9 Матушка Мария. Экстремист vs прокурор

Виктор Гранин
                Из сочинения "Просто Мария.  Интродукция и
                рондо каприччизо."   
                Часть вторая. Рондо каприччиозо


Содержание на http://www.proza.ru/2017/12/19/1599

            Кто бы ты ни был – праздный ли прожигатель жизни, амбициозный ли креативщик,  или же представитель наиболее  многочисленной социальной страты, именуемой нелицеприятным определением  Обыватель – тебе не избежать того странного состояния, когда ты вдруг осознаёшь, что  былая твоя лёгкость бытия как-то исподволь испарилась  из жизни, оставив тебе всё более крепнущий каркас  выращенных - или выстраданных - тобой  понятий того, как же следует поступать в, по новому осознанной, реальности, набросившейся на тебя серым волком среди безучастных людей.
         Да, и  милые, и обидные коллизии беззаботной юности оказываются к этому времени  в бегах; а новые уж, действительно, не гнутся  под  порывами всё реже вскипающих устремлений; напротив того,  потрескивает их твердеющий каркас под гнётом обнаруживших себя проблем, грозя разрушительными последствиями. Конечно, надо жить дальше – а как? Так возникает этот знак вопроса, раньше вообще немыслимый  - вся жизнь впереди. Впереди-то впереди, однако же, чем дальше в лес  - тем толще партизаны!  Учёные люди говорят об онтологическом кризисе среднего возраста.
         А нам и без чьей-либо подсказки становится  ясно, что уже невмоготу, уже подступает какой-то край. То, что раньше происходило само собой – лишь немного озаботит и, словно убежит от лица дня; и оказывается – утро вечера мудренее.  Ничего подобного, теперь, хоть утро, хоть  вечер, и ясным днём и  бессонной ночью  - всё никак не покидает обеспокоенное сознание навязчивый вопрос – что делать, или как быть. А ответ – раньше-то вовсе не обязательный – теперь становится насущно необходимым, да всё никак не придёт он - сколько бы ты не кружил в горячке дум от конца к началу, от  начала ли к концу. Всё едино – капец.
         Вот и к Марусе непрошено подступило понимание того, что дальше уж край. Открылась ей очевидность того прежде, что кому война, а кому мать родна.
        Основания этого откровения составляют  предмет особо охраняемой тайны, принародно объявляемой как массовый героизм и самопожертвование. Но об этом лучше не распространяться, потому что,  как тут не исхитряйся в поисках благозвучных определений, всё легко и просто  можно квалифицировать как экстремизм.
      Ну да! И, всё-таки, почему тебе-то достаются одни лишь удары судьбы?
      Некому  спросить об этом  Марусю; да и сама она вряд ли находит для себя возможность вдоволь поразмышлять на эту тему.
       Однако, кто может определить - в каком месте Марусиного измученного тела, сформировался пакет, содержащий заряд осознанных  нечеловеческих её проблем. И было в нём  понимание того   что происходит всё больше именно с ней:
-  суровость законов военного времени которые как-то уж избирательно сфокусируются что-то на тебе, бедолага;
- жестока доля сельского механизатора, когда твоё тело всего лишь придаток  ко штурвалу, рычагам да механизмам, которые нужно безоговорочно подчинять  планам руководящих органов по латанию дыр провального хозяйствования в разных уголках вверенного им региона:
- зачем-то случилась гибель на фронте именно его, в безумстве дней ею любимого человека;
- почему наступила  ты, тяжелая инвалидность её и его, не ко времени родившегося, их ребёночка;
-  Зачем прогрессирует болезнь  стареющих и матери, и отца, оказавшихся на её попечении, ещё и потому что старшие сёстры затаились в городе, чтобы не попасть в сеть очередных мобилизаций, а братья все воюют в дальней стороне;
- так ли уж безусловна необходимость работы на огороде, и уходом за скотиной – как единственно гарантируемое средство выживания, тогда, как оплата труда для фронта и победы, как бы и не предполагалась.
           Всё  вот это в раз подступило уже не вопросами – почему и зачем? Неустранимая данность,от которой не уйдёшь, так заявила о себе. И тогда  вот они, аргументы,  сами просятся  в пользу того, что надо что-то решать.
          Да, всё это имела в виду Маруся, когда осмелилась попроситься отпустить  её с механизаторства на другую работу.  И было это в райкоме, на собрании, в преддверии очередной битвы за урожай. В райкоме  же выслушали Марусино сбивчатую просьбу и… посоветовали обратиться за помощью к прокурору.
         Прокурор выслушал Марусю, поиграл желваками сурового лица и молвил  слово закона - идёт война, люди гибнут, а ты с каким-то уродом своим здесь вылезаешь!  Иди и работай, пока… сама знаешь что!
       Пронесло беду мороком!
       Оставалось надеяться, что вот кончится война и станет полегче жить.
       Было опрометчивым это суждение. Потому что, хотя и кончилась война, но жить Марусе легче не стало. Ну,  уж тут ты сама виновата:  жить по-людски захотела, да вот и залетела. Новое вдовство, да и дети добавились ко всему. А каково ростить их в колхозной деревне, где каждый пытается обмануть судьбу и вылезти в люди, нещадно подавляя в себе остатки человечности. Какие тут могут быть обиды.
             Однако же силы душевные имеют всё-таки предел прочности.
             И в  самые трудные моменты не может Маруся совладать с собой и впадает в экстремизм самой изощрённой формы.  Сама не своя, она забивается в самый потаённый угол своей  усадьбы, и там, в стайке, где-то возле  мирно похрюкивающего поросёнка, начинает выть, как это умеют русские бабы – безголосо, молчаливо, но выть голодной волчицей, забыв обо всём на свете, кроме одного – чтобы только дети не услышали её плачь по бесчеловечной своей горькой судьбинушке.
               Выпустив таким изуверским способом свой экстремизм, она приводит себя в порядок и выходит на люди.
              Надо жить дальше, Маруся.
                Продолжение 10 следует