?

Его диагноз - гордыня. Он считал, что мир устроен так: честно живи, упорно трудись, и всё у тебя будет: сытая жизнь, дом, семья. Все остальные люди достойны только презрения, если не живут по этой модели. Хорошо сказал о нём Васька Пепел:

"Не люблю его... больно он зол да горд. (Передразнивая Клеща.) «Я — рабочий человек». И — все его ниже будто... Работай, коли нравится... чем же гордиться тут? Ежели людей по работе ценить... тогда лошадь лучше всякого человека... возит и — молчит!"

Чем отличается человек, обуреваемый гордыней от праведника? Праведник живёт с ощущением присутствия Божественного во всём: в любой ситуации, в любом человеке, даже, если этот человек и не является праведником. Гордец же делит всех людей на достойных и не достойных на получение благ от Всевышнего. Он мыслит крайностями, забывая, что "пути Господни неисповедимы". Нельзя знать заранее, кто менее, а кто более достоин. Так в притче о бедном Иове Иов считал, что его праведная жизнь позволяет ему рассчитывать на то, что у него и его семьи никогда не может быть серьёзных проблем, несчастий и потерь, что Бог его не обидит. Но когда он стал терять своих близких, сам оказался болен, то не мог никак понять, за что такое ему наказание. Но Бог - не торговец счастьем. С Ним нельзя торговаться. Божественную волю можно только принимать. А Клещ этого не понимает. И совершает ту же ошибку, что и Иов. Он думает, что оказался в ночлежке случайно. Но как сказал Анатоль Франс: "Случай — это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться своим собственным именем". И Клещ должен получить ещё большие испытания, пока не сможет принять мир таким, каков он есть, и научиться примириться с людьми, которые его окружают. Пока же корыстность его взглядов состоит именно в том, что он что-то выпрашивает у Бога за свою честность, порядочность и трудолюбие.

#### Анна
За что же страдает эта тихая безобидная и безотказная женщина? Почему она умирает? Что творится в её душе?

Сама она признаётся: "Побои... обиды... ничего кроме — не видела я... ничего не видела! Не помню — когда я сыта была... Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь... За что? Все думаю я: господи! Неужто и на том свете му;ка мне назначена? Неужто и там?"

Самоуничижение, самобичевание. Анна всю жизнь стремилась сделать счастливыми других, забывая про себя. Но опять же, понятие счастье сосредоточено у неё в понятии "куска хлеба". Только она зарабатывает его не для себя, а для других. Её альтруизм провозглашает девизом её жизни: ничего для себя. Она жила в постоянном страхе: кого-то обидеть, съесть больше другого. А в конечном счёте, боязнь не попасть в рай, а оказаться после смерти в аду. Так её воспитали, этому учила религия. И даже на смертном одре, самая тревожная её мысль о том, что там за пределами жизни.

Анна. А как там — тоже му;ка?
Лука. Ничего не будет! Ничего! Ты — верь! Спокой и — больше ничего! Призовут тебя к господу и скажут: господи, погляди-ка, вот пришла раба твоя, Анна...
Анна. А... может... может, выздоровлю я?
Лука (усмехаясь). На что? На муку опять?
Анна. Ну... еще немножко... пожить бы... немножко! Коли там муки не будет... здесь можно потерпеть... можно!

И снова то самое корыстное желание получить, заслужить лучший мир, лучшую долю, в которой не будет страдания, будет покой и тишина. Сказочное представление про ад  и рай, про добро и зло, про Страшный суд.

Но смерть не является противоположностью жизни. Это не наказание. Это спасение души. Пока душа человека страдает, она жива, она развивается, она интуитивно устремляется к первоисточнику, к Создателю. Она пытается любить. И смерть здесь является той соломинкой, которая спасает эту душу и эту любовь, освобождая от человеческих привязанностей.

#### Актёр
Ещё одна судьба и ещё одна смерть. В пьесах всегда мало действия и много слов: диалогов и монологов. И именно из речей персонажей мы можем делать выводы о том, чем живёт душа их. Вот главные слова Актёра, лейтмотив его жизни. Вот на что он молится.

"Образование — чепуха, главное — талант. Я говорю — талант, вот что нужно герою. А талант — это вера в себя, в свою силу... Таланта нет... нет веры в себя... а без этого... никогда, ничего... Я знал артиста... он читал роли по складам, но мог играть героев так, что... театр трещал и шатался от восторга публики..."

То, что является смыслом жизни человека, определяет его судьбу. Потеря этого главного смысла подводит под жизнью черту, делает её бессмысленной, ввергает человека в непреодолимую депрессию. Талант потерян, веры в собственные силы нет. Зачем жить?

Вероятно, этот человек, когда-то все надежды свои возлагал на свою театральную стезю. Он мечтал испытать славу, почёт, играть главные роли.

"Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память... А теперь вот... кончено, брат! Все кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом... гром аплодисментов! Ты... не знаешь, что такое аплодисменты... это, брат, как... водка!.. "

Он не понимал, что талант, слава не самоцель. Что талантом надо делиться, что актёр должен, прежде всего, уметь отдавать энергию, а не получать почести. Актёрское мастерство создаёт образы, которые должны вдохновлять зрителя, открывать перед ним новые стороны жизни, давать пищу для размышлений, обострять чувства, вызывать катарсис (прозрение).

