Жэммпиб, публикация ii-1

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
ЖЭММПиБ, публикация II-1

Создана иллюстрированная книга «Жизнь – это миг между прошлым и будущим». Формат А-5 (140х205 мм), 37 глав, 161 страница. Своеобразная документально-художественная, публицистическая и философическая повесть: проза и немного стихов.
В нее вошли работы, опубликованные в ноябре-декабре прошлого 2016-го и январе-феврале текущего 2017-го годов (назовем их публикациями серии I). Они составили с 1-й по 27-ю главы книги.

Главы 28-37 написаны в последние дни, кроме двух стихотворений 2003 и 2006 годов, которые с 2015-го недоступны читателям (закрыл свои первые разделы на Стихи.Ру и Проза.Ру).
Главы 28-37 публикуются сегодня как серия II. Причем не одним куском, но в трех последовательных частях. Это диктуется всего лишь необходимостью выставления трех отдельных иллюстраций: к одной публикации допустим только один снимок. А делать коллаж в данном случае нет смысла по техническим причинам. То есть его информативность упадет много ниже необходимого минимума.

СЕГОДНЯ, 24 ФЕВРАЛЯ 2017 ГОДА, КНИГА «ЖИЗНЬ – ЭТО МИГ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ» ОТПРАВЛЕНА ПРАВИТЕЛЬСТВУ МОСКВЫ. Это – четвертый «конверт» по данному адресу. Цель всё та же, что и предыдущих: донести свою обоснованную точку зрения на «призрак памятника» Первому и Пожизненному Президенту Узбекистана, который с недавних пор бродит по разным кабинетам столицы России. Данная книга – это многоплановая картина, дающая довольно широкое представление о жизни и ситуации в Узбекистане в первые годы после развала СССР и в последующие времена вплоть до текущих дней. Убежден: именно такое полотно необходимо членам Комиссии по культурному наследию в Москве для действительно взвешенного и верного решения вопроса о памятнике ПиППУ.

ЖЭММПиБ, публикация II-1: Жизнь – это миг между прошлым и будущим, первая публикация серии II, главы 28-32. Глава 29 есть повтор ранее опубликованного эссе «Третье открытое письмо наверх». Однако в ней (главе 29) есть кое-какие добавления, но главное – названное эссе, во-первых, нужно обновить в памяти, а во-вторых – оно необходимо для цельного восприятия глав 30-32.
Адрес «ЖЭММПиБ, публикация II-1» – http://www.proza.ru/2017/02/24/2255

ЖЭММПиБ, публикация II-2: Жизнь – это миг между прошлым и будущим, вторая публикация серии II, главы 32 (продолжение)-34. – http://www.proza.ru/2017/02/24/2268

ЖЭММПиБ, публикация II-3: Жизнь – это миг между прошлым и будущим, третья публикация серии II, главы 35-37. – http://www.proza.ru/2017/02/24/2281

                -------------------------------

                28

Только тому правителю можно ставить персональный памятник, в стране которого за десятилетия его властвования человек к человеку был по-настоящему добр, чуток и доверчив. Скажем, как советские люди во времена Великой Отечественной, а также в послевоенные годы, в эпоху позднего Сталина.
Сказала мама: «Мы осиротели...
наш вождь... отец народа... Сталин... умер».
Огромная толпа на стадионе,
улыбки ни одной, лишь скорбь и слезы.
И мне передалась печаль людская.
Но горд я был, что с траурной повязкой,
такой же, как у всех, я – свой, советский,
участье принимаю в общем деле,
и люди все мне близкие, родные...
Мне не было шести, но день тот помню.

Мое стихотворение «Сталин умер» 2006 года.

Названное выше условие тем более непререкаемо, если речь идет об увековечивании имени усопшего властителя в столице другого государства. А мы, народ Узбекистана, живущие в нем люди, никоим образом не отвечаем этому условию – ни в текущие дни, ни 5 лет назад, ни в начале идущего века, ни в конце минувшего. И неоспоримыми свидетельствами тому – факты, описания, аллегории, стихи и выводы предыдущих страниц настоящей документальной повести. А в последующих главах – еще пара-тройка неопровержимых доказательств. И каждое – ветвистое, как рога бухарского оленя.


                29

                Милейшие дамы и любезнейшие господа!

