Как варят сталь

Рустам Тухватуллин
КАК ВАРЯТ СТАЛЬ.
Как варят сталь нужной марки? Да точно так же, как варят суп по нужному рецепту. Ведь сначала хозяйка варит мясо, курицу, рыбу, получается бульон. Потом снимает пенку. Точно так же сталевары сначала плавят обычную сталь или чугун – стружку, металлолом и т.п., и снимают специальными ковшами всплывающий шлак. Потом хозяйка добавляет в бульон различные ингредиенты (крупу, картошку, морковку, свеклу, лук и т.п.), в зависимости от рецепта супа. Потом добавляет соль, специи, в конце – зелень. Точно так же сталевары добавляют различные цветные металлы в необходимом количестве – никель, медь, олово, молибден т.п. Вот на этом этапе в процессе варки стали участвую и я – выдаю из опечатанных ларей эти самые цветные металлы по весу, это входит в обязанности охранника. Потом, в определенной последовательности добавляются графит, марганец, хром, кремний, гипс т.п., в зависимости от марки выплавляемой стали. Как же красиво кипит сталь в печи! Только долго смотреть не получается, ведь температура 1600 градусов! Если бы мне еще три месяца назад сказали, что я буду участвовать в процессе варки сталей в огромном литейном цехе, я бы просто рассмеялся. Но жизнь – удивительная штука, цепочка случайных несвязанных событий закинула меня на большой завод. Здесь мне все интересно – и люди, и техпроцессы, взаимодействие людей и техники. А какие красивые люди – сталевары! Сильные, добрые, приветливые, всегда разговаривают доброжелательно. А иначе и не может быть – слабые люди здесь просто не смогут работать. Ведь мрачность, грубость, ворчливость – свойства слабых людей. Сильный человек – всегда добрый, всегда приветливый. Когда я начинаю расспрашивать сталеваров об особенностях их работы, они с удовольствием рассказывают, и добавляют: «Айда к нам работать!». Я бы с удовольствием пошел, с годик поработал бы, нравится мне здесь - и люди, и атмосфера взаимоотношений, и сам процесс выплавки сталей, да ведь не возьмут – возраст! Работа сталевара очень трудная, они почти постоянно в движении – то цветные металлы кидают в печь тележками, то различные добавки мешками или лопатами, то ломами разбивают твердый шлак на поверхности расплава, то специальными длинными ковшами зачерпывают кипящую сталь для лабораторного анализа. И жарко возле печей, и трудно дышать – какие только испарения не исходят из этих огнедышащих печей, и вряд ли респираторы надежно помогают. К тому же в литейном цехе в воздухе постоянно мельчайшая пыль – имеющиеся фильтры улавливают далеко не все. Недаром сталевары уходят на пенсию в пятьдесят лет. Когда я говорю им: «какая красивая у вас работа!» – они отвечают: «ничего красивого. Айда к нам!». «Ну как же ничего красивого, вон как красиво выливается готовая сталь из печи в ковш! Какие яркие краски! И искры летят – словно сотни мощных бенгальских огней горят!» «А-а-а, ну разве только это». Они уже привыкли. А я любуюсь. Разлитая в огромный ковш жидкая огненно-яркая сталь тележками и мостовыми кранами перемещается в специальные литейные машины, где по конвейеру разливается в подготовленные формы, и получаются различные детали сложной формы, которые после нескольких технологических операций идут на сборку основной продукции завода или отправляются по кооперации на другие машиностроительные заводы. Таким образом, уже через несколько дней сваренная сталеварами сталь с нужными свойствами уже работает в виде деталей в различных механизмах. Очень нужная профессия сталевара! Хотя и очень трудная.