Грация пишу

Болотный Лунь
(допишу не скоро...)

Мы, как подстреленные временем,
помеченные обстоятельствами,
несем на себе клеймо времени- опыт.

  Есть среди женщин такие типажи, что существуют вне времени и обстоятельств. Живут как все вокруг, тянут ту же лямку, как в картине "Бурлаки на Волге". Мы, женщины и мужчины, сообща впряглись в одну упряжь и тянем баржу под названием Жизнь. Одно на всех время, общество, занятия обтесывают под шаблон и обрезают нас по одному лекалу. То, что мы такие разные- видимость. Отмечены одним временем, одним бытом, одной средой. Клейма разные- этот отмечен успехом, тот неудачей, у этого клеймо вечной погони за удачей, у другого бег по кругу. И даже живущий среди миражей и пестрых крыльев бабочек непременно снабжен современным гаджетом, подключен к общей матрице Жизни. Все помечены, подключены, учтены, пересчитаны, откалиброваны, классифицированы, расфасованы в определенные секции. А эти женщины другие. От рождения они наделены особенной, непередаваемой, сразу бросающейся в глаза грацией.Время не ставит на них свои клейма. Видно боится перечеркнуть ту редко встречающуюся царственно вдохновенную красоту. Иногда эти женщины рождаются и живут в такой среде, где особенно нелепо выглядят подобные внешние достоинства.
С одной такой женщиной мне довелось познакомиться и наблюдать короткий отрезок времени ее существование.

N-ное количество лет назад жизнь толкнула меня на дорогу, которую я добровольно выбрала для себя. Скажи мне об этом кто хотя бы за полгода до этого, сама бы не поверила ему. Я, художник по образованию и работающая по профессии, уволилась и пошла работать санитаркой в городскую поликлинику. Все объяснялось до банальности скучно: 90-тые, безработица, безденежье, задержка зарплаты по полгода, семья, ребенок. Все искали, где реально платили хоть что-то. А зарплата санитарки, совсем небольшая, оказалась в три раза выше зарплаты художника-оформителя. 800 тенге против 2 тысяч 400 тенге в месяц. Один садик, куда мне удалось устроить ребенка обходился мне в 800 тенге в месяц. И место давалось лишь сотрудникам больницы. Непростой выбор был сделан. Я стала санитаркой в поликлинике по протекции свекрови, которая там работала медсестрой.

Люди в коллективе были простые, добродушные и непритязательные. Образование среднее и даже неполное. Чего еще ожидать на такой должности. Русских сотрудниц было только две: я и сестра-хозяйка, женщина средних лет, располагающая к себе уверенным, но не высокомерным характером. Мне выделили мой объем работы, разъяснили где, что, как и когда. И я приступила к выполнению обязанностей. Ко времени появления на сцене моей главной героини я уже вполне освоилась в коллективе, хорошо зарекомендовала себя в глазах начальства и чувствовала себя спокойно и уверенно. Ущербности из-за не респектабельной работы я не чувствовала, зная, что зарплата будет вовремя и на жизнь хватает. Но, возможно, другие люди были более требовательны к тому, что могла им дать жизнь. Санитарок вечно не хватало, они все время требовались и вакантные места были..

Она стояла в центре холла. Еще молодая высокая женщина лет тридцати пяти в старомодном драповом пальто с меховым воротником, хлопковых чулках и тупоносых туфлях на каблучке. Только эти туфли и добавляли немного изящества всему поношенному гардеробу. Вязанная шапочка, так любимая женщинами среднего возраста, была видавшей виды и сидела на голове как круглый купол, что делало голову довольно крупной по отношению ко всей ее рослой фигуре. Это одеяние и простоватое выражение лица, которое неумелый макияж только портил, прибавляло ей лет и делало  ее нелепой.

