Записки прохожего

Андрей Можаев
ЗАПИСКИ ПРОХОЖЕГО


«Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –               
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.               
О всех ушедших грезит конопляник               
С широким месяцем над голубым прудом». С. Есенин


Мой дорогой, любимый мой друг не так давно оставил нас. Как он говорил: «Иду к Богу и боюсь, что не пустят». После него осталась стопка бумаги с какими-то литературными набросками или заметками – не знаю… Писать с помощью компьютера он не любил. Я, пытаясь заархивировать на «умной машине» записи, разбираю их. Нечто в этих отрывках мне представляется интересным, выходящим за предел сиюминутности. Но человек я простой, не способен залетать в те сферы мысли, куда поднимался мой друг. Поэтому, не стараюсь каким-то образом редактировать наброски, поправлять в неточностях рассуждения. Бог с ними! Он за это сам держит ответ. А я, по мере подготовки, хочу предложить их вниманию людей с близкими интересами. Для начала выложу размышление наиболее оформленное, не обрывочное. Я бы назвал его философским этюдом на религиозную тему.


Человеческое сообщество организовано вокруг кристаллизующих факторов. Такова природа людей. Этих факторов множество на всех участках жизни и деятельности. И есть один всеобъемлющий, универсальный – Бог,благодаря Которому и преобразован животный организм в человека. Ещё есть религия: не просто форма (обряд), а система правил и она же -  инструмент, ведущий к возможному приближению к совершенству. Это приближение заповедано нам для нашей же гармоничной жизни: общественной и личной. Бог сохраняет нашу жизнь от распада, вырождения и гибели.
 
Религиозных учений исторически много. Заблуждения отмирали, истинное познание развивалось, и человек в нём неуклонно подвигался к Богу. В этом универсальном познании христианство открылось как вершина возможного относительного совершенства человека с подготовкой и переходом к качественному иному, уже полностью совершенному виду бытия (вечной жизни будущего века) в Свете Божием при обязательном условии борьбы с грехами, недостатками личными, с преодолением их ради совершенной жизни будущего. И с упованием на помощь Божию к борьбе с ними. Для этой борьбы создан был институт Церкви. И это тоже явилось кристаллизующим фактором, как и преобразованная с этой целью форма государственного управления и общественные институты своего времени (эпох). Смысл жизни не в размножении, а в стремлении к  совершенству. Человеком недостаточно родиться, им нужно стать.
 
Вместе с таким стремлением в человеке живёт и та материальная сила, которая ведет к разрушению. Такова природа. Потому и надо бороться с грехом и несовершенством в себе - это одновременно борьба за свою целостность телесную и душевную (психическую). Этим занимается Церковь, должная хранить в себе и приумножать силу Откровения. Но с прохождением больших периодов времени мы видим невероятную сложность задачи сохранения в целостности этих кристаллизующих факторов, как и всех прочих. Ведь, опасность – процесс разложения - идёт изнутри, из человека, людей. Объединяясь в этом процессе между собой, они приобретают взрывную силу. Об этом предупреждает Новый Завет. Об этом, перефразируя апостола, говорил наш святой Тихон Задонский: «Егда неумолчны усты повсеместно утверждается мир, внезапу нападет всегубительство».

Наиболее опасно для этого состояние физического и морального самоупоения, что ведёт к разрушению. Люди, в которых увеличивается сила распада, руководятся уже совсем другими целями. Для них грубо материальное становиться главным и постепенно вытесняет даже мысли о совершенствовании и гармонии между телом, душой и духом. Влечёт то, что связано с состоянием довольства. Это, прежде всего – власть и деньги. Для такой души и духа человеческого становится привлекательным и необходимым стремление к разномастным острым ощущениям, этим псевдозаполнителям душевной пустоты. И - как можно больше известности. В человеках происходит извращение, перерождение всех кристаллизующих факторов от частных до общего универсального. Ведь в нас сосуществуют и действуют две силы: созидающая и разрушающая. Так же, как и в обществе... Всё дело в их балансе. И эта двойственность отчетливо видна во всех деяниях личных и общественных. Но пока что в истории рода человеческого стремление к совершенствованию преодолевало распад даже в критические времена.

