Моё мужское окружение

Алексей Ратушный
Случилось так, что женщинам в моей жизни я уделил довольно много места в своих мемуарах. Сказать, что получилось нечто вроде Женской энциклопедии нельзя, но… Из этого некоторые мои читатели могут сделать не совсем верный вывод, что мужчин мне по пути никаких не встретилось и мужских сообществ я решительно избегал.
Увы! Виноват в этом исключительно я сам.
Де факто большую часть жизни я проводил исключительно и только в мужских сообществах.
Начну с конца. В Киеве из двенадцати лет жизни почти девять я проработал в компании, где принципом было женщин на работу не брать.
Основной мой трудовой коллектив – абсолютно мужской, причём все ребята были на порядок моложе меня.
Разница в возрасте составляла от двадцати до почти сорока лет.
Таким образом надо из 64-х лет моей жизни аккуратно вычеркнуть эти девять абсолютно мужских лет.
Теперь перенесёмся к началу моей самостоятельной жизни.
С 1972-го по 1975-ый год я служил в славных  рядах Военно-морского (Тихоокеанского!) флота.
Женских особей ни в роте, ни в части я как-то не заметил. Так что прошу к девяти годам в Киевском затворничестве прибавить три года Затворничества дальневосточного.
Таким образом мы уже имеем внушительный отрезок в двенадцать не отмеченных женским присутствием лет!
С 1968 по 1971 год я активно занимался легкой атлетикой, бегом на длинные дистанции.
Тренировкам отдавал по шесть-восемь часов в день.
Коллектив у нас был стайерский и оттого абсолютно мужской.
Девочки тренировались параллельно и это был реально параллельный нам мир без каких-бы то ни было намёков на контакты.
Так что и эти четыре года прошу внести в ведомость под грифом «без баб»!
Начались лихие года пертурбаций, когда я вернулся в родные цеха лесопильного производства.
Должностишка у меня была не хилая: «рабочий на поштучной выдаче досок» от 9 до 11 тысяч досочек за смену!
Практически в полном одиночестве.
Недолго! До обидного недолго: с 1981 по 1983-ий год.
Но и эти три года восстанавливаем в их мужской ипостаси.
Так будет честно и по существу.
Вот уже и накапало 19 лет без женщин!
А когда начались наши борьбы и войны, год мы провели с Геной Лукиным в совместных рейдах по Уралу, Москвам и Ленинградам.
Так что уже двадцать лет практически без намёков на женское присутствие в моей почти монашеской жизни.
Эти подсчёты вполне корреспондируют и с графиком появления на свет моих детей.
1976, 1977, 1995, 2003, 2005.
Обратите внимание на 18 лет между вторым и третьим рождением, на восьмилетнюю паузу между третьим и четвертым рождением и на отсутствие рождений после 2005-го, что, пусть и косвенно свидетельствует в пользу моих скромных подсчётов.
Могу ли я составить нечто вроде своего «мужского» словарика имён собственных?
Вот некий легкий набросок такого именинника:

А

Андрей Михайлович Фефёлкин - игротехник от Бога, товарищ, коллега и партнёр. Он сделал для продвижения моих идей больше многих. Ныне служит Богу.
Александр Николаевич Лапкин – мой школьный друг, одноклассник. Благодаря ему я побывал в Калининграде на могиле Канта и в Казани в собрании картин Галины Сатониной. Выдающийся учёный, самый молодой в своё время доктор наук в Екатеринбурге, прочнист, математик, руководитель ряда подразделений среди ученых железнодорожников в США. Преподавал высшую математику в Канаде и Новой Зеландии. Замечательный человек.
Александр Шорин – ученик, последователь, автор книг и статей обо мне и маме и моих творениях
Алексей Геннадьевич Кремлёв – сын Геннадия Кремлёва, мой ученик, коллега, партнер, друг и боевой товарищ. Энциклопедист. Он действительно глубоко понимал некоторые песни Ильи Кормильцева.
Алексей Бабрыкин – мой отец. Родом из Шуи. Помню только один вечер проведённый с ним на его коленях. Прекрасный музыкант, аранжировщик, виолончелист, композитор, создатель и руководитель оркестров, в том числе духовых. Родился в 1911-ом году – ровесник Михаила Ботвинника.
Анатолий Николаевич – врач, гастроэнтеролог, приятель моей мамы, мой постоянный консультант в трудные годы

