Короткие заметки о патриотизме

Харитон Егорович Сарамливый
 Короткие заметки о патриотизме
                Заметка первая.



Я узнал, что у меня
 Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!...
©Микалай Курилэу


Когда (президент страны!) Ельцин обоссал колесо самолета, либералы испытывали гордость, а патриоты - стыд.

Так что же, либерал это тот, кто не любит свою родину? Антоним слова патриот?
Ну нет… Это почему же либерал непременно не любит свою родину? Это всё же не родственные и не антагонистические понятия. Это совсем из разных плоскостей слова.

Но!
Если ты не патриот, то кто?
Предатель?
Враг своего народа?
Варвар?
Мракобес?
Мизантроп?
Дезертир?

Ну уж точно, не космополит.
Космополит" — он вообще, в принципе, ни чей патриот.

У патриота есть конкретный уголок на планете Земля; и к этому уголку патриот испытывает, но не обязательно сопровождая их поступками, то, что называют патриотическими чувствами.

Как можно не любить родину? Родина – это ведь не царь, не президент, не ваш сосед, и даже не ваша жена.  Которых вы можете не любить. Родина это «то берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой!..»

Если вы не любите президента, так выберите себе другого. Который вам милее.
Если вы не любите соседа, так не подавайте ему руки при встрече, можете даже переехать на другую улицу. Если тамошние соседи вам милее.
Если вы не любите свою жену, так разведитесь с нею, зачем же мучить себя, и жену. Если вам милее продавщица Нюрка из соседнего винного магазина, так и живите с ней.

За что вы не любите ту берёзку, ту рябину, куст ракиты над рекой?...
Если вы не любите ту берёзку, ту рябину, тот куст ракиты над рекой, а вам милее пальмы или саксаулы – так поезжайте жить туда, где растут пальмы или саксаулы. Зачем мучить себя и родину?
За чем дело стало? Живите долго и счастливо там, в оазисе или в горах, в гренландских льдах или амазонских джунглях. Там, где вам полюбится. Там, где нет постылых вам берёзок и рябин, кустов ракиты над рекой. Обретите своё счастье и наслаждайтесь им. Будьте патриотом своего оазиса, если саксаулы вам милее рябин.

Хвалите обретённые оазисы, но не ругайте страну, где вы родились. И родителей не ругайте за то, что они вас обидели, родив вас не в том месте. Дети – плод счастливой любви. И если они вас родили там, где родили, то значит, они любили свою родину и были счастливы. Простите их. И рожайте своих детей в том месте на земле, которое любите вы, и которую они будут любить. Или не любить…

И всё же, как вас называть, тех, кто не любит родину, для кого патриот – ругательное слово?
Нет, не врагом народа. Ибо родина это не ваш сосед, не ваш начальник и даже не ваш народ. Который, к тому же, если вы его не любите, вовсе и не ваш.
Родина – это земля. Это те реки и долины, леса и горы, поля и сады, которые предатели не любят. И продадут за тридцать сребреников в лихую годину… Получается, остаётся один антоним слова патриот – предатель.

Но так ли уж однозначно? Разве же, переехав от надоевшего нелюбимого соседа на другую улицу, вы предали соседа? Вовсе нет.
Если вы уехали от берёз к саксаулам, это тоже не значит, что вы предали родину.
Предали ли вы при этом своих родителей? Однозначно – да.
Но если вы бросили больную жену без средств к существованию и ушли к продавщице Нюрке ради ежевечернего стакана портвейна, вы точно предатель.

Тогда, пожалуй, не любящего родину точнее всего назвать мизантропом…

Патриот это тот, кто любит свою землю и гордится ей.
Однако следует различать гордость и гордыню.

Патриотизм это самое благородное чувство. Если человек спрашивает: «Достоин ли я России?» он вызывает чувство самого большого уважения.
Но если человек чванливо бьёт себя в грудь и кричит: «Я  - россиянин! », то патриотизм обратится в гнуснейшее фарисейство.


Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.
© Лермонтов.




