Ашуров Хаим Амалович 1914-1943

Татьяна Тупик
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9877470
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=58447243
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=58447286
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=7777985
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=410049461
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=402763804
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=410856384
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9884597
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9874675
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=406955935

Хаим Амалович Ашуров родился в 1914 году в дагестанском городе Хасавюрте.

На фронт ушел 3-го февраля 1942 года по призыву Махачкалинского ГВК

В 1943 году старший сержант Ашуров был помощником командира взвода 125-го стрелкового полк 26-й стрелковой дивизии войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог (в/ч 5308).
Согласно данным ОБД Мемориал, выполнял должность оружейного мастера и авиатехника.

125-й стрелковый полк в феврале 1942 года был включён в состав 5-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог.[1]

11 февраля 1942 года 5-я дивизия была переименована в 26-ю дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог .
С 1943 года полк имел условный номер в/ч № 51996.

С 1 декабря 1941 года по 16 января 1942 года, с 4 июля 1942 года по 20 сентября 1943 года полк входил в состав Действующей Красной Армии.

С 3 июля 1942 года по 25 января 1943 года 1-й батальон полка участвовал в боях за г. Воронеж, охранял железнодорожные мосты, принимал участие в охране войскового тыла 60-й армии (II ф).[2]

В мае 1943 года 125-й стрелковый полк находился у железнодорожной станции Лихая Ростовской области.

Станция Лихая была крупным железнодорожным узлом. Через нее шли составы в Сталинград, которые везли боеприпасы и горючее. Почти с первых месяцев войны фашистская авиация бомбила станцию беспрестанно, но железнодорожники, рискуя жизнью, восстанавливали разрушенные пути и продолжали работать.

19-го июля 1942 года поселок Лихой был оккупирован.
Теперь ушедшие в подполье железнодорожники «передавали Советскому военному командованию о времени прохождения через Лихую фашистских эшелонов с живой силой и техникой, идущей на Сталинград, наводили на цель наши самолеты. Это с их помощью был пущен вражеский эшелон, взорван виадук, создавший пробку на двое суток в движении поездов»[3]

13 февраля 1943 года наши войска освободили Лихую.
Словно после чудовищного смерча выглядели станция и поселок.
Восстанавливать разрушенное помогали советские войска.

Небо еще не было мирным. Вражеские налеты продолжались. Люди гибли. 15-го мая 1943 года среди погибших от бомбежки был старший сержант 125-го стрелкового полка войск НКВД Ашуров Хаим Амалович.

Извещение о его гибели получили родители и брат, Ашуров Максим[4] Алексеевич (Амалович), которые жили в соцгороде Двигательстроя в доме 2, кв.45 (ул.С.Стальского, дом 1, кв.45)

Но...
Кроме сведений о том, что Хаим Амалович Ашуров погиб 15-го мая 1943-го года у станции Лихая Ростовской области, есть и другие.
По одним из них, Ашуров Х.А. считается пропавшим без вести в августе 1943 года.
По другим – умер [от ран] 7-го сентября 1943 года.


В Каспийске (Двигательстрой) на мраморных плитах у Вечного огня выгравирована фамилия Хаима Амаловича – Ашуров Х.А.

Чтобы помнили.


[1]  Приказ НКВД СССР № 00216 от 29 января 1942 года

[2]  http://voenspez.ru/index.php?topic=63846.0

[3] 
[4]  Славянское происхождение имени брата не удивительно. Раньше в Двигательстрое в основном жили и работали  русские, которым трудно было запомнить имена национальных меньшинств. Поэтому их называли созвучными русскими именами. Например: Магомед – Михаил, Ашурбек – Александр, Кахриман – Коля, Патимат – Паша, Айшат - Аня, Асият – Ася. То же касалось и еврейских имен.