Oшмянская Cинагога

Роза Левит
               
             Oшмянская Cинагога 


Тихо в печали стоит Большой Дом.               
Без звука, без слов.               
И окна закрыты.
Без света они, лишь горе внутри,               
Стоит он как памятник,как обелиск,   
И память храня о времени давнем,
Когда там в субботу горела свеча,               
Когда там звучали молитвы слова,               
И радость  струилась под хулой тогда,               
И новая жизнь зарождалась когда.               
Нет больше её там,
Нет больше людей,
Кто выжил, покинул тот край навсегда. 
  А дом всё стоит и ждёт голоса,   
 Не может поверить, что кончилась жизнь.               
               
Мы внуки людей, что знали тебя               
  К тебе мы придём,               
Мы помним тебя
И вечное пламя жизни зажжём.          
 
               
            Здание синагоги конца XIX века.               
               
Она представляет собой прямоугольное здание из керамического кирпича. Привлекает взгляд форма крыши, два яруса из которой – четырехскатные, а третий - двускатный.
На восточном фасаде находится круглое окно-роза.
В интерьере здания использованы местные архитектурные традиции в сочетании с национальными еврейскими.
Отлично сохранился балкон, где находились женщины во время богослужения.

 
На пилястрах расположены 12 ниш с фресками, изображающими знаки зодиака. Впечатляет темно-синий потолок со свисающим плафоном в центре, имитирующим звездное небо.

 
На состоянии синагоги сказались исторические события. Построенная в конце XIX века, она стала местом молитв, собраний и учения ошмянских евреев.

 Во время Великой Отечественной войны на территории, прилегающей к синагоге, было создано гетто, в котором содержалось около 4-х тысяч лиц еврейской национальности.
В послевоенное время синагога перестала использоваться по прямому назначению и была передана под склад районной потребительской кооперации.
 С 2012 года она находится в ведении отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Ошмянского райисполкома. Были разобраны конструкции советского времени, установлена подсветка.
Сотрудники музея следят за порядком возле синагоги и внутри здания.
К сожалению, ошмянской синагоге еще необходим большой объем работ по реставрации здания.
 
                ***               
               
Рядом с домом где я жила была  городская пекарня.
Темно-коричневого кирпича окна были замурованные и всегда казались мне мистически таинственными
 Рядом с пекарней было небольшое поле, где мы,детьми, любили играть.
Одна из наших любимых игр была штандр ...
Я до сих пор не знаю откyда произошло название этой игры.
Mяч брoсался высоко в небо и человек, который бросал мяч называл имя одного из играющих.
 Мы все быстро разбегались, насколько возможно далеко от центра.
Как только мяч был пойман ведущим все останавливались и ведущий старался попасть мячом в одного из нас.
Если он попадал, то новый становился руководителем игры.   
 Мы все любили играть в эту игру.
В один из  осенних дней, когда  дни уже становилось короче, мы играли в штандр.
Солнце уже зашло за горизонт. 
Сумеречный свет необыкновенен и романтичен.
Он освещал поле на котором мы играли,падал на стены старого тёмно кирпичного здания синагоги,которые  в его освещённости, приобретало новые, необычные мне черты.
 Тени,бегающих по полю детей, отражались  на его стенах.
Становилось  всё темнее и темнее. И  кто-то бросил вместо мяча в небо  камень.
Он ударил одного из мальчиков, его крик ударил всех нас.
Мальчик выздоровел, но на протяжении длительного времени мы больше не играли в эту игру.

Одним ветреным осенним днём у стены пекарни,которая служила мне укрытием от ветра, я смотрела на быстро бегущие облака и как бы спрашивала их
-почему люди могут быть так жестоки?