Б

Борис Артемьевич Радевич – боевой товарищ, подопечный, учитель замечательный человек и очень сильный шахматный профессионал
Борис Самойлович Вайнштейн – мой учитель и наставник. Он не побоялся опубликовать о Мерцающих шахматах большой одобрительный материал. С ним связано много историй в моей жизни. Именно картина в его квартире на Ленинградском подтолкнула меня к самостоятельной работе над «Мастером и Маргаритой» Булгакова, хотя первым мне показал эту книгу Валерий Петрович!
Бронислав Прокопьевич Коркин – командир моей части, мой постоянный партнёр по шахматным баталиям во время службы, разрешил мне создание шахматного клуба в части (первый мой шахматный клуб, первое место публичного представление моей расшифровки основ Чатуранги – схема была нарисована прямо на стене клуба красками)

В

Владимир Николаевич Грибов – мой руководитель, коллега, партнер, товарищ и ученик в Урае. Совместно с ним многое удалось сделать в Урае вопреки всему и вся
Владимир Владимирович Мещеряков – папа Вова, отец Юры Мещерякова, постоянный партнёр в шахматных баталиях детства, частично заменил мне родного отца
Владимир Николаевич Щепёткин – мой коллега, партнер, конкурент, товарищ, спаситель и один из немногих постоянных партнеров по игре в Мерцающие шахматы в формате блиц
Валерий Петрович Шпилёв – гениальный юрист, экономист и хозяйственник, мой учитель и наставник из Ленинграда, у него я учился более десяти лет
Владимир Васильевич Малышкин – руководитель Урайского городского спорткомитета открывший «под меня» шахматный клуб в Урае, в дальнейшем активно развивал биатлон в Ханты-Мансийском автономном округе. Один из тех, благодаря кому я выжил в трудные 90-ые.
Владимир Кунцевич – мой друг в секции лёгкой атлетики в Свердловском «Динамо». Выдающийся уральский легкоатлет создатель своей школы. Вся семья прекрасные легкоатлеты! Он вынес на руках мою младшую Дашеньку из роддома на Химмаше.
Валерий Гладков – стайер, одноклубник, уехал учиться в Краснодар в КВВКУ и пропал на многие годы, а потом вернулся в Екатеринбург. Мы дружили: Володя Кунцевич, Валера Гладков и я. Именно он сберег единственное фото, на котором снят мой бег в 1969-ом голу
Владимир Алексеевич – мой сын. Мой первый ребёнок. Шахматист, программист, математик и педагог.

Г

Геннадий Николаевич Лукин – замечательный журналист, мой боевой товарищ и друг, соавтор нашего восстания в редакции «Качканарского рабочего»
Геннадий Александрович Супрунюк – гениальный юрист и писатель, остроумнейший человек, мой учитель и духовный наставник, у него я учился двадцать лет
Геннадий Васильевич Некрасов – мой коллега и партнер по шахматной школе Звягина И.В. в Качканаре. Застрелен в Москве в начале тысячелетия. Тренер моего сына.

Д

Дмитрий Огарков – племянник, дывоюродный брат Володи. С ним мы совершили путешествие Архангельск-Москва-Югра.
Дмитрий Минин – супруг Елены Мининой активно участвовавший в становлении её собственной частной «Семейной школы». Бизнесмен. Принимал участие в лечении меня во время моего предынфарктного состояния.

Е

Евгений  Борисович Куркин – мой руководитель, партнер, конкурент и товарищ в движении педагогов-новаторов. В его активе – допуск эксперимента «Модульная школа», допуск эксперимента «Школа старшеклассников», допуск эксперимента «Мультиплетное расписание» в Урае. Упоминает меня вскользь в ряде своих монографий и публикаций.
Евгений Яковлевич Гик – первый советский журналист и автор опубликовавший своё сообщение о появлении Мерцающих шахмат. Мы общались лично недолго. К сожалению это случилось в момент, когда я уже покидал пост директора АШШК и развить наше общение во что-то более серьёзное у нас не получилось. Но его математические изыски на шахматной доске и прекрасные юморески о Ферзьбери всегда меня восхищали. В известном смысле я учился на его публикациях работе с математическим материалом. Некоторые недоброжелатели попытались приписать ему открытие мерцающих шахмат, но сам Евгений Яковлевич этому я думаю только бы улыбнулся.

