Как судиться в Казахстане...

Ахметов Анатолий
Часть первая.

От тюрьмы и суммы - никому не уйти.

Эта книга может стать пособием для начинающих предпринимателей и людей, которые впервые судятся.


У Анатолия, как выяснилось, были большие пробелы в познаниях о законах, как впрочем у большинства простых людей, хотя он и был преуспевающим предпринимателем. Дела у него шли с переменным успехом, он несколько раз терял свой бизнес, один раз стал банкротом, а другие его социальные проекты проваливались. Но, когда он изучил юридические Законы и даже открыл свой знаменитый «Тайный закон судебной системы», он начал по-другому относиться к делам и даже к жизни, он уже мог планировать свою жизнь, так как знал, к чему могут привести те или иные планы и старался делать меньше ошибок. Но это было потом.


А началась эта история, с милого знакомства и заключения договора о совместном сотрудничестве. Нургайша имела половину частного дома, который находился напротив базара «Тастак», где её наёмные рабочие выпекали лепёшки и там же их продавали. Место было удобное для коммерции, а базар находился в одном из центральных районов мегаполиса. Анатолий в то время арендовал в квартале от базара "Тастак" кафе и приобретал у неё лепёшки. Даже арендовал затем у не часть здания под пельменный цех. Там он и познакомился с Нургайшой. Она как-то зашла в кафе, которое Анатолий арендовал. Была она с виду добродушной женщиной, рассказала, что она одинокая женщина, мать двоих маленьких детей, одна их воспитывает, всю жизнь честно зарабатывала своим трудом, а сейчас хочет заняться большим бизнесом, у неё есть участок в центре города с начатым строительством.  Она хочет построить большое кафе, но у нее не хватает капитала, да и все равно ей нужен будет опытный компаньон. Она пригласила Анатолия в компаньоны, с условием, если он найдет капитал. Но она скрыла, что участок принадлежит ее родственнице, а у нее только доверенность на управление. 


Анатолий согласился на деловое предложение. Он недавно продал свою двухкомнатную квартиру в микрорайоне «Коктем» и продал так же принадлежащий ему небольшой магазин-бар, который находился на первом этаже четырех этажного дома на пересечении улиц Абылай хана и Раимбека. Этот магазин-бар он построил из принадлежащей ему двухкомнатной квартиры и затем организовал маленькое кафе. На эти деньги он хотел купить приглянувшееся большое кафе, но сделка расстроилась. Нургайша знала об этом.


У Анатолия были давние мечты построить кафе и готовить вкусные блюда для людей, как это делала его бабушка по отцовской линии. Это желание было для него той малостью, которую он желал сделать в жизни, после тог как обанкротился его бизнес. Анатолий был естествоиспытателем.  Свою жизнь он посвятил познанию жизни и изменению её к лучшему. Это стремление вошло в его сознание очень давно на уровне подсознания, а для достижения цели, он принимал любые предложения, которые ему в многообразии подбрасывала судьба. И он не мог остановиться, потому, что хотел достичь результата в своей жизни. В молодости он поменял множество профессий и  делал это не из соображения найти лучшее место с большей зарплатой, а с целью изучить жизнь через большее число контактов. Бывали случаи, когда он работал сразу на двух и даже на трех работах, правда в этом случае совпадали два фактора - больше заработать и больше познать.


Одновременно он учился, закончил заочно два института, знания, полученные в институте, ему очень пригодились. Помимо того, он закончил несколько курсов и получил несколько специальностей. Это были технические специальности, но ни на одной он не остановился, хотя испробовал их на практике. Кроме того, Анатолий много времени уделял самообразованию в области философии и социологии, но был лишь дилетантом. На практике он их не мог применить, до поры до времени, но эти знания помогали ему ориентироваться в жизни и выбирать правильные решения, и главное, совершать правильные поступки, как он считал. Так из литературы по философии он выработал в себе логику мышления. Он мог делать прогнозы, которые даже с успехом применял на практике, так в своё время он придумал три ноу–хау и успешно внедрил их в своём бизнесе, стал преуспевающим бизнесменом. Хотя он и обанкротился через семь лет, но со временем встал на ноги продолжал идти по жизни.


Так и в этот раз, немного подумал, сделал все возможные раскладки и составили с Нургайшой договор о совместной деятельности, согласно Законам Гражданского Кодекса Республики Казахстан. Анатолий в это время арендовал второе кафе «Адам», которое находилось на пересечении улиц Раимбека и Софьи Ковалевской и только что расстался со своей молодой партнёршей по бизнесу, из-за принципиальных разногласий во взглядах на жизнь и на бизнес.  Это она его привлекла в этот бизнес и три года они проработали вместе. Это был захватывающий и увлекательный бизнес. Но сейчас они мирно разошлись, поделив наработанный бизнес пополам, он забрал себе арендованное кафе, а ей выплатил денежную компенсацию. Составили акт о расторжении совместного бизнеса, и она открыла где-то другой бизнес.