                Заметка вторая.


Здравствуй, мама, Я - дезертир,
Не на щите пришел, а с позором.
© Игорь Гольцов.

Персонаж потрясающего фильма «Кино про Алексеева» задался вопросом: любовь это что? Как отвечают на этот вопрос обычно? Любовь, это когда… то-то и то-то. И это КОГДА  - оно для каждого своё. И почти каждый расскажет про себя, что для него любовь – это когда…
А вот на вопрос любовь это ЧТО? -  никто из персонажей фильма ответа не нашёл, да и вряд ли кто найдёт ответ.

А кто назовёт антоним слову патриот?
Дезертир или, всё-таки, мизантроп?
Мизантроп, конечно, часто.
Но прежде всего, человек, который не любит родину, тот не любит самого себя.

Вообще-то, примечательно, что в русском языке нет слова, противоположного по смыслу слову патриот. Это значит, что русскому человеку генетически присущ патриотизм.

И это при всём многообразии и необъятности русского языка…
О котором так здорово сказал Тургенев:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»


Многие, наверное, многие, задавались вопросом, а почему, собственно, русский язык писатель назвал великим? Потому, что он ВЕЛИКИЙ! Синоним – большой. И могучий, соответственно, потому же. Правдивый и свободный – потому что содержит, в силу своей необъятности, множество наречий, диалектов и говоров. И каждый может свободно выбрать, на каком наречии он сможет правдивее высказаться. Ибо нюансов речи бесконечное множество. И далеко не всегда наиболее чётко, выразительно и правдиво можно сказать на каком-то наречии то, что легко можно выразить на другом наречии.

Мы, русские, как-то не ценим, обычно, в быту свой язык. Не осознаём, какое же нам выпало счастье – говорить на русском языке.

Часто для того, чтобы осознать это, нам надо попасть куда-нибудь в чужие края. Прилетев в какой-нибудь задрипаный Лас-Пальмас или Пхукет, Анталию или Дубровник, видишь, что тамошние гиды, таксисты, продавцы, официанты, администраторы понимают французский язык редко, какой-нибудь там польский, итальянский, эстонский или норвежский – никогда.
А вот русский, и английский – обязательно. В Турции ещё и немецкий.

И тут до вас начинает доходить, какое счастье выпало на вашу долю. В то время как венгры, чехи, голландцы, норвежцы и прочие японцы вынуждены общаться с местным народом на обоюдно ломаном английском, вы говорите с этим же народом на родном языке.

Увы! Увы, на устои русской речи идёт непрерывная атака. Самое-то печальное, что из иноземной речи укореняются в русскую речь не какие-нибудь полезные нововведения, что прежде. Например, радио, телефон или локомотив. А внедряется в русскую речь сплошь и рядом иноземный сленг.

Сильный удар по русскому языку нанёс и пресловутый ЕГЭ. Который иначе как диверсией не назовёшь. И таких диверсий множество. Тут и неграмотная речь телевизионных дикторов. Уверен, что таких подбирают специально. И полное отсутствие корректуры в типографиях. Лет пятьдесят назад ещё к каждой книжке прикладывался листок «обнаруженные опечатки». Нынче такого листка и в академических изданиях нет. Даже в учебниках грамматические ошибки сплошь и рядом.

Много, ох как много, любителей поиздеваться над русским языком…

Как это ни ужасно, все мы давно перестали удивляться сводкам ГИБДД. Каждый день в каждой области по нескольку ДТП со смертельным исходом. Как водитель, утверждаю однозначно. Все ДТП это результат нарушения правил дорожного движения. Может быть, одно на несколько тысяч ДТП происходит из-за отказа техники.

Казалось бы, всё просто. Если ты не хочешь соблюдать правила дорожного движения (а они ведь очень просты), то, если ты порядочный человек, не садись за руль. Нет, садятся. Едут калечить машины и людей.
Почему? Как почему? Да потому что непорядочны.
Не садись. Так будет лучше всем.