И

Иван Васильевич Звягин – мой руководитель, тренер, шахматный партнер и коллега в Качканаре. О нем у меня написано довольно много.
Илья Кормильцев, первый мой ученик, сын подруги моей мамы Светы Зворской и геофизика Валерия Кормильцева, автор большинства хитов «Нау»

К

Константин Кукибный – старший брат Павла, мой слушатель, спонсор и покровитель в Киеве. Потрясающе глубокая и разносторонняя личность. Основатель ExMoto

Л

Лев Михайлович Фильчагин – мой руководитель и учитель. Мудрейший человек и замечательный организатор спорта в Архангельской области. Под его чутким руководством я создал АШШК и руководил им в 1978-81 годах.
Леонид Леонидович Черёмухин – главный редактор «Качканарского рабочего» мой руководитель, коллега и оппонент.

М
 
Михаил – дядя Миша, родной брат моей мамы, мой первый учитель философии и шахмат, во многом заменил мне отца

Н

Николай – муж моей старшей дочери Светланы, отец всех моих внуков. Мой замечательный товарищ. Очень заботлив. Золотые руки. Мастер!
Николай Вохмянин – первый профессиональный горнолыжник Качканара, соавтор  моей фотоиллюстрации к материалу «Терема» в «КР», единственнывй, кто поддержал нас с Геной Лукиным во время восстания в «КР». Взорван в своей машине в Качканаре. Замечательный фотограф. Поклонник Высоцкого, установивший его бюст на горе Качканар, создатель горнолыжной трассы в Качканаре.

О

Олег Тарасов – одноклассник моего сына в шахматном классе
Орест Аверкин – мой тренер в Свердловской шахматной школе. Именно ему принадлежит оценка моей игры в шахматной партии «в мальчиках» - «Иногда и слепая курица клюёт зерно!» Выдающийся советский шахматный мастер и тренер.

П

Павел Михайлович Зарубин.  Великий шахматный мастер Архангельска. Чемпион России 1981 года, автор самой красивой партии на Сочинсчком Мемориале Чигорина в 1981 году (партия против Семена Двойриса в Архангельском варианте Испанской партии). Мой коллега, боевой товарищ, тренер и ученик.Именно по его «заказу» написана мною песня-переделка «Фея мечты».
Павел Кукибный – мой ученик, партнер, коллега, друг и кум. Крестил моих дочек в Киеве. Я крестил его в Екатеринбурге. Очень интересный человек. Личность!

С

Сергей Михайлович Косенок – мой руководитель, коллега и спаситель в Урае. Руководитель Эксперимента в Урае на втором его этапе. Ученик В.Белича. Ныне ректор Сргутского госуниверситета
Сергей Шишмаков – мой одноклассник и постоянный шахматный партнер в школе.
Сергей Николаевич Ковязин – мой партнер, издатель  и коллега, руководитель ГПТУ в Урае, в дальнейшем руководитель издательства в Свердловске, между прочим мой логотип – его идея!
Сергей Александрович Карпов – мой ученик, партнер, коллега и боевой товарищ, спонсор и друг.
Серёжа – мой младший брат. Где он и что с ним – не знаю.

Ф

Феликс Адольфович – врач, приятель мамы, создававший Свердловский кардиоцентр, частным порядком вёл меня в самые трудные годы, как кардиолог и терапевт

Э

Энгельс Иванович Сидоров – мой инструктор в АШШК, многое сделал для становления архангельского шахмсатино-шашечного клу

Ю

Юрий Владимирович Мещеряков – мой одноклассник и школьный друг, создатель ансамбля «Кентавры» (совместно с Лёней Морозовым, Володей Кузьминым, Юрой Ч.) Прекрасно пел, погиб в Краснолесье в Екатеринбурге.

Я

Яша – мой товарищ из крымских татар в Севастополе. Очень помог мне в период больших затруднений в первый мой приезд в город.
Ярослав – мой ученик в «Снежинке» (не один!!!)
Яков Бабрыкин – мой дед. Я нашел его могилу в центре Шуи. У него было пять сыновей и в их числе мой родной отец.

Продолжение темы:
http://www.proza.ru/2017/06/03/553 И ещё раз о мужском окружении