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Корыстное отношение к своему ремеслу, к зрителю, поиск славы и успеха привели к деградации смысла жизни Актёра. Как водка постепенно отравляет организм, обесточивает душу человека, так и слава отравляет жизнь, появляется ревность, зависть к чужим успехам, чужой славе. И если театр не "трещит" от аплодисментов, возникает депрессия, а потом теряется и вера в себя, в собственные возможности. Боль души оказалась непреодолимой. Он начал пить, а за этим стали и забываться тексты ролей. Подсознание блокировало то, что вызывало эту боль.

Появился Лука. Он дал надежду, он заставил на какое-то время поверить в то, что всё можно изменить. Но вера эта была связана с некими лекарствами, местом, где лечат от пьянства. То есть, та же проблема корыстного отношения к миру и жизни: кто-то позаботится, кто-то вылечит, кто-то сделает Актёра счастливым.

"Понимаешь — есть лечебница для организмов... для пьяниц... Превосходная лечебница... Мрамор... мраморный пол! Свет... чистота, пища... всё — даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь и... снова буду... Я на пути к возрожденью... "

И снова депрессия, разрушение цели. Лука исчез, не оставив адреса того места, где делают людей счастливыми. Но открылась рана души, и уже нет сил терпеть эту боль. Нет сил, нет причин для страданий. И Актёр кончает жизнь самоубийством, отрывая свою душу от последних земных привязанностей.

#### Бубнов
Интересно падение на дно этого персонажа. Он был скорняк, имел свою мастерскую. По-нашему, по-современному, бизнесмен средней руки. Но чем он занимался? Подкрашивал меха и выдавал дешёвый мех за дорогой. Ну прямо история из современной экономики. Сейчас только всё это поставлено на широкую ногу, на промышленные рельсы. Сейчас достаточно просто какую-нибудь ерунду засунуть в красивую упаковку, и назначить хорошую цену. Так вот, с обмана и начинается падение человека. Бубнов пил, были у него запои. И его жена стала изменять ему с его работником. И в какой-то момент задумал он убить жену. Но в последний момент спохватился и ушёл из дома, потеряв и жену и своё дело. И он пришёл к своей жизненной философии, сравнивая современную ему жизнь со своим бизнесом.

"Руки у меня были такие желтые — от краски... — такие, брат, руки были желтые — по локоть! Я уж думал, что до самой смерти не отмою... так с желтыми руками и помру... А теперь вот они, руки... просто грязные... да! Выходит — снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да!"

Наблюдая за другими людьми, он видит, что и они живут одинаково, только раскрашивая себя каждый на свой лад, не меняя ничего внутри. Это один в один соединяется с тем, что говорит Барон: как он только переодевался, а жил не понятно для чего.

И идеал для Бубнова - это весёлая разбитная беззаботная жизнь, которой он щедро готов делиться с ближним.

"Кабы я был богатый... я бы... бесплатный трактир устроил! Ей-богу! С музыкой и чтобы хор певцов... Приходи, пей, ешь, слушай песни... отводи душу! Бедняк-человек... айда ко мне в бесплатный трактир! "

#### Василиса
Василиса - персонаж, особо не требующий рассмотрения, потому что вся на виду. Меткую характеристику ей даёт Васька Пепел:

"Ежели бы она... не жадная до денег была — я бы ее ради... на все пошел!.. Лишь бы она — вся моя была... Ну, ей другого надо... ей — денег надо... и воли надо... а воля ей — чтобы развратничать."

Её цель - освободиться от мужа, от остальных родственников, завладеть деньгами мужа, и делать то, что ей нравится. Она живёт только для себя, для своего удовольствия. Её желания превыше всего. И ради них она продаст любого, даже самого близкого человека.

#### Настя
Настя - проститутка. Она торгует телом, но при этом читает любовные романы, и мечтает о принце. Принц выглядит как герой французского романа, готовый ради неё застрелиться. Здесь снова вылезает корыстное отношение к жизни и любви. Настя не мечтает о том, как дарить свою любовь, свою заботу о любимом человеке. Она мечтает о том, как будут преданы её любовники ей, как они будут дарить ей свою любовь, давать ей счастье, и жертвовать ради неё всем, даже своей жизнью. Она сама не готова жертвовать ничем. Даже подмести в ночлежке она не согласна.

#### Васька Пепел
Он страдает, он чувствует, что гибнет и ищет возможность спастись. Его надежда на спасение  - это Наталья. Душа его ещё не застыла, не высохла. Она страдает. Он верит, что любовь его к Наташе преобразит его. Потому что ему придётся заботиться о ней.

Ему снится сон о том, как он пытается поймать большого леща, и боится, что упустит его.

"А я — сон хороший видел: будто ловлю я рыбу, и попал мне — огромаднейший лещ! Такой лещ, — только во сне эдакие и бывают... И вот я его вожу на удочке и боюсь, — лёса оборвется! И приготовил сачок... вот, думаю, сейчас..."

