О скупости, жадности и чуть-чуть о совести III

Игорь Поливанов
       Условия жизни меняются, но человек не может как и раньше безнаказанно противиться им.  Но в таком случае, что такое совесть, для которой, похоже, не существуют эти законы?

       С точки зрения законов природы, смерть Ивана (по определению Войно-Ясенецкого, человек – трава) была естественным финалом этой никчемной жизни. Почему же тогда совесть продолжает мучить меня? Что или кто наделил ее такой властью, самой устанавливать свои законы? Откуда она? Что ее породило? Ведь ни природа, ни жизнь, если она не следует их законам, не подчиняется их правилам. Общечеловеческое это несчастье или болезнь эта поражает через одного? Уже потому, что зла в мире не становится меньше, а напротив, приумножается, совестью наделены далеко не многие.

       В поиске ответа, любопытствуя, какого мнения об этом наука, я заглянул в энциклопедию и вот что там нашел:

       «Совесть, понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть – выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать для себя их выполнения и производить самооценку совершенных поступков».

       Прелестно! Интересно, кто автор этой статьи, кто выдал на-гора этот набор фраз, как могла принять эту галиматью редакционная коллегия, научно-редакционный совет? Одно становится окончательно ясным, подтверждающее прежнее предположение, что и автор статьи, и члены коллегии и научно-редакционного совета относятся к той части человечества, к тем счастливчикам, которые не имеют представления, что такое угрызения совести.

       В нескольких словах Льва Толстого по этому поводу больше смысла, чем в этом научном опусе:

       «Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызение совести и болезнь».

       Одно очевидно, что наука пока еще не может объяснить, что такое совесть, и тем более ее происхождение. Что вопрос этот относится к разряду тех вечных вопросов, недоступных человеческому разуму, находящийся за гранью, за глухой стеной, за которую человеку заглянуть не дано. Как к примеру и вопрос о происхождении человеческого разума. Если еще как-то можно принять предположение, что в процессе беспрерывного движения мельчайших частиц материи на протяжении миллиардов лет они каким-то образом соединились в живую клетку, которая положила начало жизни на земле; но что природа, сама не обладающая разумом, наделила им одно из своих созданий, просто не принимается тем же разумом, как и то, что человек наделен им на бесконечно короткий в вечном мироздании отрезок времени, лишь для того, чтобы понять, что он смертен, и исчезнуть навсегда.

       Ни в силах смириться с этим абсурдом, человеческая фантазия породила множество религий. В молодости, из того немногого, о чем я имел некоторое представление, я отдавал предпочтение индуизму; вернее, малой доли этого учения, утверждающего о периодическом возвращении человеческой души в этот грешный мир. В то время я был не прочь вернуться сюда. Одно меня не устраивало в этом учении, что память не сохраняла ничего о прежней жизни. Мне думалось, имей я перед взором своим опыт прожитой ранее жизни, я бы гораздо умнее распорядился теперешней, провел бы отпущенный мне новый срок с большей для себя пользой, гораздо приятней.

       Но теперь, когда жизнь позади, иной раз я оглядываюсь в свое прошлое, пытаясь вспомнить хотя бы неделю, когда бы я чувствовал себя счастливым, ради которой я бы пожелал вновь вернуться на Землю, и не могу. Ушли светлые радостные мгновения, может дни, но рядом непременно маячило какое-нибудь зло, отбрасывая свою зловещую тень, омрачая светлое воспоминание.

       И приходит мысль: может совесть и есть воспоминание о той прежней, прожитой ранее жизни, напоминающее, что истинное счастье ни здесь – не тешь себя, человече, напрасными надеждами.

       Нет, я не хотел бы вновь вернуться в этот жестокий мир, где безраздельно правят жадность и глупость. Теперь меня более устраивает определение совести христианства, что «совесть – глас Божий», что если меня продолжает мучить совесть, значит я не оставлен Богом. Я постоянно чувствую Его где-то рядом, во мне, слыша его голос, и становится легче на душе от надежды на спасение.

       В заключении постарайтесь сосредоточить свое внимание, прочтите эти слова мудрости: «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир». (Соборное послание святого апостола Иакова).

       И это все. Вот так-то люди.
       Хотелось бы. Да что гадать
       Зачем и Бога утруждать,
       Когда по-нашему не будет!
                Т. Г. Шевченко