Нью-жидовствующий

Евгений Садков
 
 Вчера  попал в списки продолжателей дела Захария Скары. Это круто.

 Простите меня, мои православные бабушки. Оговорили меня, Татьяна Андреевна. Плетут заговор, Анна Александровна. Надеюсь, вы там, в других сферах не откажетесь от внучка. Спасибо вам.

 Сама фигура Захария, в отличие от вас, любимые, полу-мифическая. Допускаю, не возникни он в рукописях более поздних богословов, то его надо было бы непременно выдумать.

 Очевидно, что во второй половине XV века произошло совпадение ряда исторических и социально-политических вех развития Руси. В это интересное время происходит формирование  единого государства с центром в Москве. Прекращает существование Новгородская республика. Жители Великого Новгорода начинают повиноваться князю Ивану III. Власть переходит к княжеским наместникам. Недовольных бояр тут же отсылают на Лубянку. Да, именно в этот район новой столицы Руси.

 Так что, господа зека и их родственники, первыми "сидельцами", точнее, новоселами здесь были новгородцы с чадами и домочадцами. И поджигая известную дверь, Павленский покусился на одну из древних скреп государства.

 Но судя по воспоминаниям, и при Захарии хватало чудес. В это время в Великом Новгороде происходит смена церковной власти. Тут же возникают слухи, что поставленный волей великого князя товарищ не просто так получил новое назначение. Мол, архиепископ Геннадий отстегнул Ивану Великому энную сумму. Сыпанул, так сказать, в княжескую мошну.

 Не знаю, в какой валюте тогда давали взятку. Думаю, все же в новгородской денге. По тому курсу она была в два раза дороже московской. Господи, здесь и передел финансовых центров явно играет не последнюю роль.

 Но вернемся к началу печальных событий. Геннадий, считая, что слухи о взятке распространяет игумен Захарий, вызывает того к себе. Старец начинает дерзить открытым текстом:

 "Попы, деи, по мзде ставлены, и митрополиты, деи, и владыки по мзде же ставлены"

 Перья находящихся в аудиенции писарей застывают над протоколами. Геннадий ярится. Он прекрасно понимает, о ком идет речь. Нет бы гневно воскликнуть: "Я мзду не беру! Мне за державу обидно!"  Поверили бы все. Слово и дело же!

 Вместо этого Геннадий отправляет строптивца в ссылку, как я понимаю, на Лубянку. Мол, сейчас, дружок, с тобой разберутся наши рукодельники.

Неожиданно в конфликт включается князь. Получается, что уже тогда власть светская и церковная весьма тесно пересекались. Иван отменяет решение новгородского архиепископа и отпускает Захария в Немцов (!!!) монастырь.

 Что-то мне подсказывает, был в том монастыре и мост соответствующий, а возможно, и цветы со святым ликом. Как же все у нас относительно и как удивительно проникновенно по эпохам друг в друга.

 После несогласованности светской и церковной власти наступает период доносов на Захария и его приверженцев. Контекст "телег" как под копирку: ересь, глумление над святыми и оскорбление чувств истинно верующих. Ещё далеко было до статьи 148 УК РФ. Действовали по-старинке, с огоньком.

 Но перед этим надо было подвести вескую базу. Судя по предыдущим указам князя, верховная светская власть оказалась либеральнее церковной. Решающую роль в дальнейшей судьбе Захария сыграл Иосиф Волоцкий. С его легкой руки окончательно оформилось словосочетание "ересь жидовствующих"

 О главном еретике Иосиф отзывался весьма жестко, в стиле иных нынешних депутатов:

 "Осквернил он святительский престол, одних уча жидовству, других содомски скверня — Сын погибели, он Сына Божия попрал, похулил Пречистую Богородицу и всех святых унизил; икону Господа нашего Иисуса Христа и пречистой Его Матери и иконы всех святых называет болванами…"

 Тут же состоялся церковный Собор. Удивительное дело, большинство священнослужителей не прислушалось к гневным речам Иосифа, требующего жестоко наказать еретиков. Да, отступники были преданы анафеме и даже подвергнуты своего рода гражданской казни. Но после ритуального сожжения на их головах берестяных колпаков, еретики были разосланы по монастырям. Да и то, через такое наказание прошли новгородские "отступники". Московские же лишь укрепили свои позиции.