Рыба - это желания. Но чтобы поймать, надо постараться. "Без труда не вынешь и рыбку из пруда", - говорит народная мудрость. Сон - это всегда скрытая работа нашего подсознания, подготовка нас к будущим событиям. Наши желания могут проистекать из нашей души, а могут из нашего тела, как призыв наших инстинктов. Можно ловить успех, выгоду, приз, а можно совершенствовать свою душу, даже в ущерб своим инстинктам, своему благополучию материальному. Васька Пепел до встречи с Лукой изнывает от своего положения в этой жизни, в этом обществе.

"А скушно... чего это скушно мне бывает? Живешь-живешь — все хорошо! И вдруг — точно озябнешь: сделается скушно..."

Это его душа пытается тормозить его инстинкты, не дать стать полным потребителем. Его душа ещё теплится, живая, не уснувшая. Она просит другого, чем пьянство, воровство и разврат. Поэтому он пытается преодолеть свою зависимость от Василисы, которая толкает его на путь убийства, жадности, удовольствий.

"Красивая ты, Васка...а никогда не лежало у меня сердце к тебе... И жил я с тобой, и всё... а никогда ты не нравилась мне...души в тебе нет, баба... В женщине — душа должна быть... мы — звери... нам надо... надо нас — приучать... а ты — к чему меня приучила?.."

Но Василию не хватает волевого импульса, какого-то толчка извне. Он слишком глубоко увяз в колее воровской жизни. Ведь у него в генах сидит его наклонность к воровству. И общество только "помогает" ему оставаться в этой колее.

"Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал... Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын..."

И вдруг появляется Лука и даёт надежду. Можно изменить свою жизнь, сделать её лучше, светлее. Но Василию для этого надо, чтобы ещё кто-то рядом поверил в тебя.

"Но — я одно чувствую: надо жить... иначе! Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать... я, может быть, со зла вор-то... оттого я вор, что другим именем никто, никогда не догадался назвать меня... Назови ты... Наташа, ну?"

Только одна проблема остаётся в душе Пепла. Он готов изменить свою жизнь. Но ставит эту решимость в зависимость от человека. И в этом его корыстность. Решимость человека должна быть в его душе. Наша душа, наша совесть всегда подскажет нам, какой путь является спасительным. Потому что совесть - это диалог с Богом. И в этом диалоге нет свидетелей, нет помощников. Каждый человек должен чувствовать собственную ответственность за свою жизнь. Да, судьба сводит нас с другими людьми, соединяет с ними, но это всегда связь временная, как временно и преходяще всё земное. Жизнь - это только один небольшой короткий отрезок пути нашей души в путешествии её через Вселенную. Отношения с людьми - это умение быть бескорыстными, умение быть заботливыми, сочувствующими, сострадать другим, делиться своим теплом. Тем самым, мы развиваем чувство любви в душе, меняемся, растём. Собственно, и сама жизнь нужна нам только для того, чтобы через преодоления корыстности души приблизиться к Творцу. Но Васька Пепел ещё не умеет в этом путешествии рассчитывать на себя. Его инстинкты ещё слишком довлеют над ним. Хотя Лука говорит ему, что уходи, даже если никто не пойдёт с тобой.

"Ты слушай: которая тут тебе нравится, бери ее под руку, да отсюда — шагом марш! — уходи! Прочь уходи...А коли девка эта за душу тебя задела всурьез... уйди с ней отсюда, и кончено... А то — один иди... Ты — молодой, успеешь бабой обзавестись..."

Лука спасает Ваську Пепла один раз, когда он чуть было не убивает Костылева. И Наташе Лука говорит, что Василию она нужнее, чем он ей.

"И я скажу — иди за него, девонька, иди! Он — парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе — поверит... Ты только поговаривай ему: «Вася, мол, ты — хороший человек... не забывай!» Ничего, не сумневайся, милая! Ты ему нужнее; чем он — тебе..."

Предательство - это обратная сторона медали под названием "привязанность". Какому богу мы молимся, от того и лечимся. Если Наташу Васька Пепел сделал единственным светом в окошке, то она и должна была его лечить от поклонения человеческим ценностям. И она его предаёт, называя его сообщником своей сестры. Всё закономерно и справедливо. Причина и следствие увязаны в пьесе идеально.

#### Сатин
Из всех персонажей я оставил напоследок Сатина и Луку. Лука - это особый персонаж. Именно с ним связаны все основные события пьесы. И поэтому мы поговорим о нём особо. Но Сатин противопоставлен Луке. Он интересен как образ человека, которого душевные переживания уже не волнуют. Это человек, который запер свою душу на замок. И более не испытывает ни боли, ни страданий. Он живёт только инстинктами, привычкой. А к окружающему миру относится как к шоу, в котором можно кого-то подразнить, подзадорить, не испытывая жалости, сострадания, не волнуясь за чужую судьбу. И это его нечувствительность, бездушие проявляются уже с первых его слов в начале пьесы. В этом ключ к загадочной фразе, которую он произносит, и которую Актёр не может понять.

