Студенчество. Глава 1. Омский политех

Владимир Аганин
             На фотографии: я с группой РК в центре - присел на корточки   
               
          Поступать я решил в Омский политехнический институт на электро-радиотехнический факультет. В 1965 году обучение на этом факультете велось по трём специальностям: электроснабжение городов и предприятий, информационно-измерительные системы и конструирование и производство радиоэлектронной аппаратуры. В связи с тем, что я увлекался радиотехникой, то и выбрал третью специальность.

   Из моих одноклассников многие пошли в политех, но на этот факультет, кроме меня, только: Лариса Закурдаева, Оля Смирнова и Лена Копарушкина. Гена Нагайчук вместе в Володей Булучевским и Юрой Кубашевским поступили в институт инженеров железнодорожного транспорта, а Оля Ульянова, Магда Шандарова и Валера Прокопец - в автодорожный институт.

   В связи с тем, что я был золотым медалистом, мне предстояло на вступительных экзаменах сдавать только математику, причём - письменно и устно. Письменного экзамена я не боялся и был уверен в том, что решил всё верно, так как у меня сошлись проверки по всем заданиям. И был прямо-таки окрылён, когда узнал от Лариски Закурдаевой, что моя письменная работа была признана лучшей. Её отец работал в СибАДИ и у него были связи с ОмПИ, поэтому он быстренько и узнал результаты письменного экзамена.

   С устным же экзаменом дела у меня обстояли не так успешно. У меня не получилось поехать на консультацию и этот факт чуть ли не стал для меня фатальным. А подвело меня исследование функции на "чётность". Преподаватель задал мне исследовать функцию, которая никак "не хотела" становиться "чётной" или "нечётной". Когда я совсем выдохся и с меня сошло "семь потов", преподаватель улыбнулся и признался, что такие функции существуют и он о них говорил на консультации, но так как я отсутствовал, а он это заметил, то и результат налицо. Однако, посмотрев мою письменную работу, он поставил мне "5". А на следующий день я положил на стол призывной комиссии в облвоенкомате справку о зачислении в институт.

   Здание факультета находилось на проспекте К.Маркса недалеко от моего дома, как впрочем и от школы №69. Однако, на первом курсе предстояло заниматься, в основном, в новом здании на проспекте Мира в городке Нефтяников. Это здание только что закончили строить и для меня повторилась история, что и со школой №69. То есть необходимо было отработать определённое количество часов по подготовке нового корпуса к учебному году.

   Вот здесь я и познакомился со своим будущим другом по институту Валерой Тихомировым. Прораб, назовём его условно Николаем (истинного имени его я уже не помню), поставил нас с Валеркой на уборку мусора из нескольких подвальных помещений. Мы с Валерой немножко баловались сигаретами (в ходу были болгарские "Шипка" и "Солнце") и на этой почве сошлись с Николаем во время общих перекуров. Тот много рассказывал о себе. Оказалось, что он с Западной Украины, где-то там получил строительную специальность, а работать приехал в Сибирь, потому что "здесь возможностей гораздо больше".

   Однажды с этим Николаем произошла такая история. Сидим мы втроём в широком коридоре подвала и курим. Вдруг к нам спускается незнакомая девушка и просит Николая подняться наверх. Якобы к нему пришли какие-то его друзья. Он в недоумении поднимается наверх. Через пару секунд мы с Валеркой видим, как Николай кубарем летит вниз по лестнице. Вскакиваем, подбегаем к выходу и загораживаем путь двум парням, которые намереваются "добавить" Николаю ещё. Те, постояв на лестнице несколько секунд и пригрозив Николаю, что "если такое ещё повторится, то он костей не соберёт", уходят в сопровождении двух девиц.

   Мы вновь садимся перекурить это дело. Выясняется, что до нас здесь работали студентки с 4-го курса. К двоим из них и начал приставать наш Николай. Когда он выяснил у девушек, что они проживают в общежитии, а приехали в Омск из Караганды, то он, не долго думая, задал им вопрос: "Ну и как там е-ут?". Девчонки "почему-то" обиделись на него, а вот теперь привели заступников.

