9. Супер-Эго ребенка

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

    С обывательской точки зрения (которую полностью разделяют профессиональные психологи), «матрица установок», управляющая работой Второй сигнальной системы, – это индивидуальная версия «общественных установок»; то есть, нравов, управляющих жизнью общества. Это не только «нравственность» и идеология, но и вкусы, ценности, предрассудки (т.н. «общепризнанные истины») – весь комплекс социальной целесообразности. И даже Юнг именовал Дао «коллективным бессознательным» – он тоже путал причину и следствие! Это инфантильное заблуждение, впрочем, не слишком далеко от истины, которая состоит в том, что «нравы» – это общественная версия личностных установок.
    Управляя поведением человека с помощью архетипов и стратегий, Вторая сигнальная неизбежно транслирует эти смыслы во внешнюю среду. Каждый человеческий поступок – в самом широком понимании: включая и мимику, и интонации, и слово… Он несет на себе т.н. «максиму поступка», его духовный смысл, и включается в поток социальной информации, распространяющийся в обществе. Вся социальная информация есть, по определению, единство ординарной (обычной) информации и человеческих эмоций; она распространяется и трансформируется в обществе, но рождается глубоко в душе человека. А именно, в Дао – как результат «подведения». Общество – животное стадо, преобразованное абстрактными идеями в процессе человеческой деятельности.
    В информационном отношении управляющая инстанция Второй сигнальной системы, которая является основным механизмом Супер-Эго, осуществляет связь между входящим сигналом («архетипом ситуации») и исходящей из Супер-Эго  командой («стратегией поведения»). То есть, определяет, каким должно быть наше поведение в каждой ситуации. А каким оно должно быть? Что это вообще такое – «должное»? Если читатель или автор располагают какими-то вариантами ответов, то все они исходят из этой управляющей инстанции, которую Кант очень удачно окрестил «категорическим императивом». Вот так надо, так должно – и все. Другого определения духовной нормы, другого определения должного в природе не существует. Поэтому надо ясно понимать:

   И. Все «стратегии», которые продуцирует Вторая сигнальная система, отвечают самим строгим стандартам духовности. Все они прошли процедуру оценки в Дао и получили отметку «хорошо».

    Фромм недаром называл семью «психологическим агентом общества»: базовые установки дошкольного воспитания полностью вписываются в нравственные нормы социума – но только в тот их сектор, который соотносится с абстрактной моралью. Аморальная нравственность не воспринимается дошкольником, а попытки навязать ее вызывают «эмоциональные проблемы» и «базальное отчуждение» от воспитателя.
     «Почему же человек поступает плохо?» – это не вопрос. Между «стратегией» и поступком огромная информационная дистанция, о которой достаточно говорилось выше. По-настоящему существенным и интересным является вопрос: «Как Дао может оценить стратегию, которая еще не воплотилась в поступок?» На него есть два ответа, которые зависят от возраста. Во-первых, каждая такая стратегия многократно проходит редактуру Дао в процессе «теоретического мышления» – когда ее применение моделируется в воображении. (Поэтому императив Супер-Эго так категоричен.)
    Отдельный ответ касается раннего детства, (0-6 лет), когда аппарат теоретического мышления еще не сформирован. В этом Возрасте все стратегии поведения инициируются (подсказываются) «воспитателем» – в самом широком смысле этого слова; то есть круг лиц, с которыми у ребенка установлен эмоциональный контакт. Повторяю: эмоциональный. Ни слова о словах; о речи речь не идет. Это обывательский предрассудок, будто в дошкольном возрасте детей «воспитывают словами». Напротив, ребенок осваивает элементы предметно-функционального словаря по ходу научения и воспитания, которое осуществляется сугубо эмоциональным путем.
    Главные инструменты такого воспитания-научения (они неотделимы! см. «аксиому бытия» З.) – эмоциональная оценка и практический пример. Но ребенок не будет обращать внимания на оценку чужого человека; ребенок не будет подражать поведению человека, которого он не отождествляет с собой. Чем младше дошкольник, тем сильнее его эмпатические возможности (у младенца они запредельны), но он чувствует эмоции только того человека, с которым он отождествляет себя.
    Вы правы, читатель, самое время разобраться с этими «отождествлениями». Будьте благоразумны. Человек не может находиться в двух местах сразу. Подобное представление ни в какой форме не может прийти в голову малому ребенку, он не псих. Никакого «отождествления» – в бытовом, обывательском смысле  – не бывает. Малышу просто некого «отождествлять» с мамочкой, потому что для него, субъективно, мамочка – есть, а самого его – нету. Можно сказать и по-другому: субъективно мамочка воспринимается как главная часть его самого. Вы просто забыли, прочно забыли, как все воспринималось в младенчестве. Тогда хотя бы вспомните, что мы говорили совсем недавно о сознании («аксиома бытия» Г.): оно неотделимо от инициативы. А инициатива всех действий малыша находится вне его сознания, вне его тела – в ближайшем окружении, у «воспитателя». Это взрослой, все прочно позабывшей мамочке кажется, что ребенок своими ножками идет к ней. А с точки зрения малыша – мамочка придвигает его к себе. К трем годам ребенок осознает свое физическое тело, но для человеческого разума, для полноценного сознания этого чрезвычайно мало. Когда трехлетка говорит: «Я сам», –  не надо его понимать буквально. Это совсем не то «Я», что у взрослого.
    Фройд был неточен: «отождествление» – это не процесс, это статус. Это статус детского разума в Первом Возрасте (0-6 лет).