Актер. Однажды тебя совсем убьют... до смерти...
Сатин. А ты — болван.
Актер. Почему?
Сатин. Потому что — дважды убить нельзя.

Что означает эта фраза? А то, что человек умер не физически, а душевно. Иносказательно это выглядит как то, что человек продал душу дьяволу. Как Фауст в одноимённой пьесе Гёте. Нет страданий, нет терзаний, нет душевных переживаний. Такие люди, как ни странно это на первый взгляд, могут жить без болезней, проблем, неприятностей довольно спокойно и долго. И талантливые писатели часто интуитивно передавали образ такого персонажа в литературе. Продать душу дьяволу - это и есть то, что называется "поклоняться инстинктам", перестать слушать голос своей совести, забыть про душевную боль и страдания. Именно поэтому в обмен души герой получает долгую жизнь, богатство, успех. Высвобождается огромное количество стратегической энергии, которая обычно идёт на развитие души человека, на продолжение рода. А дьяволизм - это обесточивание своих потомков, обкрадывание их, принесение стратегических целей в жертву тактическим. Но в чём истоки такого пути? Когда с человеком происходит эта метаморфоза? Что мы знаем о прошлой жизни Сатина?

"Люблю непонятные, редкие слова... Когда я был мальчишкой... служил на телеграфе... я много читал книг... Есть очень хорошие книги... и множество любопытных слов... Я был образованным человеком... Я, брат, молодой — занятен был! Вспомнить хорошо!.. Рубаха-парень... плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей... славно!"

"Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел... а после тюрьмы — нет ходу!"

Лука. За что сидел-то?
Сатин. За подлеца... убил подлеца в запальчивости и раздражении. В тюрьме я и в карты играть научился...
Лука. А убил — из-за бабы?
Сатин. Из-за родной сестры... Однако — ты отвяжись! Я не люблю, когда меня расспрашивают... И... все это было давно... сестра — умерла... уже девять лет... прошло... Славная, брат, была человечинка сестра у меня!..

Итак, Сатин - образованный талантливый человек, с развитым сознанием, но с неразвитой душой. Он совершил убийство в припадке раздражения, гнева. И это убийство тяжёлым грузом легло на всю его судьбу. На его душу. Убийство - это уничтожение препятствия на пути к исполнению желаний. Например, человек вам наплевал в душу, а вы не можете этого принять, простить. Душа страдает, болит. В вашей картине мира такое поведение человека недопустимо. Вы начинаете ненавидеть этого человека. А ненависть - это уже попытка уничтожить оппонента мысленно. Кто-то убьёт чтобы завладеть имуществом жертвы, кто-то не может смириться с другим мировоззрением. Он не раскаялся в своей жизни, он просто сочинил себе свою удобную философию о том, что каждый человек должен быть свободным, делать только то, что захочет, что приносит удовольствие.

"Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать... да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!"

И других учит этой своей анархистской идеологии.

"Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто — обременяй землю!.. Подумай — ты не станешь работать, я — не стану... еще сотни... тысячи, все! — понимаешь? все бросают работать! Никто, ничего не хочет делать — что тогда будет?"

Христианскому тезису об умении прощать он противопоставляет свою мораль:

"Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и — на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому..."

Сатин ведёт паразитический образ жизни, игрок, пьяница. Но при этом он не только свою жизнь превращает в поклонение низменным страстям, но и других к этому подстёгивает. Он выступает в роли духовного лидера, влияет на всё происходящее незаметно, идеологически, внешне оставаясь в тени. Он пытается насмехаться над Актёром, который вдруг поверил в возможное своё возрождение. Он учит Клеща отказаться от его чувства стыда перед бездельем. Он подбивает Ваську Пепла прибить старика Костылева.

И вот здесь я бы хотел плавно перейти к образу Луки, потому что главным оппонентом Сатина стал именно Лука. И именно Сатина он больше всего вывел из себя, потому что посягнул на его мировоззренческую доктрину, на его авторитет. Именно в конце пьесы Сатин полемизирует с Лукой, хотя и заочно, пытаясь дискредитировать его образ в глазах обитателей ночлежки. Ведь ему надо вернуть свой статус, своё идейное руководство. Многие читатели и исследователи считают, что в последнем действии в уста Сатина Горький вложил свой взгляд на роль человека в природе. Но было бы странно, что именно Сатин с его ущербной философией стал бы рупором автора. Всё дело в том, как именно будет произнесён этот монолог, с каким подтекстом, с какими интонациями. И здесь Сатин скорее иронизирует, издевается над Лукой, подражая его речи, придумывая некие беседы с ним, которых не было. И таким образом, Сатин постепенно в глазах слушающих его принижает роль Луки, его "правду", превращая её в сказочный наивный "мякиш для беззубых". На уровне Настёниных мечтаний о принце.

Уже в начале четвёртого действия при обсуждении исчезновения Луки Сатин говорит: "Тако исчезают грешники от лица праведных!" Он намеренно передёргивает слова Библии. Оригинал звучит так: «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешники от лица Божия» (Псалтирь, псалом 67, стих 3). Совершенно другой смысл. Но сразу опорочить Луку Сатин не может. Ведь практически в глазах всех обитателей ночлежки он выглядит добрым внимательным и заботливым старичком.

