(Под влиянием посещения Антониево-Сийского монастыря).
Монастырская жизнь существует постольку, поскольку существует жизнь светская.
* * *
Монастырская жизнь является реакцией на мерзости светской жизни.
* * *
Интересные размышления о монастырской жизни содержатся в статьях Розанова. В статье 1913 г. «Уголок Бессарабии» он пишет: «Великая жажда уединения и молчания также велика в человеке и вечна в нем, как потребность общежития и разговор. «Монастырь» такой же столп цивилизации, как город. В городе человек рассеивается, в монастыре человек сосредоточивается. Там он «тратится», здесь он «собирается». Это не только природа человека, но и природа географии… . Пропорционально тому, как люди шумят, общаются, торгуют в одних местах, они где-нибудь должны рассеяться, разъединиться, побыть «с собою» наедине (На фундаменте прошлого, с. 85). В статье 1904 г. «По тихим обителям» звучит гимн уединению: «Уединись – и станешь немного лучше. Уединись надолго – душа успокоится». (В темных религиозных лучах, с. 119).
Иллюстрация: Антониево-Сийский монастырь.