Да, да, нынче я напрямую обращаюсь к вам, уважаемые граждане помощники и помощницы всех рангов! Ибо почтовые вагоны на Олимп от простых смертных все равно проходят через вас! И вряд ли хотя бы одно из полсотни тысяч посланий ложится непосредственно на стол Зевса-Громовержца! Как правило, вы сами их спускаете своим коллегам, отбывающим службу у подведомственных богов и божков! Но не будете ли вы настолько любезны и милы, чтобы сделать величайшее одолжение – пропустить сквозь свои фильтры мое обращение непосредственно... Ну, сами знаете, куда и кому!..

Не ведаю, как сейчас, но в былые времена всех новобранцев Армии сразу же стригли под нулёвку.

Так же, с вашей подачи, Командир Республики приказывает поступать с нами, пенсионерами.

В недавние года всех нас заставляли заводить пластиковые карточки. Даже отдалённых кишлаков не миновали эти ветры моды и прогресса. А там от пластика проку, что от ножовки и рубанка при получении услуг банка. Если, конечно, при возникновении каких-либо пререканий, препирательств, разночтений, не размахивать ими как холодным оружием. Правда, у нас в Узбекистане любая мало-мальски значимая дверь охраняется, и в банк со столярным инструментом клиента просто-напросто не пропустят. Ну, тогда другое сравнение: как от лыж и саней при мытье в бане. Хотя если мытня просторная, но удобств, что называется, кот наплакал, тогда лыжи можно приспособить под вешалку, а сани – под лежак и сидяк.
А вот банковскую карту в глухомани – ни к чему не приноровишь. Полная бессмыслица и бесполезица. Пока человек с гор не спустится, или из степей не выберется. Да и тогда радости мало: на базаре продукты много дешевле. Но там – за наличные. Не то ведь и потерять можешь пластик в долгих промежутках между двумя посещениями городишка.

А теперь, значит, разом и для всех нас ликвидировали карточки. И все теперь будут топтаться на почте – и не один день, так как далеко не всегда хватает привезенных денег! – для получения своих пособий наличными.

Но мы же в Ташкенте живем, в столице! А не в Аллахом забытом кишлаке Худжаи-Пок в горах Дехканабадского тумана Кашкадарьинского вилоята! На самой границе двух государств! Через которую видны дома родственников, оказавшихся по ту сторону! К которым теперь – в отличие от колониалистских времен! – без визы не пропустят!
Кстати, Всевышний, может, и забыл про этот кишлак, или вовсе не ведает о нем, но летом здесь многолюдно: паломники и паломницы к могиле авлиё (святого) по имени Худжа Пок, которые заодно и лечатся, погружая свои тела в горько-соленые воды природного озерца и принимая солнечно-грязевые ванны. Или наоборот: стараются избавиться от физических недугов и попутно заглядывают к авлиё. Но банковской картой, пусть хоть на ней будет биллион сумов, не расплатишься там даже за пиалушку чая…

Так зачем же и у нас, жителей столицы, полностью аннулировать карточки?! К чему возвращать в позавчерашний день?! За что и для чего отнимать возможности и преимущества века компьютерных технологий?!

— Вам, старикам, не угодишь! – молвит в сердцах кое-кто из вас. – То вы жаловались на карточки, то теперь в мечтах о пластике плачете!

Нет! Не так! Не надо было всех нас стричь наголо, как новобранцев, как салаг! Надо было оставить нам выбор: кто желает 100% наличными – хорошо; кому хочется часть суммы переводить на пластик, как и было уже налажено путем немалых затрат и трудов со стороны банков и собесов, – тоже пожалуйста; а кому удобно всю пенсию иметь в безналичном виде, – так это вообще то, что надо, то, что выгодно и удобно всем, – и инстанциям, и банкам, и пенсионерам столицы вкупе с большими городами, и торгующим организациям.
А вы!.. Попробуйте своих наборщиц и секретарш усадить опять за тарахтящие пишущие машинки, отняв у них компьютеры! Примерно то же самое вы сделали с нами! В прейскуранте меню по-русски это значится как медвежья услуга! Узбеки на такую стрижку имеют давнюю пословицу: «Салласини олиб кел деса, калласи билан олиб келишади»! Толмач нужен? «Вели им принести чалму, так они вместе с головой ее доставят»!

Если же говорить в терминах демократического, цивилизованного государства, нацеленного на прогресс, комфорт и непримиримость к негативным явлениям, то лишение пенсионеров выбора в способах получения ими средств для существования, – это есть ущемление прав человека, а также отнятие у него возможностей пользоваться услугами банка, магазинов и других подразделений сферы обслуживания на уровне технических достижений текущего времени.