   Мы с Валеркой понимающе переглянулись, а потом, уже без Николая, пришли к выводу, что ему, конечно, ещё мало досталось за такое, но во-первых - мы ведь не знали "за что его лупят", а во-вторых - он же наш работодатель и ему "подписывать нам справку об окончании работ". В конце концов, эту справку мы получили и больше никогда с Николаем не встречались. А через несколько дней все первокурсники отправились в колхоз на сельхозработы или, как мы говорили, "на целину".

                *     *     *

   Наш факультет разъехался по разным колхозам, а там студентов распределили ещё и по разным отделениям. Со мной вместе оказались Валера Тихомиров, Лариса Закурдаева, Оля Смирнова и Лена Копарушкина. Нас поселили в спортзале местной школы, если, конечно, эту большую аудиторию можно было назвать спортзалом. Разместились прямо на полу. Постелили матрасы: девушкам с одной стороны, а юношам - с другой. Личные вещи сложили у изголовий - в рюкзаках.

   Сразу же провели конкурс на замещение вакантной должности повара. Но кандидатура оказалась одна - Ленка Копарушкина. Она сама изъявила желание и ей как-то сразу все поверили. Лена своим внешним видом и твёрдостью характера внушала коллективу спокойствие за свои желудки. Забегая вперёд скажу, что продукты доставлялись вовремя и хорошего качества. Вот только за молоком надо было идти самим на сепараторную станцию вечером. Для этого назначался наряд из двух юношей.

   Однажды мы с Валеркой договорились, что пойдём пораньше. Просто мы очень устали и нам захотелось расслабиться. По пути зашли в "сельпо", где взяли бутылку водки "Особая" и пачку польских махорочных сигарет "Спорт" (гадость редкая), других просто не было. А перед тем, как идти, у Ленки "выцыганили" немного закуски. Ушли мы с Валеркой в поле и расположились под стогом сена. Было очень удобно: мягко, приятно пахло прелым сеном и вдалеке от посторонних глаз.

   Выпили, закусили и растянулись на подстилке из сена. И не заметили, как уснули. А когда проснулись, то увидели, что солнце начало прятаться за горизонт. Допили остатки водки и побежали на ферму. Там в сепараторной уже никого не было. Однако, на одном бидоне с молоком лежала записка: "Для студентов".

   Схватив бидон за ручки, мы быстро покинули ферму. И тут мы увидели, что нам навстречу спешат Лариса Закурдаева и Оля Смирнова.
   - Где вы ходите? - обрушились они на нас.
   - Да тут какая-то задержка произошла, - соврал я.
   - Ну идите же быстрее! Из-за вас ужин задерживается.

   Конечно же, быстро идти мы не могли - что-то отяжелели ноги. Но мы с Валеркой старались изо всех сил. Я всё время оборачивался назад, чтобы убедиться в том, что девушки ещё не наступают нам на пятки. Вдруг я заметил, что Лариса как будто бы испарилась, а Ольга стоит в недоумении. Было уже темно, но фигуру Ольги я различал вполне чётко. Поставив бидон с молоком на землю, мы с Валеркой вернулись назад и тут услышали:
   - Ну чего вы стоите? Вытаскивайте меня скорее!
   И тогда мы поняли, что Лариса, сойдя немного в сторону с тропинки, оказалась в глубокой яме, не весть для чего тут выкопанной. Шутить и смеяться было неудобно, и мы с Валеркой, подхватив Ларису за обе руки, одним махом вытащили наружу.

   Другой, почти анекдотический, случай произошёл с нами, когда мы работали на силосной яме. Силосная яма наполнялась скошенной кукурузой, которую привозили самосвалы, а трактор утрамбовывал. Нам оставалось только разбрасывать лопатами кучи. Вообще, кукуруза в Сибири годилась только на силос для скота. Это Хрущёв почему-то решил, что в Сибири она вытеснит рожь. Однако, он "дико ошибался".

   А невдалеке от нашей силосной ямы армяне строили коровник. Вдруг мы видим, что по дороге к этой стройке едет грузовик и давит гуся, который безмятежно переходил эту самую дорогу. Водитель останавливает машину, выходит из кабины, забирает гуся и едет дальше к стройке. Кто-то из нас начал первым кричать и размахивать лопатой. Тут мы все подхватили эту инициативу, так что не услышать нас было невозможно.