Так и многочисленные сочинители, часто плодовитые авторы. Без конца строгают и строгают сочинения, совершенно против правил правописания.
Казалось бы, и тут всё просто. Если ты порядочный человек, то соблюдай правила правописания. Которые, хотя и несколько посложнее ПДД, тоже достаточно просты. Если не хочешь соблюдать – не пиши! Уважай, хоть немного, язык, на котором претендуешь изъясняться.

Если ты ненавидишь русский язык, то пиши на родном языке. Если, конечно, он у тебя есть. А если у тебя нет родного языка, пиши на том, который любишь. Так будет лучше всем.




                Заметка третья.




Не считай преступным делом -
Взять хорошенькую взятку,   
Прилепись душой и телом
К канцелярскому порядку.   
© П. И. Вейнберг. Практические советы.


Можно ли не любить родину? Ведь Родина – это не царь, не президент, не ваш сосед, и даже не ваша жена.  Которых вы можете не любить. Родина это «то берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой!..»

Сегодня трудно представить, что толковый словарь Даля в стране советов, в усечённом до безобразия виде, издавался всего один раз. А в полном виде не издавался ни разу.
И только в новой России словарь начал издаваться и переиздаваться. Интерес к словарю такой, что его издали, как минимум, сто сорок раз. Несмотря на бесконечные диверсии по отношению к русскому языку, интерес к великому сочинению Даля не угасает.

Читая словарь, многие начинают неожиданно для самих себя, раздумывать над такими вещами, над которыми прежде далеко не каждый задумывался. Раздумывать уже и над тем, отчего великий Автор по разному строит тот или иной абзац.

Вот, например, читаем большой абзац «Взимать».
Когда автор доходит до толкования слова взятка, вдумчивый читатель обращает внимание на следующую особенность. Далю не хватает русских слов для исчерпывающего толкования слова взятка, приходится пояснять его словами иноземного происхождения.

«Взятка ж. срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пишкеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело».

Здесь и татарские бакшиш, хабара. И арабское могарыч.

Это говорит о том, что взяточничества в стародавние времена на Руси не было. Попросту не было. Фольклор русский воспевал удальца Илью Муромца, разбойников Кудеяра да Стеньку Разина, безымянного бродягу, притащившегося к Байкалу, Ваську Ключника – злого разлучника. Украсть, ограбить – это в характере русского человека. А вот давать взятки для русских нехарактерно. Не по русски.

На самом деле в этом, казалось бы, удивительном факте удивительного ничего нет. Таким уж сложился общественный и экономический уклад на Руси. Прежде всего, это обусловлено сословным и вотчинным укладом русского государства. Русь не была знакома с Римским правом, лежавшим в основе законов европейских стран.


Испокон веков собственность в России обозначалась термином «вотчина».
Корень  слова «вотчина» тот же,  что и  в слове «отец».
Вотчина обозначает собственность и права, унаследованные от  отца.
Наследование от отца и было полным доказательством  владельческого  права.  «Оставленное отцом» означало «неоспоримо мое».
По смерти владельца имущества оно делилось равными долями между наследниками мужского пола. Никакими взятками этот порядок изменить было невозможно. Кому я должен дать взятку, чтобы быть сыном моего отца? Нелепость какая-то, не так ли?
Изменить социальный статус за взятку тоже было невозможно. Если ты по рождению не боярин, ты не можешь им стать никаким образом.
Таким образом, взятка во властных кругах общества была бессмысленна.
А со  времён Ивана Грозного земля ещё и постепенно становится монаршьей собственностью. Владеть землёй можно было только служа государю (или государству, что в те времена одно и то же).

В крестьянской среде, к которой принадлежала подавляющая часть русского народонаселения, о взятках и говорить смешно. Треть крестьян составляли крепостные. Конечно, крепостной крестьянин мог выкупить себе свободу, заплатив помещику выкуп. Но выкуп это ведь не взятка.
Свободные же (государственные) крестьяне опять же, не имели возможности изменить своё социальное или материальное положение. Единственное, что они могли, так попытаться перейти в крепостные, поскольку налоги вольных крестьян были намного выше, чем у крепостных. Но вряд ли для этого был смысл давать взятку.