Анатолий даже хотел выкупить кафе «Адам». Но его хозяин нарушил договор и сказал, когда подошло время заключить окончательно сделку, что его жена увеличила стоимость кафе на двадцать тысяч долларов. Делать было нечего, кафе было оформлено официально на его жену хозяина. Он хотел взять кредит в банке под залог кафе, но оказалось, что под это кафе нельзя получить кредит, так как земля не является частной собственностью, а находится в аренде у государства, сроком на сорок девять лет. Поэтому, предложение Нургайши, совпадало с давним его желанием, открыть большое кафе.


Анатолий начал финансировать строительство. В начале, он по просьбе Нургайши, перечислил деньги на ее лицевой счет в банке, потом давал деньги наличными по ее просьбе, о чём она писала расписки.  Анатолий принимал участие в строительстве, искал по просьбе Нургайши дешевые строительные материалы. Приобретенные малогабаритные строительные материалы, он привозил на своём автомобиле, у него был джип «Митсубиси-Паджеро», с открытым кузовом. На деньги, которые давал Анатолий, она произвела закуп систем вентиляции, сантехники, отопления, барное оборудование, кухонное оборудование и другое. По требованию Анатолия, Нургайша подписывала акты о полученных суммах и приобретённых материалах. 


В конце декабря 2003 года закончили строительство основного здания, она предложила Анатолию начать его эксплуатировать. Он сдал кафе «Адам» и со всем персоналом перешел в новое кафе, которое Нургайша назвала «Алтын». В переводе с казахского языка на русский, означает «Золотое». Но золотым кафе оказалось для Нургайши. Для Анатолия оно оказалось золотым в нарицательном смысле и принесло много больших проблем. Но, в конце он оценит эти годы, тоже золотыми, так как они стали в его жизни становлением его гражданской позиции и показали ещё раз его возможности и стремление к достижению поставленной цели.


Встреча с Нургайшой - был его очередной поворот судьбы, который принёс ему много испытаний, поражений и побед, но вёл к намеченной цели.  Взлёты и падения в бизнесе - это составляющие жизненный путь человека. Одна из главных составляющих, в познание Законов и жизни той страны, в которой делаешь бизнес.  Эти годы он любил и вспоминал также, как годы, когда он был преуспевающим бизнесменом. В душе он был романтик и энтузиаст.

Нургайша попросила дополнительно денег на строительство летнего кафе. Она начала убеждать, что летнее кафе необходимо, оно будет приносить им дополнительную прибыль, а затем, из летнего кафе, можно сделать и зимний павильон, надо сразу только немного больше денег затратить на строительство, но зато потом останется только стены поставить и будет второе кафе. Главное оформлять не надо будет дважды и сразу можно оформить зимнее и летнее кафе. Она ещё раз пообещала давать ему отчёты за все приобретённые материалы. А когда закончится строительство, она обещала оформить все документы на кафе, и поставить их под арест, чтобы он был уверен, что она его не продаст.  Анатолий согласился и начал давать ей дополнительно деньги, на строительство летнего кафе, о чём так же брал у неё расписки.


Начали строить летнее кафе.  Нургайша говорила каждый день, что ей Аллах послал его - такого доброго, хорошего человека, она только мечтала встретить. Она сказала, что будет курировать строительство, а он только должен давать ей деньги и руководить работой в кафе, которое уже действовало. Она просила еще денег и Анатолий продал еще и два гаража, которые он когда-то купил для своих автомобилей. Но строительство летнего кафе она затянула на три месяца, говорила, что устает, ведь ей нужно ещё детей воспитывать. Однажды она пропала на неделю, сказала, что у нее ребенок заболел и она с ним моталась по больницам.


Рабочие нанимались ею с чёрной биржи, поэтому были не добросовестны, сидели и не работали. Анатолий заставил их работать, но, когда пришла Нургайша, сказала, что не надо было их заставлять работать, ведь без её присмотра они наделали брак. Он сказал, что за такие деньги, которые он ей дал можно было нанять фирму, они бы сделали качественней и быстрее. Она ответила, что на сэкономленные средства она покупает бензин для своего автомобиля.  Материал она покупала почти весь, бывший в употреблении, а когда просила деньги, то считала, как за приобретение новых материалов.