   Водитель останавливается, берёт гуся за шею и идёт в нашу сторону. Вид у него был весьма угрожающим, поэтому мы замолчали и опустили свои лопаты. "Ну, - думаем, - он сейчас нас всех отхлестает этим гусём".
Немного не доходя до нашей ямы, армянин остановился и громко спросил:
   - Кто кричал?
   - Да мы все кричали, - робко ответили мы хором.
   - Ребята... я не специально, - запинаясь проговорил армянин. - Если вам нужен гусь... да заберите его...
   - Что ты, мужик! Забирай гуся сам. Нам всё-равно его готовить некому.
   - Ну ладно... спасибо! - сказал армянин и поплёлся с гусём к машине.

   Потом мы работали на току, собирали выкопанную комбайном картошку, грузили её на КРАЗы. И вот на таком КРАЗе, гружёном картошкой, вернулись в Омск.

                *     *     *

   И началась учёба. В первом семестре мы изучали, в основном, общенаучные дисциплины, хотя и были отдельные специальные предметы: Теоретические основы электротехники (ТОЭ, часть 1. Линейные электрические цепи) и Организация заготовительных цехов. Лекции по ТОЭ читал декан факультета доцент Осмоловский, а практику вёл молодой преподаватель Верёвкин, который настолько хорошо научил нас анализировать и рассчитывать линейные электрические цепи, что эти знания пригодились мне уже значительно позже в Военной академии связи при изучении Прикладной математики.

   Что же касается Организации заготовительных цехов, то от этой дисциплины остались исключительно неприятные воспоминания. Дело в том, что перед дифференцированным зачётом я немножко приболел и на консультацию не пошёл. А там преподаватель рассказывал, как пользоваться делительным кругом фрезерного станка. И опять, как на вступительном экзамене, мне достался в качестве дополнительного именно этот вопрос. И я поплыл. В результате, в моём дипломе красуется одна единственная "тройка" (удовлетворительно) именно по этой дисциплине. Однако, "на кой чёрт" радиоинженеру знать, как пользоваться делительным кругом фрезерного станка?

   Как-то мы с Валеркой Тихомировым решили, что будем заниматься в свободное от учёбы время в конструкторском бюро СНО (Студенческое научное общество). КБ имело строго определённую направленность - электромузыкальные инструменты. Нам поручили собрать генератор для терменвокса. С задачей мы справились успешно. Однако, на этом наша конструкторская деятельность и завершилась. Декан посчитал, что КБ не приносит факультету никакой пользы, а только занимает без того недостающие площади. И эти площади у КБ были изъяты.

   С Ольгой мы встречались уже значительно реже. Да это и понятно - теперь у неё были свои проблемы, а у меня свои. Если и встречались, то только по выходным. Чаще всего ходили в кино. Правда, один раз она уговорила меня пойти на танцы в ДК завода имени Баранова. Однако, это её не развеселило. Видимо потому, что я всё время приглашал её на очередной танец, а с кем-то ещё ей станцевать не удалось. И я всем своим натром почувствовал, что там был кто-то ещё, кто интересовал её ничуть не меньше, чем я, а, может быть, даже и больше. Под конец танцев она ушла в актовый зал и села там в кресло. Мне стоило больших усилий убедить её пойти и станцевать финальный вальс.

   В другой раз договорились пойти на танцы в ДК Нефтянников. Я долго ждал у входа, но вместо неё пришла Магда со своим Алёшкой и объявила, что Ольга не придёт. А Новый 1966 год мы с Ольгой встретили очень даже весело - в ДК завода имени Баранова. Папа постарался - достал два билета на Новогодний вечер. После поздравления представителя дирекции завода и небольшого концерта все устремились в буфет, где и услышали "бой курантов". За нашим столиком оказались совершенно незнакомые нам люди, однако, тосты сыпались, как из рога изобилия, а разговоры не затихали ни на минуту. Вышли мы из ДК, когда было раннее утро и уже пошли первые троллейбусы.