Я только что выбралась из каморки, служившей санитаркам зоной отдыха в свободное время и замерла у низенькой двери с пустым ведром и шваброй в руках. Женщина попыталась остановить кого-то из проходивших мимо и о чем-то спросить, но безуспешно. Голос у нее был зычный, а манеры и движения странно не гармонировали с ее внешним обликом. Какая-то неосознанная величавость была в ее плавных красивых движениях рук. Покатые плечи и грациозная посадка головы, прямая, но не жесткая осанка. Как будто королева Англии переоделась в нелепый наряд и дефилировала по просторному холлу только ей присущей грациозной походкой. И эта походка иноходью у незнакомки была бы признана более величественной, чем у самой королевы.

Она увидела меня в халате и с подобающими орудиями труда и с надеждой, озарившей ее взгляд, шагнула мне навстречу.
- Девушка, извините. Можно у Вас спросить? Вам не нужны санитарки? Вот ищу работу. В регистратуре посоветовали пройти к заведующей.- она говорила глубоким и сочным голосом, плавно и грациозно поводя вокруг себя руками неуверенно поворачиваясь в разные стороны.
- Конечно нужны. У нас всегда недобор персонала. А кабинет заведующей прямо за Вашей спиной.- ответила я, глядя в ее простоватое лицо склоненное надо мной с высоты ее каблучков на которых она нервно пританцовывала.
Женщину ответ ободрил и она уже доверительно продолжила, грациозно всплеснув передо мной кистями своих мягких полноватых рук:
- Да я знаю. Я просто боялась зайти. Хотела узнать, точно ли нужен персонал.
- Конечно нужен. У нас не хватает трех санитарок. Так что идите.
- А Вы думаете возьмет? А то вдруг откажет мне Ваша заведующая?- она все еще неуверенно толклась возле меня, оглядываясь через плечо на дверь начальницы.
- Ну я не знаю. Но люди нужны. Идите.
Она вздохнула и отправилась к двери заведующей цокая каблучками по цветным плитам и плавно покачиваясь на ходу.
А я осталась стоять у двери, чтобы узнать результат.

Вернулись две мои коллеги с пустыми ведрами.
- Что не заходишь?- поинтересовалась Назира, полнотелая с приятной внешностью и манерами женщина лет сорока.
- Да мне еще девятый мыть. Тут новенькая пришла. Она сейчас у заведующей. Вот и жду, возьмут ли? Надоело делить участки.- ответила я.
Назира понимающе качнула головой, а Пернеш, которая немного понимала русский, но почти не говорила на нем, с любопытством что-то переспросила у напарницы. Та утвердительно кивнула ей и что-то ответила по-казахски.
- Говорить,- Пернеш замахала руками, показывая на дверь, на меня и себя.
- Конечно скажу,- успокоила я ее.
- И айда чай,- она махнула в сторону каморки. Женщины прошли внутрь и прикрыли за собой дверь.

Новенькую взяли. Заведующая в распахнутом и развевающемся как крылья белоснежном халатике и флере легких духов выпорхнула из своего кабинета и ласточкой стремительно пронеслась мимо меня в конец коридора. Ее маленькая изящная фигурка и мелко цокающие каблучки заставили посетителей поликлиники срочно вжаться в пространство у стены. Новенькая с немного виноватой, но все же довольной улыбкой с трудом поспевала за маленькой начальницей. Она утвердительно кивнула мне и поспешила дальше. Я распахнула дверь кладовки:
- Взяли. Повели к сестре-хозяйке,- крикнула вглубь темного помещения и отправилась мыть свой девятый.

Через полчаса я освободилась и вернулась в нашу санитарскую каморку. Там уже собрались на импровизированный обед другие женщины. И среди них новая сотрудница, приведенная сестрой-хозяйкой, чтобы познакомить с коллективом и объяснить обязанности.

Новенькую звали Валентина. Женщина оказалась крайне словоохотлива и почти всю повесть своей жизни рассказала в тот же день.Она была замужем и была второй женой своего мужа. У нее был сын двенадцати лет. Жили они со свекровью и, конечно, не ладили с ней. Валентина любила рассказывать о себе. А нам, персоналу, было интересно послушать и понаблюдать за ней.