Анна К. Самойлович. Сад Господень

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
Анна САМОЙЛОВИЧ

САД ГОСПОДЕНЬ

- Вот ты, няня говоришь: «Послезавтра земля именинница, не  трожь, не рушь её!». А сегодня целый воз берёзок Михайла к нашему дому привёз, ты сама приказала. А ведь деревья - на земле росли?
- Ну, уж ты аблакат-спорщик! А не подумаешь, что всё делается что к чему: когда берёзка потребна, когда верба освященная, а когда-то и вайи  были! Учишь ведь Божий закон.
Диалог этот вспоминается мне всегда в день именин Земли.
«Гляди и помни завсегда, что матушка-земля есть сад Господа, она есть и подножие ногу Его. Земля еси, и в землю отыдеши. Да, она есть и сад Его, она и аптека Его великая. А мы топчем её, неблагодарные. Ты спрашивала у меня, почему в моей комнате много всяких трав сушится, и так хорошо те травы пахнут, так я скажу тебе, что нет той травки на земле, что не была бы пользительна. Топчешь ты постоянно подорожник, а им я мало ли порезов пальца твоего лечила. А лечит эта травка подорожная не только порезы, но раны нутряные заживляет. Годов 10 назад вижу как-то раз утречком, мужик наш Прокопий-то измученный трясётся на телеге. Куда? Спрашиваю. А он: «В город, к дохтуру, Татьяна Евграфовна, нутренность меня замучила. Дохтур сказывал - язва у меня в желудке, в нутре». А я ему: «Слезай с телеги-то, не трясись, ишь, извёлся-то, краше в гроб кладут. Слушай, говорю, что делать надо. Ты вот рано утречком нарви свежего подорожничка, что ещё с росинкою, самого свежего, да завари, словно чай, только покрепче, да и пей по стакану, разочка три на день, и хворь твою как рукой снимет».
И точно! Спустя время проходит Прокопий и кланяется: «Спасибо тебе, Татьяна Евграфовна, излечила ты нутренность мою, матушка, не забуду».
Пробегаешь ты мимо молоденькой майской крапивки и не подумаешь, что от каждой хвори она средство первое, ежели пить отвар её. А возьми полынь, зверобой, ромашечку, златотысячник, фиалочки корешок... А вот когда картофель в цвету, так меж кустов его хвощ растёт. Будто бы это сорник, а великая ему дана сила лечить человека.
Сколь я от почечной боли людей излечила. Сделаю крепкий настой хвоща с ягодками можжевельника, попьёт хворый почками, а опосля не знает, как благодарить, здрав совсем!
Любишь ты домашний крепкий квасок с мяткою. Этой мятки у нас в парке полнёхонько, а знаешь ли, как она хворь желудочную лечит?
Всё нутро вычистит, всю грязь осадит, а когда страх Божий - холера эта людей косила, то тот спасался, кто настой мяты пил и припарки из мяты на живот клал. Сама я это видела. Травкой-брусничкой я лечу людей от ломоты в костях - пьют и здравы бывают. Сколь я излечила от задышки, что астмой зовут! Полынь и зверобой пили. Ягодками калины ребятёнков от золотухи немало вылечила.
Вот она какая Премудрость Господня нам слепцам открывается. А чего-чего ещё не знаем и никогда не узнаем! Вот она - Земля матушка-великий сад Божий, с целой аптекой Господней!
И вот завет мой: люби землю-матушку, завсегда чти Великий Духов день и никому не вели копать, рушить в этот день Земли-Именинницы.

Фарель. Германия. Май, 1951 г.

(«Православная жизнь», № 6 за 1951 г.).