Настя. Хороший был старичок!.. А вы... не люди... вы — ржавчина!
Татарин. Старик хорош был... закон душе имел! Кто закон душа имеет — хорош! Кто закон терял — пропал!..

И Сатин использует в этой ситуации достаточно известный приём, который звучит так: если не можешь уничтожить явление, возглавь его. Сначала он встаёт на позицию Луки и всячески поддерживает его репутацию. Он произносит вдохновенный монолог про то, что "Правда - бог свободного человека". Затем он придумывает некую свою беседу с Лукой о смысле жизни и очень умело для придания правдоподобности подражает голосу Луки и его манере говорить. И все слушают, затаив дыхание.

Сатин: Однажды я спросил его: «Дед! зачем живут люди?»... (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) «А — для лучшего люди-то живут, милачок! ...все, как есть, для лучшего живут!"

Авторские ремарки сопровождают эти монологи Сатина: усмехаясь, смеётся тихо, хохочет.
И тут же внутренняя полемика с Лукой выводит Сатина на уровень несогласия с ним: "У меня из головы вон не идет... этот старик! (Хохочет.) Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и — на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому..."

Сатин не только воспевает анархические принципы свободы человека от всего. Он возводит человека в ранг бога. И сам же поклоняется человеческому.

"Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!"

Библейские 10 заповедей - это не просто список того, что не надо делать человеку: не убей, не укради, не прелюбодействуй. Они выстроены в порядке их приоритетов. Нельзя соблюдать со 2-й по 10-ю, игнорируя первую.

Первая заповедь гласит: "Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицом моим."
Вторая заповедь звучит так: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои."

Сатин ставит человека на первое место, нарушая приоритет первой заповеди. Это и есть дьяволизм. Именно это заблуждение и даёт ему повод ставить себя в этой ночлежке, в этом обществе выше других, нетерпимо относится к попытке кого-то переключить на себя внимание обитателей дна. И он всячески старается дискредитировать Луку в глазах других. И именно его последние монологи, речи и действуют так на Актёра. Он видит, что нет уже больше никакой надежды на лучшее в этой жизни. А для Сатина эта сцена оказывается только частью шоу.

#### Лука
С самого своего появления Лука резко контрастирует с обществом "дна". Он выказывает свою доброжелательность и миролюбие ко всем обитателям ночлежки. И не реагирует на оскорбления внутренней обидой или внешней руганью, как это принято здесь. Его ответы сразу привлекают внимание. В языческом мире необходимо сражаться за свою территорию, защищая своё эго. Интриги, склоки, претензии друг к другу, оскорбления, и даже потасовки - это норма для такой среды. И вдруг - совершенно другая реакция. Лука не просто не замечает оскорблений. Он как бы понимает, что стоит за этими ругательствами, раздражительностью, чувствует внутреннее состояние говорящего.

Всё в жизни подчиняется одним и тем же законам. Что в макромире, что в микромире, что в человеческом обществе. В этом и свойство голографичности Вселенной. Как не дели её на более мелкие фрагменты, новых свойств не появится, прежние не исчезнут. Христианское учение стало той системой координат, которая даёт возможность увидеть в каждом человеке весь мир, космос, Божественное начало. Иисус Христос пришёл в этот мир и принёс с собой новую информацию о строении Вселенной, о её законах. Но и каждый человек, который стремится жить по этим законам, т.е. стремится познать Бога, жить праведной жизнью, становится носителем такой информации. Ученики Иисуса Христа были носителями этой информации, они проповедывали её по всему миру, и приняли мученическую смерть ради того, чтобы человечество могло выжить, приняв эти знания. Все пророки, святые, богословы, талантливые писатели, поэты, художники пытались передать подлинный образ Вселенной, законы кармы (причинно-следственных связей).

Имя Лука в пьесе не случайно. Святой Лука был один из евангелистов, носитель сокровенных знаний. Персонаж Лука в пьесе - человек, который прошёл большой жизненный путь, много странствовал, многое повидал. Но он не только много путешествовал, он прошёл длительный мировоззренческий путь, путь поиска Бога. На этом пути он и ошибался, и грешил, и каялся. Но постепенно он пришёл к пониманию того, что такое христианское мировоззрение и поведение: "... жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел... Я те скажу — вовремя человека пожалеть... хорошо бывает". И Лука рассказывает историю, как он повстречал двоих беглых преступников, залезших в дом, который он охранял. Он приютил и накормил их, и они прожили вместе с ним всю зиму, помогая ему по хозяйству.

"Не пожалей я их — они бы, может, убили меня... али еще что... А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь... что толку? Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит... а человек — научит... да! Человек — может добру научить... очень просто!"

