Яблочко от яблоньки

Галина Марчукова
              Какая яблонька, такие и яблочки; яблоко от яблони недалеко падает; от лося – лосята, от свиньи – поросята; какова Ананья, такова у неё и Меланья. И это только часть пословиц о сходстве между родителями и детьми. Мы наследуем характер наших предков, и наши дети унаследуют наш характер. Как же это заметно в школе, когда в каждом ребёнке видна его семья, её традиции, отношение к жизни, к людям!
              Как-то я повела свой четвёртый класс в поход. Вышли из электрички, прошли лесом и оказались на большой поляне, где часто проводились школьные слёты, спортивные состязания, где можно посидеть у костра, перекусить, поиграть.
              Расстелили на траве огромную скатерть, выложили еду, принесённую с собой. Чего только на нашем импровизированном столе не было! Порезали на маленькие кусочки овощи и фрукты, сделали бутерброды, согрели воду для чая, расселись и пир начался! Еды было столько, что не было сил доесть всё. Поэтому оставшееся мы сложили в коробку: вдруг кто проголодается, тогда и перекусит. Разбрелись по поляне, начались игры и конкурсы. Смех, веселье.
              Вижу, сидит в кустах Алёша, рядом с ним рюкзачок, из которого торчит термос. В одной руке у Алёши бутерброд с колбасой, в другой – огурец, он по очереди откусывает от каждого, торопится.
              - Приятного аппетита! - говорю. - Запить есть чем или в сухомятку?
              - Чай, - чуть не подавившись отвечает Алёша, пряча глаза.
              А я вспоминаю, что на днях Алёша рассказывал, как бушевал его папа, когда мама подала гостям сало. То самое нежное сало с прожилками, которое он купил на рынке и спрятал в морозилке для себя, потому что уж больно вкусное оно было. Ну, разве Алёша – не папин сын? Не выложил свои бутерброды на общий стол, припрятал их, а сам угощался со всеми!
              А вот Оля выложила на общий стол пачку сливочного масла, килограмм сосисок, два батона и с десяток яблок.
              - Зачем так много? - удивилась я.
              - Мама сказала, вдруг кто-нибудь забудет принести еду? На всякий случай.
              Да, разные родители, разные дети.
              Неприятно удивила меня встреча с бабушкой другого ученика, которая пришла на следующий день в школу и рассказала, смеясь, какой хитрый у неё внучок. Она ему дала в поход бутерброды с курицей, так он сэкономил: принёс их домой, и они вечером прекрасно ими поужинали.
              - Да, Олина мама как в воду глядела: передав килограмм сосисок и пачку масла на тот случай, если кто-то забудет еду. Вот ваш Саша и угощался сосисками и яблоками, - сказала я, надеясь, что бабушка пересмотрит поведение внука. - Саша не голодал, ребята щедро поделились с ним едой, - добавила я, замечая, как радость по поводу хитрости внука медленно исчезала с лица бабушки.
              Но больше всего поразила меня ещё одна «бутербродная» сценка. Дежурила я по этажу, а в обязанности дежурного учителя входит проверять и туалеты. Заглядываю в женский туалет. Ученица пятого класса (к счастью, не моя) стоит там и ест бутерброд с красной икрой!
              - Вкусно? - спрашиваю. - Ну и местечко ты выбрала для перекуса! Деликатес в туалете! Уж если боишься, что придётся поделиться бутербродом с икрой, не бери такие бутерброды с собой, бери то, что попроще.
              И вспомнила я свои школьные годы: мне всегда давали бутерброды с колбасой или сыром, а подруге – белый хлеб с вареньем. Хлеб пропитывался вареньем. Мы сначала съедали мои бутерброды, потом закусывали её сладкими. Да ещё кто-нибудь подходил с просьбой дать откусить. И мы всегда делились, сами предлагали, особенно мальчишкам, которые не всегда брали еду с собой.
              На всю жизнь запомнила я напутствия папы перед походом в гости или на чей-нибудь день рождения: «Лучше не доесть, чем переесть, не набрасывайся на еду, как будто первый раз её видишь». Смешно, но до сих пор так веду себя в гостях.