Что же касается негативных явлений, которых у нас, к великому сожалению, немало, то вот только несколько из них, с которыми мы, пенсионеры, постоянно сталкиваемся. Мало того, что нам приходится заблаговременно вставать в очередь к своему почтальону в ожидании привоза денег, что их, как уже было сказано выше, нередко не хватает, что 2-3 часа – это минимум затрат во времени при каждом посещении почты за пенсией, так еще и заведено у нас оставлять почтальонше на чай 2-3-4-5 тысяч сумов. И это – как общий, повсеместный закон: за последние 5 месяцев нынешняя моя почта, в которой я скоро буду получать впервые, – третья по счету. Если же не ходить в отделение связи, а дожидаться дня, когда почтальонша, наконец, принесет тебе деньги на дом, тогда тем более одним только спасибо не обойдешься.
— Не давайте! – скажете вы.
Говорить легко, плыть против течения – трудно. Кому же хочется выглядеть белой вороной! Выглядеть-то, в общем, не страшно! Хуже другое – черные клевать будут!
Второй момент – покупка нашей любимой буханки хлеба, обожаемого нами серого кирпича, по 650 сумов. С карточки снимают ровно стоимость покупки. А в текущие дни полтинников (50 сумов) на всех покупателей  для сдачи – магазины не напасутся! И стольники, когда и тыщонка не деньги, давно в дефиците! Добросовестные торговцы давали сдачу спичками, сосульками, бросовыми жвачками. Так у меня, некурящего и на кухне использующего электрозажигалку от сети, за последние 5-6 лет сложился мешок спичечных коробочек!

А те, в чьей совести добра маловато... Ну, сами, наверно, знаете, повадки этой публики!

И дело не в  пресловутом полтиннике, на что нынче и самую завалящую жвачку не купишь! Лишь прикурить можно на улице у тетушек-торговок! А в степени действительной развитости общества, в его моральном здоровье без макияжа и глянца. Если ни одного сума у нас, граждан Узбекистана всех возрастов, не отнимали бы незаконно – неважно, преднамеренно или невольно! – так в обществе была бы атмосфера неприятия воровства – от мелкого до крупных взяток и экономических преступлений: всё в жизни складывается из мелочей и основывается на них.
Ах, наша юность! Ах, Москва второй половины 60-х 20-го столетия и первой – 70-х! Копеечку возвращали! Если же кто-то по рассеянности, недоразумению, или еще по какой причине, отходил, не взяв, вослед раздавалось требование: «Сдачу возьмите!» Приезжий, впервые попавший в Столицу, мог и рукой махнуть, а кассирша его тогда отчитывала: «Мне подачки не нужны! Я зарплату получаю за свою работу! Заберите!»

В январе с.г. я в собесе прошел оформление: мое заявление, виза начальства, ксерокопия паспорта, – чтобы с февраля вся моя небольшая пенсия переводилась на банковскую карточку (до этого было 30%). И вот – полное крушение всех моих планов. И финансовых (на карточке уже были бы деньги! а наличные – только через 10 дней!), и организационных, и технологических, и прочих. И разочарование. И недовольство, что меня без спросу взяли и сделали лысым. И недоумение, что теперь так и пойдет, как во времена пишущих машинок. И удивление, что вопрос не могли решить, как говорится, по уму.

И еще. Случайно или в порядке скрытной шпильки, но, подложив главе государства на подпись сырой, непродуманный документ, вы поставили его в неловкое положение. При таких друзьях-помощниках и враги не нужны. Толмач нужен? «Шунака досту ёрдамчиларинг болса душман болиши хам хожати колмайди».
С пожеланием всех благ,
MAN (Marat Avaz-Nurzef).
09 февраля 2017 года.