Барона раздражает Лука, потому что он ведёт себя независимо, не перед кем не лебезит, никому не льстит, никому рабски не кланяется. Барон пытается унизить Луку, но в результате сам оказывается сконфужен. Потому что не получает ожидаемой реакции. Если бы Лука обиделся или испугался, то Барон бы ощутил своё превосходство. Если бы Лука стал огрызаться, то Барон всё равно чувствовал бы своё превосходство над ним, потому что он моложе и сильнее. Именно так он доводит Настю, издевается над ней. А Лука просто и искренне отвечает, не держит камень за пазухой, и этим обезоруживает. Вообще, по ходу пьесы Лука остаётся как бы недосягаемым. Ощущение такое, что он окружен неким защитным полем. Можно выражать ему своё недовольство, раздражение, но тронуть его невозможно. Василиса и Костылев огрызаются на Луку, выгоняют его, но ничего сделать не могут, хотя и являются хозяевами ночлежки.

Иисус Христос появился в иудейском мире как носитель информации о спасении человечества. Так и Лука приносит в темноту ночлежки надежду на спасение душ этих опустившихся на дно жизни людей. Он показывает путь к свету. Но этот путь - не рецепт достижения земного успеха, благоденствия и материальных благ. Это путь обретения душой способности любить. Сам Лука - носитель этого Божественного света. Он на время наполнил пространство этим светом. Его поле ускорило все процессы, происходящие в душах персонажей. Но Лука - не спаситель обитателей ночлежки. Как и Иисус Христос не являлся спасителем человечества. Он только показывал путь к спасению. Спасению для души, ради которого можно пожертвовать всем земным, и даже жизнью. Но каждый делает свой выбор добровольно и самостоятельно. Если душа жива, чувствует боль, то есть возможность преодолеть свою корыстность гораздо легче и быстрее, находясь в поле Луки. Надо только поверить, отбросить страх и сомнения. Практически никто не может этого сделать. Анна всю жизнь страшилась попасть в ад, и истязала себя, боясь ощутить своё счастье, всячески отказывая себе во всём. Она и на пороге смерти сомневается в том, что душа её не будет гореть в огне. Актёр воспринял по-своему слова Луки о выздоровлении. Лука дал ему надежду, чтобы он смог поверить в себя, ощутить в себе своё Божественное начало. А Актёр увидел в этом только то, что кто-то вылечит его от алкоголизма, чтобы ему снова испытать успех и услышать овации. И Анна и Актёр - жертвы современной им языческой трактовки христианского учения, в которой есть реальный ад, реальный дьявол, а любовь подразумевает страсть. Но это всё персонажи с живой душой, хоть и блуждающей впотьмах. И спасение их души приходит через смерть как очищение. Хуже обстоит дело с такими героями "дна" как Сатин, Барон и Бубнов. Они давно отказались от душевных мук и переживаний. Очень показателен их разговор о совести.

Клещ обвиняет местное общество в отсутствии чести и совести.
Пепел (равнодушно). А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести... Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть... Бубнов! У тебя совесть есть?
Бубнов. Чего-о? Совесть?
Пепел. Ну да!
Бубнов. На что совесть? Я — не богатый...
Пепел. Вот и я то же говорю: честь-совесть богатым нужна, да! А Клещ ругает нас: нет, говорит, у нас совести...
Бубнов. А он что — занять хотел?
Пепел. У него — своей много...
Бубнов. Значит, продает? Ну, здесь этого никто не купит. Вот картонки ломаные я бы купил... да и то в долг...
Пепел (поучительно). Дурак ты, Андрюшка! Ты бы, насчет совести, Сатина послушал... а то — Барона...
Клещ. Не о чем мне с ними говорить...
Пепел. Они — поумнее тебя будут... хоть и пьяницы... Сатин говорит: всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее. И это — верно...

Совесть - это наш разговор с Богом. Совесть даёт нам понимание, правильно ли мы собираемся поступать. Но даже тогда, когда мы всё-таки идём против совести, у нас ещё есть возможность что-то изменить, поправить. Для этого есть ещё один страховочный механизм нашей души. Он называется "стыд". Стыдно стало, и мы пытаемся что-то исправить. Но если ни совести, ни стыда уже не осталось, то всё - душа уходит на задний план. Человек начинает жить только потребностями тела и сознания. Постепенно он отказывается от душевных переживаний за себя и за других. Он просто становится нечувствителен к боли и страданию. И такой человек может жить так достаточно долго. Приход Божественной энергии он не ощутит. Для Сатина и компании ничего не меняется с приходом Луки. Они уже "убили" свою душу, т.е. заставили её молчать. У Васьки Пепла же ещё есть сомнения. А сомнение - это уже шаг к выздоровлению. Сатин и Барон не сомневаются.

Читатель может спросить: а в чём же здесь спасение? Одни умерли, те в тюрьме. А в чём тогда спасение для Раскольникова у Достоевского? Тот тоже попадает на каторгу. Но нельзя всё воспринимать с позиции комфорта для тела. Спасение находится в душе. Тело бренно, жизнь рано или поздно заканчивается. Но душа живёт и дальше. Она проходит путь многих жизней. И каждое новое воплощение связано причинно-следственной связью с предыдущей. Можно и не заботиться о своей душе, но тогда мы будем получать всё более усечённый вариант возможностей, способностей, пока где-то в глубине души что-то не зашевелится, не ёкнет, не затеплится. Есть свобода воли, есть некий коридор возможностей, а есть Божественная воля, которая всегда поддерживает баланс во Вселенной. Если человеческое общество не хочет следовать законам Вселенной, придумывает свои законы, свою мораль, свои ценности, то такое общество просто исчезает с лица Земли, вырождается, а затем начинается новый этап, зарождается новая цивилизация, которая снова нащупывает путь к истине. Наша цивилизация не первая, и каждая новая содержит память о всех предшествующих.