Дворянство, изначально происходившее из боярских холопов, вплоть до правления  Екатерины II, владела землей по царской  милости.  Какой стимул давать взятку был у дворянина? За что?  За выход со службы? Или за то, чтобы приняли на службу? Служить дворянин был обязан по закону. А если ты вышел со службы, так лишаешься средств к существованию.


Петровская «Табель о рангах» всего лишь создала предпосылки для взяточничества. И только во времена Екатерины Второй семена взяточничества, посеянные в благодатную почву, стали давать невиданные урожаи.
Почву эту создали следующие обстоятельства.
Первое это присоединение земель Речи Посполитой, где взятка издавна признавалась нормой.
Второе это зарождение отечественной буржуазии.
Третье – стремление Екатерины Второй наладить в России то, что принято называть «общественной жизнью». То есть, участие определённых слоёв общества в государственной жизни.

Едва ли не первый случай отъёма земли у законного хозяина за взятку был описан Пушкиным в повести «Дубровский».
В которой великий Поэт наглядно показал безвозвратное отмирание вотчинного права и приход совершенно новых экономических и политических отношений.
Европейских отношений.

Сегодня же, когда Россия приобщается к европейским ценностям, взятка и в России становится нормой.
Бытие определяет мышление!
© Европейская пословица.

Что о том тужить, чего нельзя воротить.
© Русская поговорка.




                Заметка четвёртая.               



Доносчику – первый кнут.
© Русская пословица.


По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

Бежал из тюрьмы темной ночью,
За правду он долго страдал.
© псевдонародная песня.

Примечательно, что в русском языке гармонично прижилось иноземное слово патриот.
Также примечательно и то, что в русском языке не нашлось слова, противоположного по смыслу слову патриот. Это означает, что русскому человеку генетически присущ патриотизм.

Русский язык сам по себе рассказывает о русском характере и русских обычаях. Надо только почаще заглядывать в толковый словарь Даля. В нём можно найти всё!
Из него мы узнаем, что, в отличие от такого сугубо иноземного понятия, как взятка, доносы были и на Руси.
Читая абзац «донашивание» видим, что Даль не испытывает таких же затруднений толкованию слова «донос», какие он испытывал с толкованием слова «взятка».
Примечательны оттенки, подчёркнутые Далем.
«Доказ также донос, свидетельство на кого-либо...  Доказчику первая мука (первый кнут), коли обманет или не докажет доноса».
Слова «уличитель, доводчик, доносчик, доказник, доказуха» толковый словарь относит к бранным.

В этом вся суть разницы между отношением к доносу на Руси и (для наглядности) в Европе.
Доноситель подвергался пыткам первым. А потом уже, если доноситель под пытками доказал, что он не клевещет, приступали к допросу преступника.
В Судебнике 1497 года «ябедничество» считается столь же тяжким преступлением, как «татьба», «разбой», «душегубство» и подлежит тому же наказанию.
Опять же, сам уклад жизни не способствовал обычаю доносить. Почти всё население жило на селе. А на селе всё про всех знают и нет нужды в доносах.

В Европе же всё наоборот. Быть доносчиком было почётно и доходно ещё со времён Афинской демократии. Особенно расцвело доносительство в Испании времён Инквизиции. Не отставала и Германия, в которой сжигали ведьм на основании одного лишь доноса. В Англии существовала целая каста профессиональных лжесвидетелей. А во Франции в 1791 году ДЕНУНЦИАЦИЯ (заявление, донос) была объявлена законодательно «высшей обязанностью гражданина перед Отечеством».

Русскую пословицу «Сам погибай, но товарища не выдавай» в Европе не поймут. Если вы зазевались и не пропустили пешехода на пешеходном переходе, вы далеко не уедете. Потому что на вас уже донесли и максимум через пятьсот метров вас остановит полиция.
Когда-то в немецких супермаркетах принято было вешать объявление: «Воровать нельзя. Указавшему на вора — премия 100 марок».