P.S. Первое Открытое письмо Президенту Республики Узбекистан – http://www.proza.ru/2017/01/15/2028,
второе – http://www.proza.ru/2017/02/06/1087

И еще одна мысль, мудрая, важная и нужная. «Дост ачитиб гапирар», – говаривал Аваз Усто Мамат;ул огли, великий человек, мой незабвенной памяти родитель.
Правду, хоть горькой бывает,
Истинный друг изливает,
Недруг в корыстные речи
Мёду всегда добавляет.
---------------------
Справка.  С февраля 2017 года выплата всех видов пенсий в Узбекистане будет осуществляться в наличной форме, без ограничений. Постановление президента страны Шавката Мирзиёева, предусматривающее данную меру, было обнародовано 2 февраля.
Причины и подробности посмотреть можно, например, здесь –

                30

Почти половина из 14-ти квартир нашего дома принадлежит пенсионерам. 15-го февраля почтальонша принесла нам наши пособия. А через два дня ко мне пришла девочка-бухгалтер лет 18-19-ти из райсобеса. Ну, это по-старому, а по-новому – из Внебюджетного Пенсионного Фонда (ВПФ) нашего района. Показала мне копию сопроводиловки к моему обращению, требуемой для формы его отправки приложенным файлом в виртуальной приемной Президента. Само обращение девочка не видела. Интернета у ней нет, чтобы по моей ссылке прочитать на досуге Открытое письмо на Олимп, приведенное в предыдущей главе, которое выросло из обращения, став более ярким, более ироничным, более интересным.
Мы с девочкой (кстати, свободно владеющей русским языком: оказывается, училась в русской школе) опять провели всю процедуру оформления, необходимую для перечисления моей пенсии на банковскую карту. Процедуру, которую где-то месяц тому назад я уже проходил в ВПФ с моим инспектором, что отмечено в моем Письме наверх. Девочка, как и инспектор, потребовала у меня ксерокопию паспорта. Таковой у меня не было, и она довольствовалась тем, что отщёлкала страницы главного удостоверения моей личности своей соткой. Потом девочка достала чистый лист бумаги из своей папки и попросила написать объяснительную. О чем? О ситуации и ее разрешении. Хорошо: что называется, на едином дыхании, без единой остановки, замарал почти весь А-4.
— И напишите, что вы не имеете претензий, – сказала девочка, которая всё время следила за моей рукой и, как выяснилось, понимала каждое слово моей корявой скорописи.
— К кому? К Аллаху? К Нему у меня нет претензий! – пошутил я в ответ.
— К нам, к ВПФ.
— А вы-то при чем?! Не вы же издавали Указ! Не вы его скорректировали! Вы же всего лишь исполнители: что скажут сверху, то и делаете.
— Ну, так положено…


                31

Три дня я ходил удовлетворенный и даже радостный оттого, что я своим Словом не только для себя добился желанных удобств в получении пенсии и ее расходовании, не только помог себе подобным, но и донес до верхов разумное, рациональное решение вопроса, следствием чего и явилось восстановление здравого смысла.
На четвертый день, решив посмотреть ответ на свое обращение, зашел в виртуальную приемную, ввел в предусмотренную форму номер и код проверки, скачал файл, раскрыл его. Ответ был на фирменном бланке ВПФ города Ташкента, подписан начальником управления. Прочитал. И-и-и… На меня накатила волна расстройства. А вслед – еще больший вал возмущения. На ум приходили все подходящие оценки: чушь собачья! бред сивой кобылы! ахинея! идиотизм!
На следующий день по имеющемуся у меня каналу выяснил: было письмо Аппарата Президента за №13-277 от 15.02.2017, направленное в Минфин, Центральный банк и хокимияты, во исправление Указа: пенсию можно получать либо всю наличными, либо некоторую часть в бумаге, а другую – в безналичной форме, либо переводом всей суммы на банковскую карточку. Понятно, что Центробанк информировал все банки страны, а республиканский ВПФ получил информацию от Минфина как от своей вышестоящей организации.
Стало легче: всё встало на свои места. Кроме ответа на мое обращение, скачанного из виртуальной приемной Президента. Чтобы читатель мог сам понять причины моих огорчений и негодования, он должен своими глазами увидеть мою объяснительную, данную девочке-бухгалтеру из районного ВПФ (бумажка у них размножилась, пошла выше и попала на сайт Приемной Президента), потом – ответ на мое обращение к Президенту, подписанный начальником управления ВПФ города Ташкента, а затем эти две бумажки наложить на изложенную выше суть отмашки Аппарата Президента, держа в памяти мое Открытое письмо на Олимп.
Но давайте загодя вспомним вечное правило чиновничества и бюрократии, которые не только сами живут по нему, но и навязывыают его любому гражданину, стоит только ему хотя бы слегка поднять голову: без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек.


                32

Теряюсь в догадках, каким образом мою Объяснительную на белом листе перевели в формат pdf, в котором я получил ответ на свое обращение с приложением моей писанины? Почему качество такое неважное? Что это за розовые дифракционные волны?