Многие исследователи пьесы связывают имя Луки с понятием "лукавый". Мол, появился старик, подначивал всех, а потом, когда страсти разгорелись, смылся. Но такая точка зрения связана с непониманием того, что же такое Христианство. Почему, сталкиваясь в конфликте с другой точкой зрения, мы хотим переделать другого человека? Почему в Православии принято поклоняться телу Христа, изучать его биографию, а не тексты его проповедей? Почему в православной церкви принято вкушать тело и кровь Христовы, хотя это древний языческий ритуал, который был запрещён уже в иудаизме (Ветхом Завете)? Как стало возможным отлучать от церкви (читай: от бога) Л.Толстого, хотя Иисус Христос говорил, что "Бог внутри каждого из нас". Священники же решили поставить некий шлагбаум между человеком и Богом, и взяли на себя смелость решать, кому можно к Богу, а кому только к дьяволу. Разве к Богу каждый не идёт сам, и каждый не несёт персональную ответственность перед Создателем? Менять этот мир можно только меняя самого себя. Это хорошо понимали святые, люди, сознательно ступившие на путь праведной жизни. Человек, меняющий свою душу, устремляющийся к Богу, меняет своё информационное поле. И все, кто попадает в это поле, тоже начинают меняться. Только у святого это поле более мощное и возможности для изменений гораздо большие. Именно поэтому говорится в Библии, что один святой может спасти город. Это совсем не значит, что можно привести святого и "на халяву" спасти любой город. Это значит, что если горожане готовы меняться, то Бог пришлёт помощь в виде святого. На энергетическом уровне это будет выглядеть как приход Божественной энергии. Но надо понимать, что если электрическая цепь не рассчитана на повышенный ток, то произойдет короткое замыкание, перегрузка, пожар и т.п. Так и с Божественной энергией. Для того, кто не подготовился , не привёл свою душу в порядок, перегрузка может стать смертельной. Другие встретят перетряску своей судьбы как боль, страдание, что заставит изменить себя, свой характер, своё мировоззрение, научиться накапливать в душе любовь, научиться отдавать энергию, жертвовать. И пьеса "На дне" даёт нам именно такой сценарий.

Многие не видят этого в пьесе, потому что счастье для них - это комфорт для тела. Как могут страдания вести к счастью? Ведь страдание - это зло. Но в том-то и беда, что наше понимание лежит в рамках языческого мировоззрения. Истинное же счастье можно завоевать только через преодоление нашего корыстного мышления, через умение подняться над нашими страстями. Для этого душа и приходит на Землю, чтобы научиться преодолевать земное притяжение. В водном поло используются силовые приёмы. Там пловцу надо уметь хорошо держаться на воде, иначе тебя будут всё время топить. И на тренировках спортсмену одевают свинцовый пояс весом в 10 кг. Если он научится держаться на воде с поясом, то во время соревнований он становится практически непотопляемым. Так и с нашей душой. Нас нагружают телом, сознанием, проблемами, обременяют земными конфликтами, обрекают на боль и страдания, чтобы душа научилась держаться "на плаву", научилась преодолевать зависимость от человеческих ценностей, чтобы Божественное стало более реальным, чем человеческое. Вектор целей должен быть постоянно устремлён к Создателю. Тогда человек может выдержать любую потерю, любую боль, пытку, любую перетряску своей судьбы. И тогда в этой или следующей жизни он получает уже новую судьбу, новые возможности, выходит на новый уровень единства со Вселенной.

Лука пришёл, с ним пришла Божественная энергия. И началась перетряска для Анны, Актёра, Васьки Пепла, Натальи. Души Анны и Актёра ушли в мир иной, потому что общество, религия не давали правильных ориентиров в этом мире. Анна в буквальном смысле пыталась подставить щёку, если её били. Православие не объясняло, что фраза относится к душе человека. Смысл её в том, что нельзя ненавидеть своих обидчиков, потому что через них действует Господь. Но можно и надо защищать себя физически, духовно, морально. Надо уметь давать отпор, находить золотую середину в конфликте. Ведь даже Иисус Христос изгонял плетью торговцев из храма. Но он понимал, что любой его гонитель, преследователь - это всего лишь человек с несовершенной душой.

Актёра учили, что в его профессии главное - это успех, известность, овации. И это главное мерило его таланта. Когда аплодисменты стали стихать, он не смог этого пережить, начал пить. Он постепенно потерял веру в самого себя. Но настоящая вера, талант, способности не должны ни от чего зависеть: ни от одобрения толпы, ни от получения земных благ.