На европейскую почву доносительство в России поставил, конечно же, Пётр I, который, как известно, всё делал по примеру Голландии. Пётр  ввёл награды для доносчиков. Это оживило доносительство в стране, но не переломило брезгливого отношения к доносчикам. И занятие доносительством было по прежнему не престижным и небезопасным.

Активную попытку в очередной раз внедрить одну из самых ценных европейских ценностей в тридцатые годы прошлого века предприняли Енох Иегуда и Иосиф Джугашвили с компанией. Попытка принесла ощутимые результаты. Насаждаемый угрозами и насилием институт доносительства принёс свои плоды.
Но вместе с тем, выработал ещё более стойкое отвращение к доносительству в русском народе.

Немалую роль в отношении к ябедничеству играло и извечное чувство сострадания русского человека к сирым, убогим, бродягам и, конечно же, «борцам за правду» За правду, эту вековую несбыточную мечту русского мужика.

Вспомним:
«О себе приезжий… если же говорил…, то с заметною скромностию…, что испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его…» © Гоголь.

Услышав, что приезжий проходимец Чичиков пострадал за правду, аборигены мгновенно полюбили приезжего, приравняв его к народному герою.

Вот такую жалостливую песню пели стародавние каторжане:
   Милосердные наши батюшки,
   Не забудьте нас, невольников,
   Заключенных, -- Христа-ради! --
   Пропитайте-ка, наши батюшки,
   Пропитайте нас, бедных заключенных!
   Сожалейтеся, наши батюшки,
   Сожалейтеся, наши матушки,
   Заключенных, Христа-ради!

И батюшки – матушки сожалели! И подавали пропитание ворам, убийцам, разбойникам.
Но никогда – доносчику!

Добредшего до Байкала бродягу уважали за многочисленные страдания.
И батюшки – матушки и коллеги – арестанты «убеждены, что одна часть совершенных им преступлений невольная, сделанная от простоты, другая часть ему приписана судьями, о чем он узнал только тогда, когда уже очутился в тюрьме… Бездольная жизнь по тюрьмам… породили в бродяге непонимание, отчуждение, даже отвращение ко всякого рода собственности. Бродяга сделался простосердечен и добр до того, что, если у него завелись деньги, ступай к нему смело всякий -- отказа не получит ».
© Максимов.

По причине всё той же брезгливости к доносам русский мужик укрывал всяких бомбистов и прочих революционеров. Если кто на революционеров и доносил, то их же коллеги – революционеры. А имя Евно Азеф даже стало нарицательным.

………………………………..

ИТОГО.
Если ты учишься в немецкой школе, и положил кнопку на учительский стул, под задницу учительнице, берегись. Когда учительница спросит «Кто это сделал»? все, как один, одноклассники, укажут на вас пальцем.
Если же ты ученик русской школы и сделаешь то же самое, никто не укажет на тебя пальцем. А если кто укажет, тот после уроков будет посажен голой задницей в сугроб. А то и побит палкой.


               

                Заметка пятая.               


Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
© Есенин.

И я люблю. Как можно не любить родину, если её любил Есенин?


Хочу быть патриотом.
Не вижу причин, чтобы не хотеть быть патриотом. Даже если закрыть глаза, забыть всё хорошее, наскрести по сусекам все мыслимые и немыслимые обиды, и сильно-сильно пожелать не хотеть любить родину.
Да и кто вы после этого, как себя назовёте?  Антипатриот? А что такое антипатриот? Слишком расплывчатое понятие. Но кто конкретно? Коллаборационист? Предатель? Изгой? Террорист? Мизантроп? Пессимист? Отморозок? Как того антипатриота называть?

