Мое последнее изобретение

Виталий Овчинников
ВСУПЛЕНИЕ

Последнее мое изобретение относится уже к нынешним временам, когда я вновь вернулся на ЭЗТМ.  Вернулся уже в двухтысячных годах,  то есть, во времена нынешней России, вернулся после перерыва в десять с лишним лет и потому  за свою  новую техническую   идею  я,  вместо  авторского  свидетельства  на изобретение,  получил   уже патент на техническое  изобретение по проблеме, которая меня всегда интересовала и которую я  когда-то то успешно решал.
Но слово патент я не люблю, слово патент меня коробит, потому что оно приравнивает изобретателя, человека творческой бескорыстной мысли, к обыкновенному пустому  торгашу, к  бизнесмену, к предпринимателю.

Вернуться на ЭЗТМ меня попросил Главный сварщик завода по просьбе зама Главного инженера по новой технике,  знавшего меня по прежним временам. Дело в том, что новые хозяева завода совсем недавно посетили ЦМК и увидели  сварку дисков шиберных затвором  металлургических печей, основную продукцию завода в нынешние времена,  которую осуществлял   сварщик полуавтоматчик на сварочном манипуляторе.

А шиберные затворы в это время начал активно производить Китай и уже вытеснил ЭЗТМ с сибирских металлургических заводов. Китайские «шиберы» были дешевле и долговечнее ЭЗТМ-овских. И здесь хозяева завода увидели то, что, по их понятиям,  и приводило к неконкурентности ЭЗТМ-овской продукции на мировом рынке -  ручную полуавтоматическую сварку.

Последовал приказ –  заменить эту «древнюю» сварку на современную,  на автоматическую с помощью сварочных импортных автоматов. Быстренько купили шведский консольный сварочный  фирмы «Есааб-Кеебе», быстренько смонтировали его около сварочного манипулятора и  попробовали варить. Но ничего  у них не получилось.

Во первых, механизм крепления диска к планшайбе манипулятора состоял из двух откидных струбцин, которые мешали осуществлению непрерывности процесса сварки и поэтому его надо было менять.  Но никто не знал как.

Во вторых, диск шибера конструктивно  состоял  из двух штампованных половинок,  по периметру которых  и должна происходить  сварка,  крепили к планшайбе  манипулятора в горизонтальном положении, а  варили уже в вертикальном при его осевом  вращении. 

А так как шибер не мог быть  точно  выставлен  по вертикали из-за конструктивных особенностей манипулятора, то сварочная дуга дорогущего шведского автомата уходила в процессе сварки от разделки и он переставал варить. Нужен была система слежения за сварочным стыком дисков в процессе сварки, но про нее при покупке автомата забыли.

Срочно купили такую систему для автомата вместе со шведским специалистом по их наладке. Тот приехал на ЭЗТМ, посмотрел собранный под сварку диск шибера,  сварочный манипулятор, механизм крепления шибера на планшайбе, рабочее место шведского автомата, выставил заводу с десяток претензий, которые надо было срочно устранить перед установкой следящей системы и уехал.  Вот тогда и вспомнили про меня.

А я тогда сидел без работы, потому что завод «Атомспецконструкция»», где я работал Главным сварщиком  закрылся по неизвестным для меня причинам, всех нас уволили, а рабочие площади завода отдали под склады. Поэтому я в это время активно искал работу. И здесь звонок от нынешнего Главного сварщика ЭЗТМ. Конечно же я обрадовался.

Я быстренько оформился и вышел на работу. Главный сварщик сам повел меня к сварочному манипулятору, около которого стоял новенький шведский автомат «ЕСАБ-Кеебе» и сказал просто – тебя  взяли для того, чтобы ты запустил его в работу для сварки шиберов. Я ответил также просто – хорошо, сделаю!

Картина для меня была яснее ясного. Нынешний Главный сварщик был плохим инженером сварщиком, он был простым инженером  технологом  средненького  уровня, оставшимся на заводе в девяностые годы, когда опытные специалисты побежали искать работу, а он, средненький специалист,  остался на заводе по причине собственной  лени, боязни перемен, элементарной профессиональной «малокомпетентности»  и вытекающей отсюда неуверенности в себе.

Сделали его  Главным сварщиком  потому, что нужен был на заводе Главный сварщик, а инженеров  сварщиков  мужского пола  среднего возраста в отделе уже не осталось, одни женщины, да старики пенсионеры.  А он остался, вот  и его сделали начальником, Тем более, что  он никогда не возражал начальству.
 
На заводе в девяностые годы произошел, так называемый, противоестественный отбор специалистов, когда выживают слабейшие, в отличии от естественного отбора,  при котором выживают сильнейшие.
 
Через  несколько дней  по данному вопросу было  специальное совещание у Главного инженера,  и  я понял, что вопрос  для руководства стоит серьезно. Но как его решить?  Как? Обычным путем через разработку  технического задания,  через проектирование и последующее изготовление опытного образца чего-то такого, что позволит решить задачу автоматической сварки,  идти не стоит. Слишком  уж долго. Поэтому я попросил зам главного инженера, знавшего меня раньше, принять меня после совещания для  конфиденциального разговора по этой теме.

Он согласился. Не знаю, чего он от меня ждал, но  удивить я его удивил. А я попросил разрешения на демонтаж шведского автомата и  еще денег для оплаты нескольким рабочим за работу со мной путем ежемесячного премирования из фонда Главного инженера.  Это были два слесаря из  службы механика и один наладчик сварочного оборудования. Все нужное для себя я собирался взять из неработающего оборудования ЦМК, которого было в цехе море.

Через пару месяцев я продемонстрировала  Главному сварщику и начальнику цеха, а затем и всему заводскому начальству совершенно  новую установку для автоматической сварки   кольцевого шва диска шибера с новой, неизвестной до того системой слежения за сварочным швом.

Установка была сделана на базе старого цехового консольного крана, старого сварочного полуавтомата для сварки в защитном  газе и новой сварочной головкой с «копирным» роликов неизвестной  до того конструкции, позволяющим осуществлять корректировку положения сварочной дуги в непосредственной  близости от зоны горения этой дуги. Ну, еще был переделан механизм крепления диска «шибера» к планшайбе,  по которому  сварной шов был освобожден  для сварки по всему периметру.

Новый «копирный» ролик  состоял из тугоплавкого материала, а в нашем случае   из металлургического графита, используемого в качестве электродов   в дуговых плавильных печах, и имел особую расчетную форму,  позволяющую дуге гореть в непосредственной близости от зоны контакта ролика с кромками свариваемых   половинок  диска свариваемого металла или даже из зоны самой дуги, если электродную проволоку направить под углом к вертикали. 

То есть,  наш копир  являлся одновременно и копиром сварочной разделки  и   датчиком положения  сварочной дуги по оси разделки.  Такого «оригинала»  в сварочной технике еще не было нигде в мире.
 
Вот на этот самый «копирный»  ролик я вместе с главным моим помощником в изготовлении новой сварочной установки из подручных средств,  бригадиром моей невольной творческой  бригады  и  был получен вскоре  патент на изобретение полезной модели  под номером 60 886 по классу B23k 9/12 от 10 февраля 2007 года.

Больше изобретательство я в своей жизни не занимался. Но из-за этой своей  установки я получил к себе  жуткую неприязнь от Главного сварщика ЭЗТМ и вынужден был вскоре уйти  с завода  на преподавательскую  деятельность в филиал МИСИС-а в нашем городе.

PS Через пару лет и сам завод ЭЗТМ перестал существовать – его закрыли по причине ненужности его продукции властям нынешней России.

***