Практически никто из обитателей ночлежки не понял советов Луки. Лука сказал Пеплу: уходи, даже если придётся уйти одному. А Пепел ухватился за Наталью, сделал ставку на неё. И она должна была его предать, чтобы его душа получила урок: не верь, не бойся, не проси. Не верь. Нельзя полностью доверяться человеку, вручать ему свою судьбу. Полностью полагаться можно только на Бога, на его волю. Не бойся. Страх парализует человека, делает его зависимым от других, порождает рабскую психологию. Не проси. Если постоянно просить кого-то о помощи, но не уметь отдавать, жертвовать, то превращаешься в потребителя.

Первоначально пьеса называлась "Без солнца". Солнце - это источник мощной энергии, которую светило дарит всем, ничего не прося взамен. Оно даёт нам пример бескорыстного созидательного служения. Но обитатели ночлежки не умеют делать что-то бескорыстно. Это проявляется даже в мелочах, когда никто не хочет подмести пол в своём жилище. Человек, всё время живущий в темноте, и вдруг вышедший на дневной свет, будет в первый момент ослеплён, как герой платоновской пещеры. И прежде чем он привыкнет к новому для него миру, его реакции могут быть непредсказуемы, он может испытать боль, страдания от новой картины мира. Это похоже на ситуацию с обучением плаванию, когда человека бросают в воду. Стресс. Кто-то не выдержит, утонет, а кто-то, подёргавшись, соберётся и поплывёт. Поплывёт тот, кто перестанет цепляться за страх, за свои инстинкты и просто поверит самому себе, кто ощутит Божественное в себе. Анна боялась ада, её страх заставлял её отказывать себе в любом человеческом счастье. Актёр страшился потерять свой талант, не понимая, что любой талант - это дар Божий. Васька Пепел боялся не выплыть из того болота воровской жизни, в котором находился от рождения. Приход Луки посеял в Василии сомнения в неизменности его судьбы. У Актёра появилась небольшая надежда на выздоровление. У Анны возникло желание ещё побороться за свою жизнь, если её страхи перед смертью несостоятельны. А вот Барон, Сатин, Бубнов уже перестали верить в какие-то высшие законы. Они верили только в мир материальный, только в закон человеческий, в ту мораль, которую предлагало общество.

Барон. Какой закон, князь?
Сатин. Это называется «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»...
Барон. И еще — «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями»...
Татарин. Коран называет... ваш коран должна быть закон... Душа — должен быть коран... да! Магомет дал коран, сказал: «Вот — закон! Делай, как написано тут!» Потом придет время — коран будет мало... время даст свой закон, новый... Всякое время дает свой закон...
Сатин. Ну да... пришло время и дало «Уложение о наказаниях»... Крепкий закон... не скоро износишь!

В пьесе гениально показана реальная работа законов кармы. Так может для каждого из нас произойти соприкосновение с Божественным. И это, похоже, в ближайшее время и будет происходить. Только уже в масштабах человечества. Ночлежка - это некая экспериментальная модель, опытный образец. Горький только приоткрыл нам завесу тайны Вселенной. Собственно, все его пьесы - это предчувствие и предупреждение о надвигающейся смене матрицы, о сломе модели языческого мировоззрения. 2000 лет назад с этим предупреждением пришёл Иисус Христос. И на примере Израиля мы увидели, как это работает, как сметается с лица Земли целое государство. Есть Божественная воля, а есть человеческая. У нас есть некий коридор возможностей для экспериментирования. Но рано или поздно эксперименты заканчиваются, наступает время собирать камни. Так закончилась эпоха социализма. Языческое мировоззрение с приоритетом коллективного мышления. Оно показало хорошие результаты, но пыталось строить рай на Земле без Бога, поклоняясь человеческому. Фашизм также доказал свою несостоятельность как попытка построить иерархическую модель, где есть нация господ и все остальные, призванные обслуживать её. Все эти и другие эксперименты приводят нас к Христианству как единственной работающей модели жизнеустройства, где система ценностей выстроена по приоритетам души. Но которую мы ещё до конца не смогли понять. По которой не научились жить. Христианское учение - это информация, которая дана Свыше. Сейчас у нас есть возможности для постижения того, что сказано в священных текстах. Этому способствуют новые достижения и открытия в научной сфере. Они подтверждают то, что сказано в Библии и других источниках. Наконец, возросшая энергетика Земли и человечества позволяют проникнуть на уровне подсознания в глубины тайн Вселенной. То, что раньше человек постигал, полностью отрешившись от земных желаний, годами молясь, медитируя, сейчас многим даётся при рождении в виде сверхспособностей. Осталось ощутить приоритет души над телом и сознанием, ощутить всеми фибрами нашей души единство с этим миром, со всем человечеством. Необходимо перестать искать виноватых, врагов, бесов, осуждать, презирать, ненавидеть. Научиться любить других, но и себя самих. Реально ощутить Божественное в себе, что и делает нас частью целого. Ведь мы и Вселенная как листик и дерево. Каждый листик - индивидуальность, но каждый связан неразрывно с деревом, его породившим. Каждый листочек получает энергию солнца и ветра и бескорыстно делится ею со своим создателем.

Таков секрет пьесы "На дне".