                ***
              Уже давно я не работаю в школе, но встречаюсь с детьми, которых надо подтянуть по предмету. Был у меня очень воспитанный, умный мальчик, которому просто нравился английский, поэтому мы оба получали удовольствие от занятий.
              Приходит он ко мне однажды, это было перед 8 Марта, и с улыбкой протягивает свёрточек.
              - Это Вам к празднику, - говорит.
              - Спасибо! - улыбаюсь и я, беря свёрточек. Развязываю бантик, разворачиваю – деревянная плошка, на боку плошки выжжено имя мальчика.
              - Какая прелесть! Спасибо! - благодарю ученика, рассматривая подарок. - Неужели сам сделал?
              - Сам! - радуется мальчик. Мы это в кружке делаем. С Вас сто шестьдесят рублей.
              Я опешила.
              - Ты что, мне продаёшь эту плошку? А родители знают, что ты мне её продаёшь?
              - Да, - отвечает Илюша. - Я няне продал деревянную ложку за девяносто рублей. Смотрите, что у меня есть.
              И показал мне каталог вещей, которые он делает и продаёт. В каталоге красиво оформленные фотографии, под которыми указана цена изделий.
              - Это сестра мне сделала. Я ей плачу десять процентов от проданной вещи. Мы так зарабатываем деньги.
              - Сколько же ты отдашь ей от этой проданной мне плошки? - спрашиваю я, чувствуя, что мне очень несимпатична эта ситуация.
              - Шестнадцать рублей! - чётко отвечает Илья.
              - Ну что же, считаешь ты правильно, - говорю я, выплачивая ему сто шестьдесят рублей и получая квитанцию, на которой он просит расписаться.
              Для меня праздник окончился. Много было подарено мне вещей, сделанных руками учеников, до сих пор бережно храню их, но ещё ни разу я не платила за подарки.
              Через неделю Илья пришёл на занятие и радостно сообщил с порога:
              - У меня теперь новый заработок! Я даю деньги под проценты!
              - Кому? - ахнула я.
              - Ребятам. Кто-нибудь хочет пойти в буфет, а деньги забыл. Я даю ему в долг, а он возвращает мне в два раза больше.
              - Даёшь рубль, а получаешь два? - спрашиваю я, чувствуя, что закипаю.
              - Да! - с довольной улыбкой поясняет мне новоявленный банкир.
              И тут я взрываюсь.
              - Как же тебе не стыдно! Голодный товарищ просит тебя о помощи, а ты вместо того, чтобы поделиться с ним, угостить его или просто одолжить деньги без всяких процентов, наживаешься на нём! Знаешь, Илья, по-моему, это – непорядочно! А ты не боишься, что в лучшем случае тебя просто побьют за эту «помощь», а в худшем – сообщат классному руководителю, и тот напишет на работу твоим родителям (как же я устарела со своими методами!).
              Вижу, испугался мальчик, побледнел.
              - Я больше не буду давать деньги под проценты, не говорите родителям, пожалуйста, - умоляет меня.
              - Правда не будешь? Пожалуйста, не делай так никогда, - успокаиваюсь я, и привожу разные ситуации из школьной жизни о дружбе, взаимовыручке, о совести.
              Под предлогом занятости отказалась я заниматься с Ильёй. Не по душе мне такое воспитание детей: добиться наживы любой ценой. Не понимаю я современную жизнь, не вписываюсь в неё, да и не хочу, честно говоря.  В глубине души мне жалко десятилетнего мальчика, которого родители учат жить по жёстким, взрослым законам.
              Плошка за сто шестьдесят рублей стоит на полке, напоминая мне о моём непрофессиональном поведении, когда я вступила в денежные отношения с учеником, хотя и с согласия его родителей. Выбросить её, убрать с глаз долой тоже не могу – из-за уважения к труду мальчика. Сам, ведь, смастерил, ошкурил, выжег клеймо – непростая работа для ребёнка, но… как-то неприятно на душе от такого подарка.
              Родители Илюши – банковские работники, готовили сына и дочь к современной жизни. А я – из прошлого века. Нет, из века Дон Кихота. Яблочко от яблоньки, как гласит пословица. И мои яблочки – такие же.