Антипатриоты, точно, есть. В любой стране, в любой точке земли, возможно даже, в Антарктиде. Отличие доморощенного, российского антипатриота от российского же патриота, таковы. Когда Ельцин обоссал колесо самолета, антипатриоты испытывали гордость, а патриоты - стыд. ©  http://www.snowforum.ru

Помнится, лет двадцать пять – тридцать лет тому назад слово «патриот» упорно старались сделать ругательным. И ведь старания едва не удались. В октябре девяносто третьего года, когда в России произошёл антиконституционный переворот, показалось уже, что и само слово Родина скоро исчезнет из русского языка. Не исчезло.
Потому что Родина это не люди, сидящие наверху в высоком и мягком кресле, падающие с моста в подмосковную речку, писающие на колесо самолёта, дирижирующие оркестром «Калинку-малинку».
Родина это, как раз та самая калинка, малинка, то берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой. Это картинка в твоём букваре, это хорошие и верные товарищи с нашего двора.

Однажды, в далёком детстве, и «я узнал, что у меня есть огромная семья. И тропинка и лесок, в поле каждый колосок, речка, небо голубое – это все мое, родное. Это Родина моя! Всех люблю на свете я!»
© Микалай Курилэу.


Патриот – это звучит просто. Патриотизм это чувство любви к отечеству. Любить отечество - счастье. Гордиться тем, то ты патриот – глупо. Твоей заслуги в этом никакой. Тебе посчастливилось родиться на этой земле, которой ты и должен гордиться. Если ты любишь свою землю, радуйся этому, а если тебе не выпало счастье любить её, обрети счастье в другом месте. Земля большая.

Казалось бы, все знают, patria это Родина. Но много спекуляций выпало на долю простого слова патриот. Чего только не напридумывали: и ультрапатриотизм, и государственный патриотизм и имперский патриотизм.
А пижон Вяземский в своих «Письмах из Парижа придумал выраженьице «квасной патриотизм», который особенно полюбился вождю мирового пролетариата, и который активно использовали в своей риторике большевики.
Нет никаких «истинных» и «неистинных» патриотов. Человек либо патриот, либо… либо отморозок.

Стоит только посмотреть, услышать, кто гордо, во весь голос называет себя патриотом. Какие люди! Легенды!

Артур Чилингаров, Георгий Гречко, Алексей Леонов, Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Никита Михалков, Станислав Говорухин, Николай Валуев, Андрей Тихонов, Елена Исинбаева, Борис Михайлов, Вячеслав Фетисов, Анатолий Карпов, Евгений Велихов, Жорес Алфёров, Валентин Чантурия, Ренат Акчурин, Лео Бокерия, Леонид Рошаль, Иосиф Кобзон, Александр Розенбаум, Кайгал-оол Ховалыг.

Да одни только имена этих людей произносят с восторгом. Разве, глядя на таких людей, слушая таких людей, мыслимо не быть патриотом?

Патриот это звучит гордо.
Какие же простые до боли слова и в строках Георгия Храпака. Хлебнувшего по полной, и войны и лагерей:

     Я тоскую по русским полям,
     Мою боль не унять мне без них.

Несчастны те, кто не любит Отечество.
Это только кажется, что есть народы, которым родина там, где стоит в этот вечер их кибитка. Даже и белуджи не кочуют до Малоземельской тундры, а блукают по Афганскому нагорью. И то, что сегодня белуджи покинули родное нагорье и ломятся в Европу за подачкой, вовсе не означает очередного переселения народов. Это хорошо проплаченная акция, помноженная на массовый психоз.

Парней, заявлявших «Государство – это я» был не один десяток. Только вот государство и Родина далеко не синонимы. Один гладит вождя по шерсти и на этом основании мнит себя патриотом, другой тявкает на вождя в соцсети, и на этом основании мнит себя патриотом. Разницы между такими типами никакой.
Вожди приходят и уходят, а речка, небо голубое – остаются всё там же.


Есть ещё люди, называющие себя космополитами. Но космополитом дано быть мало кому. Чтобы быть космополитом, нужно настолько глобально мыслить, что простой обыватель, ну никак не может быть космополитом.

Хочу быть патриотом!