К. Маковский. Под венец

Алина Алексеева-Маркезин
           Константин Егорович Маковский: Под венец. Холст, масло. 136 x 183.Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов, Россия.
Страсть к коллекционированию предметов искусства, предметов старины, народных промыслов, предметов прикладного искусства Константин Егорович унаследовал у отца. Он не только продолжил коллекционирование, но и использовал собранные в поездках по стране сокровища предметной культуры России в своих многочисленных живописных полотнах.

             В своей художнической карьере К.Е.Маковский пользовался с молодых лет, как портретист, как создатель картин «боярского цикла», невероятным успехом. Он зарабатывал огромные деньги, мог себе очень многое позволить, но жил по свидетельству современников, очень скромно, вкладывая все свободные деньги в свою коллекцию.

             В картине «Под венец» Маковский обращается к вневременному сюжету свадьбы. В центре композиции находится женщина средних лет. Она одета в богато украшенный вышивкой и бисером боярский наряд допетровского времени. По обычаю перед венчанием она расчёсывает прекрасные длинные волосы юной, сидящей в кресле в белом одеянии, девушки.

            В картине Под венец взгляд зрителя направлен художником к происходящему на переднем плане. Невеста с распущенными волосами — ее расчесывают перед венчанием — увлечена мыслями о предстоящем событии, а девушка у ее ног, завороженно глядя на подругу, спрашивает ее об этих думах.
Тонко играет вышивка рукавов девушек, переплетших руки. Две такие разные жизни — девичество и замужество — встретились здесь в лице невесты и ее подруги.
         
              Еще одна героиня этого полотна расчесывает волосы невесты,представляя собой будущее последней. Она  уверенна в себе, в ее возрасте женщина имела уже большой опыт в управлении домом,из дня в день занимаясь хозяйством и детьми.

        Парадным головным убором был кокошник. Твёрдая часть кокошника пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье кокошника украшали жемчугом и цветным стеклом, а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи. Кокошники также украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб. Богатство праздничного костюма хорошо просматривается во многих картинах Маковского,одна из них Под венец

         Работы Константина Егоровича всегда разворачиваются перед зрителем, как роскошное театральное действо, как грандиозный спектакль. Так и в этой картине художник даёт нам почувствовать весь пронзительный настрой момента, все обстоятельства, все красоты боярского быта, всю трагичность и всю праздничность