 Допускаю влияние ещё одного "смягчающего" фактора. Некого календарного противоречия. В те времена отсчет ещё велся от момента Сотворения мира. Напомню, дело о еретиках раскручивалось в восьмидесятом десятилетии XV века по нынешнему, утвержденному намного позже Петром I, исчислению.

 Для современников же Иосифа и Захария главной датой был 7000, по библейскому исчислению, год, то есть привычный нам 1492. "Глобы" того времени предрекли очередную светокончину. Какие уж здесь внутрицерковные разборки? Крестьяне жито не сеют, коров на пастбища не выгоняют.

 Но и эту дату сторонники Иосифа вплели в свои обвинения жидовствующим собратьям. Мол, сомневаются те.

 Тут и вечный принцип "шерше ля фам" подливает елея в будущий костер. Московский бомонд с интересом наблюдает за конфликтом между вдовствующей княгиней Еленой Стефановной и второй женой великого князя Софьей Палеолог.  Первая, потеряв мужа, собрала вокруг себя еретиков. Имя второй нам более известно и по кровным корням, и по влиянию на дальнейшую историю России.

 Но не будем расширять границы, а вернемся к конфликту. Главный искоренитель ереси Геннадий близок к Софье. Дело о жидвствующих вновь набирает обороты. К этому времени сам Геннадий переключается на литературную деятельность и "первую скрипку" начинает играть Иосиф. Судя по всему, он пользуется авторитетом. Князь советуется с ним, не грех ли казнить еретиков.

 Типа, вы там решите, а я умываю руки. Но очевидно, что казнь прерогатива светского правления. Иосиф убеждает правителя поступать сурово и бескомпромиссно.

 Новый Собор, на котором, придавая легитимность решению, председательствовал великий князь Василий, постановил предать еретиков казни. 

 Примечательна одна деталь. В отличие от просвещенной Европы, устроившей из казни Джордано Бруно нравоучительное представление, наша власть конца XV века поступила чуть гуманнее. Вероотступников сжигали в деревянных срубах.

 Как тут не вспомнить подобное, происходящее позже в борьбе со старообрядцами. И как все перехлестнулось в нашей истории, кроваво-пламенно и свято.

 Судьба же самого Захария Скары к этому времени теряется во мгле веков. Вот и думаешь, что, если все эти разборки ради более крепкой смычки светской и церковной  власти? Так знакомо. И так прогнозируем дальнейший, уже пройденный нашими предками передел.

 Ну а я, обвиненный вчера в жидовствующей ереси, продолжаю ли дело Захария? Да, близок мне он. И своими материалами, где за клише взяты отношения Христа и апостола Павла, вижу больше человеческое. А для нашей РПЦ, думаю, очеловечивание Спасителя есть ересь несусветная. Сам ещё удивляюсь. Начал писать эту серию года два назад и только сейчас нашелся "товарищ", обозначивший упомянутым словосочетанием мою писанину.

 А может, дело в ином? Ох, боюсь, что другое слово в словосочетании "ересь жидовствующих" теребит и без того воспаленные многочисленными ток-шоу нервы иных россиян.

 Тогда сознаЮсь. Я реинкарниированный Захарий. Правда, наполовину. Второй же дух, вселившийся в меня, от Джордано Бруно.  И знаете, что!

 Она вертится! Сам видел. По телевизору, в National Geographic. И вовсе она не плоская, как масличный блин, а имеет форму эллипсоида. А вот почему люди с неё не падают, сам пока не понимаю. Но разберусь. Не зря же пепел Захария и Джордано стучит в груди. А у вас? Стучит?

 Постскриптум. Искал в интернете соответствующую иллюстрацию. Но все больше святые лики Геннадия и Иосифа. И тут нашел картинки более поздних, инициированный верхушкой православия казней. Судя по изображениям, старообрядцев стали сжигать открытым способом. Не это ли придавало духовную крепость оставшимся в живых их духовным последователям? И не этой ли причине известные в конце XIX-начале XX веков старообрядцы сыграли значительную роль в исторических катаклизмах.

 Тогда мне понятна логика нынешнего освобождения Ильдара Дадина. Блин, светская власть так и с Исаакием лыжи может повернуть.