   У Валерки Тихомирова была девушка и мы вчетвером несколько раз собирались в нашей квартире. 22 февраля у сестры Людмилы родился сын, которого назвали Алёшей. Сестра вышла замуж за Бориса Герасимова, выпускника ОмПИ, ещё когда я учился в одиннадцатом классе. После рождения Алёши мать целыми днями пропадала в квартире Герасимовых, благо она находилась через один дом от нашего. По этой причине в нашей квартире всегда можно было устроить дружеские посиделки.

   Вообще, мы с Валеркой частенько после занятий на факультете шли к нам и делали домашнее задание. Если что-то не получалось, особенно с переводами по английскому языку, то ехали к Лариске Щепкиной на площадь Серова. Несмотря на то, что у нас были девушки, мне и Валерке Лариска очень нравилась. Но у неё был жених и он играл на трубе в институтском ансамбле, поэтому мы могли рассчитывать только на роль лучших друзей. Иногда Лариска появлялась в моём доме, потому что её тётка жила на четвёртом этаже и Лариска забегала к ней посидеть со своими маленькими двоюродными сёстрами. А уходя домой, никак не могла не заглянуть ко мне на третий этаж. И если у меня был Валерка, то наши посиделки превращались в долгое чаепитие.

                *     *     *

   Незаметно подкатила вторая сессия. Для меня всё складывалось, как нельзя лучше: практически все зачёты я получил "автоматом", благодаря успешным выступлениям на семинарах и коллоквиумах, и на "отлично" сдал четыре (из пяти) экзамена. Но на пятом экзамене по теоретической механике (статика) я вдруг не смог решить задачу. А это означало, что больше "трояка" мне не получить. Но преподаватель пошла мне навстречу: поставила "неуд." и дала возможность пересдать. Тут я уж постарался и результатом была отличная оценка. Так я на первом курсе вышел в отличники.

   На каникулах я отправился в Миасс. Во-первых, давно там не был, а во-вторых, сильно болел дедушка, хотя он старался это и скрывать. В Миассе уже все наши родственники (Аганины и Карякины) переехали в новый город, а в старом остались только дедушка с бабушкой и Семенухи. Вот с младшей из двоюродных сестёр Люськой я и начал проводить свои каникулы. Мы с ней ходили в лес за грибами, играли в карты, развалясь в сарае на сеновале, а по вечерам посещали летний кинотеатр.

   Потом меня затянули в новый город. Сперва я с тётей Надей ездил в пионерский лагерь под Златоустом, где отдыхала Иринка, а потом с дядей Мишей и сестрой Татьяной отдыхали на берегу озера Тургояк, бывали на их даче и ездили на "Волге" в Челябинск, где старшая сестра Галина поступила в пединститут.

   Когда я вернулся в Омск, то сразу же встретился с Ольгой. Всё вроде бы было как всегда: мы ходили в кино, гуляли по городу одни и с Магдой и Алексеем, ездили в парк на аттракционы. И в то же время я чувствовал, что "что-то" произошло. И вот однажды, когда я пришёл к ней и предложил сходить в кино, она вроде бы согласилась, но, не дойдя до кинотеатра, остановилась на улице Орджоникидзе как вкопанная и объявила:
   - Володя! Я решила закончить наши отношения. Мы никогда больше не увидимся. А теперь - иди!..
   Я с недоумением смотрел на неё, но она повторила:
   - Мы никогда больше не увидимся!

   Я постоял несколько секунд, переваривая сказанное, а потом повернулся и пошёл в сторону Пионерского сквера. Пройдя метров пятьдесят, я повернулся назад и увидел, что Ольга всё ещё стоит и смотрит в мою сторону. И я вернулся.
   - Но почему?! - задал я вопрос.
   - Потому что мы всей семьёй уезжаем в Воронеж. Это решённый вопрос. Папе дали там кафедру в строительном институте.
   - Однако давай не будем спешить с выводами... Попробуем для начала переписываться - а там видно будет.
   - Ну хорошо! Я с папой уезжаю послезавтра в Москву, а ты помоги маме собраться в дорогу. Там самая большая проблема - отправить багажом холодильник. Сможешь?
   - Конечно смогу!

   Я не только помог Татьяне Степановне отправить холодильник, но и посадил её с сыном Володькой на поезд.

          Далее:http://www.proza.ru/2017/03/02/1744