В июне 2004 года, Анатолий попросил её сделать отчёт, так как она уже много взяла денег. Нургайша попросила у него рабочую тетрадь, в которой он делал записи о выданных ей средствах, чтобы посмотреть и сверить, но вдруг сказала, что ей срочно надо домой, что-то случилось с сыном, она сказала, что вечером отдаст тетрадь, но вечером она не пришла, появилась только через два дня. Когда он спросил о тетрадке, она сказала, что не успела еще сверить. Анатолий сказал, что в тетрадке имеются ее расписки на один миллион тенге, она сказала, что вернет тетрадь.


Когда Анатолий в очередной раз попросил её отчёт о затраченных средствах, она попросила подождать ещё немного. Даже начала упрекать его в том, что он ей не доверяет, а она делает все, чтобы сэкономить деньги и больше построить.   Она продолжала брать деньги из кассы кафе и забирала деньги у клиентов, заказывающих банкеты. В конце месяца она обещала сделать отчет. Но прошёл месяц, она его не сделала. Анатолий в очередной раз попросил её отчитаться, она сказала, что она честный человек, никогда никого не обманывала и не собирается обманывать, да и к тому же она никуда не убежит, а отчёт сделает в конце. Сверку она тоже не желала делать, ссылаясь на нехватку времени.


Нургайша часто приходила, когда его не было в кафе и брала деньги из кассы у администратора кафе, говорила, что ей срочно нужны деньги, иногда даже занимала деньги у официанток, и говорила, что деньги отдаст им Анатолий.
Построив летнее кафе Нургайша начала просить еще денег для деревянной мебели под заказ для летнего кафе. Анатолий сказал, что не даст больше денег, так как по его расчетам из выданных ей денег она истратила только треть, до сих пор не отдала тетрадь и не сделала отчета, хотя обещала делать отчет за каждую приобретенную вещь. На что она сказала, что работает день и ночь, строит летнее кафе, даже не высыпается, а он просит у неё какие-то отчёты. Анатолий перестал давать ей деньги, но она приходила в кафе, когда его не было и забирала все деньги у официантов.


Однажды забирала все деньги за банкет у клиентов, а Анатолию сказала, что срочно нужно платить налог на землю и налог на имущество, срочно оформлять земельный участок. Он сказал ей - вы берете деньги, но напишите письменно куда и на что истратили, а так можно устно говорить сколько угодно. Но она опять отказывалась делать отчёт, как на строительство, так и за другие приобретения. Отчёты по коммерческой деятельности кафе она ежемесячно брала у Анатолия на проверку, но каждый раз ссылалась на нехватку времени и не подписывала их, говорила, что не проверив, она не может подписать. Терпению Анатолия только можно было удивляться. Анатолий по жизни был всегда терпеливый. Однажды в молодости, один его начальник даже сказал, что у него железные нервы. И если он не знал, что делать, то терпел и ждал. Он был уверен, что его судьба идти прямой дорогой.


Но только спустя год, он понял, все это она делала умышленно, а намерения её были побольше вытянуть с него денег и оставить его с "носом". А пока Нургайша творила своё тёмное дело и была уверенна в безнаказанности своих действий. Она забирала всю выручку из кафе и не оставляла даже на зарплату официанткам, поварам и рабочим. Так продолжалось несколько месяцев. Когда Анатолий начинал говорить ей об этом, она закатывала скандалы. Однажды Нургайша выгнала всех официанток из кафе и отправила их домой, хотя в этот день должен быть банкет, за который отвечал Анатолий и ему пришлось вызвать других официанток и провести банкет, чтобы не было большого скандала от заказавших банкет.
   

Затем она сказала, что будет работать сама, так как он проработал один в кафе уже шесть месяцев, пока она строила второе летнее кафе. Теперь она, желает сама поработать в кафе до декабря месяца 2004 года. Она так же сказала, что будет выдавать Анатолию из прибыли, согласно договора, пока она будет одна работать. Нургайша действительно ежемесячно выплачивала ему деньги от коммерческой деятельности кафе в размере пятидесяти процентов от прибыли. Но с января месяца 2005 года резко сократила выдачу денег Анатолию и сказала, что согласно новому закону она должна срочно оплатить налог на землю, налог за имущество, а главное оплатить за землю два с половиной миллиона тенге, чтобы оформить земельный участок в соответствии с целевым назначением под коммерцию, а это сделать нужно срочно, иначе могут закрыть кафе.


