Эмигрант туда и обратно

Олег Крюков
    

         История эта вполне реальна. Изменены лишь имена, да  немного география.

 
   Бориса Марковича я знал недолго, всего пару лет. Когда работал исполняющим обязанности директора в одной из школ нашего города.
 Он к тому времени преподавал там физкультуру больше 20 лет. Как сейчас помню его сутулую фигуру в синем динамовском костюме. Он так давно работал в школе, что без него казалось, и школа стала бы вовсе не школой. Как наша северная столица без Петропавловки, или Париж без Эйфелевой башни.
   Но однажды «Эйфелева башня» начала рушиться на глазах. Вернее, собралась переезжать в другое место. Случилось это в начале нулевых. Кровожадные времена закончились, народ обзавёлся денежкой и стал выезжать за границу, по большей части в Турцию. А Борис Маркович вдруг стал одержим идеей переезда на свою историческую родину, в землю обетованную. Сначала съездил в гости к сыну, который лет пять назад перебрался в славный город Хайфу. А едва вернувшись, уже заскучал по библейским местам, где две тысячи лет назад жили его предки. И как его не отговаривали друзья и коллеги, оставался непреклонен.
  Надо сказать, биография у Бориса Марковича была самой, что ни на есть советской, если не сказать заурядной. Окончил школу, отслужил два года в армии, отучился пять лет в педагогическом институте, женился, родил сына. В 95-м овдовел, и в том же году его единственный сын эмигрировал с семьёй. Последние шесть лет жил один в трёхкомнатной квартире. Женщины случались, но долго не задерживались. Когда 30 лет бок о бок прожил с одним человеком, которого знаешь лучше, чем самого себя, новую подругу жизни найти в мире почти невозможно.
 И засобирался Борис Маркович в страну апельсиновых рощ и тёплого моря.  Провожали всей школой, выпили пару вёдер водки, столько же пролили слёз. Трудовик на прощание обнял так, что захрустели рёбра.
  - Борюня! Как же я без тебя?
  Тот же трудовик на следующий день отвёз друга Борюню в аэропорт, мучаясь от похмелья. И стоял у ограды пока бело-синий аэробус не исчез в голубом майском небе.
    Году этак в 2007-м перед Женским днём, я, работающий уже в другом месте и даже по другой специальности, решил наведаться в школу, где когда-то директорствовал. Поздравить слабую половину, которая была в школе вовсе и не половиной, а подавляющим большинством коллектива, процентов 90. И каково было моё удивление, когда в школьном спортзале увидел знакомую фигуру в синем динамовском костюме.
    Борис Маркович почти не изменился, даже помолодел. Нездешний загар придавал его лицу, как модно нынче выражаться, брутальный вид.
  После уроков мы сели в кабинете трудовика и выпили за встречу, а вернувшийся блудный сын школы начал свой рассказ:
  - Жил у сына три месяца, но после того, как он помог мне устроиться на работу, снял  квартиру. Однокомнатную, недалеко от моря, правда, окнами во двор.
  - Борис, а кем работал-то? – спросил друг-трудовик.
  Борис Маркович на несколько секунд замялся, по загорелому лицу пробежало подобие судороги.
  - Оказывал услуги населению. Дали мне машинёшку старенькую, ездил по домам.
 - А чё развозил?
 - Ну, не столько развозил, а забирал.
 - И чего забирал? – не унимался трудовик.
 Ответить физкультурник не успел, потому что пришло время выпить по второй.
 - Квартиру я мебелью хорошей полностью обставил, - продолжал Борис Маркович, когда водка ушла в глубины организма.
 - Мебель-то поди дорогая?
 - Местные почти новую мебель на свалку относят. Именно там я себе и холодильник, и микроволновку за несколько шекелей приобрёл. Да вот, сами смотрите.
  И он показал на телефоне фотографию своей квартиры.
- Довольно презентабельно, - поставила оценку учитель русского языка и литературы.
 Между второй и пятой рюмками Борис Маркович расписывал прелести израильской жизни. И уже точно не помню, кажется, после восьмой рюмки я задал, вот уже целый час, не дававший мне покоя, вопрос:
  - Борис Маркович, а чего вернулся-то?
 В его взгляде я увидел всю 4-тысячелетнюю непростую историю еврейского народа.
 - А вернулся потому, что здесь я Борис Маркович, а там я – Борух-золотарь.


Золотарь – уборщик нечистот (устар.)