Заочные препирательства - зачем духу свобода?

Виктор Золя
Часто можно встретить противопоставление природного -человеческому. Так, наводнения и другие разрушительные силы природы представляются деяниями более великим , чем творения человека. Искусства, ремесла и другие плоды человеческой деятельности будто бы неизбежно уступают природным. Ход природы представляется как нечто вечное, неизменное, а все человеческое как отданное на откуп случаю, произволу, и потому менее заслуживающее почтения, чем природное.

Но стоит нам установить истинное отношение, как все оказывается ровно наоборот. Если человек мыслит самостоятельно, если он возвращается в свой дух, он знает, что его свобода много выше всех продуктов природы, знает посредством своей свободы, что он возвышеннее ее. Когда человек духовен, а дух его свободен, тогда во всем человеческом, даже кажущемся наихудшем, обретается бесконечное.

Г.В.Ф.Гегель. Лекции о философии духа.

Эразм Фроммсократ

Если "мыслить самостоятельно" - означает самозабвенно, то так и получится, но если самостоятельность мышления понимать как выделение элементов чувствуемого организмом в происходящей только "здесь и сейчас" действительности для формирования условного образа её - поддающейся осмысливанию реальности, то становится очевидно, что "свобода человеческого духа" может существовать только в условной реальности его представлений, а действительный человек духовен лишь в пределах зависимости от себе подобных...

http://vk.com/wall-130598911_1816