Философия Тютчева. Свет бездны. 1

Ермолаев Валерий
Философия  в поэзии  Ф.И. Тютчева.

Ф.И. Тютчев прожил семьдесят лет и был младшим и старшим современником А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, писателей, определивших золотой век российской словесности. Параллельно формировалась русская религиозная философия. Идеи познания, нравственности в соотношении с верой излагались В.С. Соловьевым, и другими философами.
В данной работе автору хотелось показать, как формировалось философское мышление поэта на протяжении его творчества.

                1
                Свет бездны
В 1816 году Тютчев пишет стихотворение «На новый 1816 год».
В 13 лет в его голове было сформировано понятие текучести времени и восхождение к сверх - времени, которое сокрыто от смертного человека.
Все это было сформировано в голове и душе поэта на интуитивном уровне. Вряд ли им прорабатывались какие - либо философские дефиниции и системы познания.
Тем не менее, поэт, в своем сознании, четко выделил три мира. Мир Предела или «Предел», окружающий непосредственно человека, со всем тем, что он воспринимает своими органами чувств. Этими чувствами мир "Предела" и ограничен. Далекий мир «Космоса» (бесконечного бытия) с недостижимыми звездами. И мир теней прошлого, мир « Инобытия». Да, мир в целом гораздо сложнее, он един в своей сути, но отдельные составляющие этого мира по-разному влияют на человека. Что разделяет Космос, Предел и Инобытие, и что их связывает в единое? Вопрос сложный.

...Устав небес священ...
О Время! Вечности подвижное зерцало! -
¬Все рушится, падет под дланию твоей!..
Сокрыт предел твой и начало
От слабых смертного очей!..

Бытие человека усложнено пониманием триединой сущности. Бог единый в трех лицах, троичность бытия - все это усложняют картину мира.
У древних было проще: на каждое явление был свой бог. Был некий Олимп существования богов, и наиболее выдающиеся герои вступали в поединки с ними, хоть борьба была обречена на неудачу.
Человек у Тютчева теряется перед сложностью мироздания и вынужден задуматься о своем назначении. До христианства мир был ясен и понятен, т.к. вера во множество богов не вызывала философских противоречий.

Где вы, о древние народы!
Ваш мир был храмом всех богов,
Вы книгу Матери – природы
 Читали ясно, без очков!..
(«А.Н.М.»)

Но мировоззрение человека изменилось и усложнилось. Над ним властвует неизвестная бездна. Эта бездна проявляет себя в зависимости от состояния души человека. Первое состояние - состояние лжи и греха - свет бездны уничтожает, второе состояние - состояние любви - поддерживается, принося человеку блаженство.

Таков горе духов блаженных свет,
Лишь в небесах сияет он небесный;
В ночи греха, на дне ужасной бездны,
Сей чистый огнь, как пламень адский, жжет.
(«К Н.»)

В 1825 году Тютчев пишет стихотворение «Проблеск»,   которое в свое время Л.Н. Толстой отметит четырьмя восклицательными знаками.
Стихотворение фундаментальное в философском плане, ибо здесь впервые раскрываются условия перехода к бесконечному бытию, бессмертию. Появляется тот гул, который определяет невидимый для человека мир. Схождение души с земного круга к бессмертному бытию, и условия этого схождения - вот в чем сложность мира, окружающего человека.
Появляется первое условие перехода к иным мирам - сумрак. Впоследствии Тютчев отметит и другие переходы. Ими будут: радуга, сон, заветное слово, смерть, любовь. Тютчев постепенно, но упорно выстраивает картину мироздания и человека, находящегося в этом сложном триедином мире.
Тютчева интересует мир звезд, беспредельное ночное небо, но вместе с тем минувшее в виде призрака мелькает рядом.

Слыхал ли в сумраке глубоком
Воздушной арфы легкий звон,
 Когда полуночь, ненароком,
Дремавших струн встревожит сон?..

То потрясающие звуки,
То замирающие вдруг…
Как бы последний ропот муки,
 В них отозвавшихся, потух!

Дыханье каждое Зефира
Взрывает скорбь в ее струнах...
Ты скажешь: ангельская лира
Грустит, в пыли, по небесах!

О, как тогда с земного круга
 Душой к бессмертному летим!
 Минувшее, как призрак друга,
Прижать к груди своей хотим.

Как верим верою живою,
 Как сердцу радостно, светло!
 Как бы эфирною струею
По жилам небо протекло!

Но, ах, не нам его судили;
 Мы в небе скоро устаем,
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем.

Едва усилием минутным
Прервем на час волшебный сон,
А взором трепетным и смутным,
Привстав, окинем небосклон ,-

И отягченною главою,
Одним лучом ослеплены,
Мы упадаем не к покою,
Но в утомительные сны.
( «Проблеск»)

Душа человека может приходить в состояние созвучное бесконечной природе, бесконечному Бытию. Проблеск возникает, когда наступает глубокий сумрак и начинает звучать музыка, гармония сфер грустными аккордами арфы. Человек - пыль, стремится в небеса, но стремление это - мгновенно. Ослепленный лучами бессмертия он снова впадает в утомительный сон на земле. Утомительный земной сон с одной стороны и бесконечная божественная жизнь - с другой.