Люди, идущие на поводу у разложения, стремятся занять лидирующее положение – то, которое подводит хотя бы к крупицам власти и богатства. Для них это становится целью и смыслом жизни. Кристаллизующие факторы бытия, как и государственные, общественные формы и деяния, под их началом перерождаются в «анти», сохраняя традиционную оболочку. Отсюда возникает устойчивое и обесточивающее недоумение расхождением формы и содержания, лозунгов и поступков. Библия именуют таких стремящихся в лидеры «козлищами», что ведут Божие «овечье стадо» к гибели. Ещё яснее говорит об этом книга Откровения апостола Иоанна Богослова. Там прямо изложено, через какие катастрофы идет разлагающееся человечество к перерождению и подмене самого понятия о Боге, этого Универсального Кристаллизующего Фактора, Дарителя, Хранителя и Спасителя жизни. Указано даже имя той силы, что претендует вытеснить Его собой, «имя» лже-бога - 666. Для тех, кто вникал в Книгу Бытия Библии, известно: именно за шесть дней была сотворена вселенная и всё живое. Шесть – число оформленной материи. После ключевого события – грехопадения – чистая, не подверженная распаду и тлену, материя огрубилась до нынешнего состояния. Только на пути совершенствования можно подойти к порогу инобытия, за которым качества прежние: без-тленность, означающее без-смертие. Но заслуживать и переступать его приходится до последнего вздоха: человека и всей вселенной.

Человек трехсоставен: тело, душа («психо») и дух. Высшим достижением человеческого духа является совесть, её руководящий голос. Именно она открывает возможность наполнения человека энергиями Духа Божия. Это способно одухотворить, осветлить весь состав человека, материю в себе и вокруг себя, и подготовить к качественно иной форме бытия (жизни будущего века). Но можно совершить и обратный ход: подчинить дух и душу интересам тела, обречь их материальному распаду (всё живое живёт энергией обмена, в котором и заключается конечность индивидов). Человеку дана свободная воля и право выбирать, как проявление к нему любви Бога. Выбирающие распад сами себе готовят небытие и других увлекают всеми заманчивыми и развлекающими до самой гибели формами. О таких людях выразился апостол Павел, как о «мертвых душах». И вот когда все три составляющие естества человека подчиняются материальной цели, он перестает вне её видеть и смысл, и цель жизни. В нём поселяется «анти-бог», «антихрист». При этом он бывает гуманистом-свободолюбцем и человеколюбцем и тем привлекает к себе людей «душевно богатых». Он может оставаться человеком верующим, увлекаться мистикой, трудными богословскими вопросами. Он может быть священнослужителем, святителем, читать проповеди, наставлять. Знаем даже канонизированных из политико-идеологических целей «святых». И все святые в таком сообществе представляются для адептов как добрые, с чудесными представлениями на людях, домовые: кому - скотинку заблудшую в лесу помочь найти, кому – жильё подыскать или озолотить, этому – невесту, а ещё кому-то – грыжу вправить или глаза прочистить. И – без малейших к тому усилий человеков, без работы внешней и внутренней. Сплошная сказка «По щучьему велению»! Но эти люди вопреки добрым сказкам остаются мертвы душой с их подверженным тлену гуманизмом. Они составят церковь Антихриста-трех шестерок, сохраняя внешнее «благолепие», превращая её в идеологическое ведомство с предоставлением соответствующих психологических услуг и консультаций. И эти самые люди уже управляют государственным и  общественным развитием.

Последние наблюдения жизни: «овцеводы» расставлены, движение  идет. Куда? Всё туда же: к навязчивой идее, принимающей формы то казармы извращенцев в виде «идеального государства» Платона, то «золотого сна цивилизованного мира» Телемской обители со свободной избалованностью одни за счёт каторги для других. Вообще, эта вечно востребованная «прогрессивным человечеством» книга католического пастыря Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» - показательная книга буйства разлагающейся плоти! Финал этому - переворот под названием «овер-киль». Единственный выход, который открывался в истории не раз – очнуться  сохраняющим себя от морока разложения, объединиться и успеть выбросить за борт «овцеводов». Но наберутся ли для этого необходимое число и силы?.. «Ей, гряди, Господи Иисусе»!