На предложения, чтобы Анатолий работал в кафе и помогал ей, она сказала, что пока не оплатит все расходы по оформлению кафе, она будет работать сама. Она так же сказала, чтобы он не появлялся в кафе, не нервировал её и не мешал работать. На вопросы об отчетах она ответила, чтобы Анатолий не приставал к ней, у нее и так много головных болей, ведь она никуда не сбежит, ведь договор заключен на двадцать лет и еще есть время. Анатолий получил сильный психологический удар, он продал свою квартиру, продал маленький магазин-бар, второй автомобиль, два гаража, а теперь, вложив деньги на совместное строительство кафе, вынужден снимать квартиру и экономить на всем, так как она не даёт ему ни работать ни денег, нарушая договор о совместной деятельности.


Нургайша предложила ему взять в аренду другое кафе и там работать, этим предложением она дала понять, что он ей больше не нужен. Но, зачем тогда она брала у него деньги, ведь за такие деньги, он мог тогда купить себе кафе, взяв дополнительно небольшой кредит. По ее понятиям, он должен взять в аренду другое кафе, там работать и получать там прибыль, но тогда для этого ему не надо было вкладывать свой капитал в совместное строительство и совместную деятельность с ней. Но без хорошего капитала невозможно начать какое –либо дело, а идти наемным рабочим на мизерную зарплату, нет смысла и очень унизительно, когда его средствами безвозмездно пользуется его партнёрша. Анатолий отказался от её предложения. В июне месяце 2005 года она заявила, что Анатолий много оплачивал налогов и поэтому она сама по своему налоговому свидетельству будет оплачивать налоги за коммерческую деятельность кафе. До этого времени Анатолий сам делал отчеты в налоговой инспекции и оплачивал налоги из доходов кафе.


В июле месяце 2005 года Анатолий сказал Нургайше, что она работает уже целый год одна и из них шесть месяцев всю прибыль забирала себе, но не сделала ни одного отчета. На эти слова она попросила поработать еще два месяца, так как нужны еще деньги за оформление земельного участка под кафе. Когда Анатолий пришёл к ней через два месяца, она цинично заявила, что он надоел ей, она не будет ему ни платить, ни давать работать и не будет давать отчеты о доходах, теперь она сама работает в своем кафе, сама будет платить налоги, а с ним она не хочет иметь никаких дел, а если ему не нравиться, пусть обращается в суд. Он приходил к ней еще несколько раз, пытался разобраться в ситуации путем мирных переговоров, взывал к ее совести, как можно взять деньги, подписать договор, а потом разорвать его в одностороннем порядке. Но она сказала, что Анатолий сам виноват, сам отказался работать.


 Когда Анатолий приходил в кафе и хотел поговорить о делах, Нургайша говорила, что ей некогда, чтобы пришел завтра, а на завтра она не появлялась. Такое отношения продолжались в течении шести месяцев, по истечении которых заявила, что она истратила большие деньги на строительство и поэтому пока не вернет свои деньги, а также, пока не вернёт свои деньги, затраченные на строительство кафе, не будет давать ему денег из выручки. Она сказала, что за свои деньги готова перегрызть ему глотку, что она была в Афганистане и умеет это делать. Она нагло говорила ему всякие мерзости с целью, чтобы он сорвался, чтобы схватился с ней в схватке, но в любом случае она выиграет и деньги достанутся ей.

    
Но Анатолий сдерживался, он решил решить вопрос цивилизованным путём, через суд. Она оказалась очень коварным и бесчестным человеком, выманила у него последний капитал, который у него остался после банкротства. Сейчас на те деньги, которые отдал ей от продажи своей квартиры и своего магазина–бара, из за инффляции он не сможет купить даже один гараж для своего автомобиля, не говоря уже о кафе, так как недвижимость с того времени подорожала в пятнадцать раз. Ведь в его возрасте такой грабеж равносилен убийству, как моральному, так и физическому.


Судебный процесс тоже был рискованным и долгим делом. Но на этот вариант, Нургайша видимо и рассчитывала, она будет забирать себе все деньги от бизнеса, пока будет идти судебная тяжба. Практика таких судебных дел показывает, что они очень длительны, занимают минимально два - четыре года, да и выигрывает тот, у кого больше денег и связей. Анатолий вспомнил, когда Нургайша приглашала его в бизнес, он сказал, что если она окажется не честной, то он выведет её на чистую воду, чтобы это помнила. Но Нургайша, либо забыла об этом, либо не поверила в его возможности, уж очень она была уверена в своих силах. Она угрожала своими связями, говорила, что её муж работает в таможне на границе с Киргизией и у него очень влиятельное в государстве начальство и она может подключить их. Анатолий спокойно выслушивал эти угрозы, но не отвечал на них. Он окончательно решил подать на неё иск в суд.