                ***
Я уже давно выросла, много лет живу на другом континенте, но до сих пор не нашла ответа на свой вопрос.

Недавно просматривая страницы мемориальной книги Ошмян я увидела картину знакомую мне с детства.
Много изменилось с тех пор как былo снято фото.
Папа Меир рассказал мне, что сразу после войны в здании синагогоги был продовольственный склад.               
Мука,крупа,соль, сахар,спички,мыло.Он был назначен заведующим этого cклада военкомoм  города.               
 Позже, где-то в конце пятьдесятого года, Ялов Николай Ефимович,мой отец, работал там директором хлебозавода.
 Рядом к стене  синагоге был пристроен цех по выпечка хлеба, а в здании   синагоги хранились продукты необходимые для выпечки хлеба и производился замес хлеба.
                ***
Более тридцати лет  прошло с тех пор как я покинула свой  родной город Ошмяны.
Я хочу посетить это место. 
Ищу в сети интернета фотографии города.
Сколько изменений я вижу,много нoвых зданий, узнаю центральною площадь, здание универмага, вижу дорогу,соединяющею центральную Советскую улицу с улицей Мицкевича.
 Сколько раз я бегала по этому переулку .
Это переулок моего детства,ведущий прямо к дому.
Как я благодарна неизвестному мне фотографу, который сумел увидеть в древних булыжных камнях что то достойное.
Я как бы снова пробежалась по ней ,пробежалось по детству,юности.
 Этот переулок так же выводил к зданию синагоги.               
 
Я продолжаю свой поиск видов города и  вдруг  неожиданно  вижу фотографию нашей синагоги .
Как будто  солнечным светом вдруг засветился мой компьютерный экран.
Я вижу в полукруге, в верхней части стены,  ивритские буквы, рассматриваю фотографию, и теплое чувство наполняет меня.
Жива ещё наша синагога!
Взгляд скользит, я читаю
“Склад стеклотaры. Ошмяны”,1991
Фото Михаила Хейфеца.
Значит потом  ещё там был склад стеклотaры.               
 
В  фотографии - жизнь, жизнь еврейской общины города, людей которые справляли здесь свадебные обряды,  давали детям имена, справляли Бар-Митцвы,молились приходили сюда на праздники и учили свои вечные  книги.
Синагога была центром еврейской жизни.
Вся жизнь евреев, с рождения до чтения кадиша об ушедших в другой мир,  проходила  в её стенах,       
Это фото не плач по утраченному, по уходящей  истории моего народа.
Это фото как бы приглашало меня, звало меня к себе, в нём лучилось столько света, как бы сама жизнь людей не ушла куда-то, а долгие годы  витает здесь, найдя себе пристанище в стенах синагоги.               
                ***
Я росла в послевоенном городе,городе где жили всего несколько еврейских семей.
И хотя я росла, не зная моих родных погибших во время войны, необычное, трудно описуемое чувство близости их рядом со мной я ощущала,и пронесла его через всю свою жизнь.
Kаждый раз, когда мне было грустно я приходила к стенам здания и кто знает почему,- но я действительно чувствовала себя хорошо у стен этого здания.               
Это было для меня приятное тихое место , где я могла разобраться в своих чувствах, поделиться своими мечтами.
Там я писала  стихи, в которых делилась  своими мечтами или просто смотрела на  понорамму неба, на летящих  птиц.
Я хотела быть свободной, как они,увидеть мир.
 
- Я поделилась мыслями с облаками сегодня .
Ласково, ветер унёс их в открытое небо.
Чувства - они, как песня,
Mогут быть грустными,
Mогут быть счастливыми.

 - писала я там осенними днями,не зная и не понимая многого,скрытого от меня в то время.
Сегодня  я поняла, что это там зарождался мой сборник Элульских стихов.
Продолжение этих строчек написано много лет назад,уже в Канаде.               
               

                ***


Вот если б не было войны.
Я бы росла в большой семье.
 И было бы у меня со стороны мамы пять дядьёв и много двоюродных братьев и сестёр.
 Все бы мы собирались за одним большим шаббатним столом в пятницу вечером
Если бы не было войны я бы росла  в большой семье с бабушками и дедушками.
 Если это не было войны и революции я бы   в 1958 году, когда мне исполнилось двенадцать лет, праздновала свою Бат Мицву  в красивой синагоге.
Её окна светились бы красивыми стеклянными витражами, а на стенах висели бы красивые гобелены с библейскими мотивами,
С  тёмно синего купола расписного,как звёздное небо, спускался бы светильник.   Он бы освящал  раскрытую для чтения тору и меня и моих родных и моих друзей. И все бы поздравляли моих родителей и желали им "нахес  от  тохтер"  и говорили бы"а шейне маиделе" показывая на меня.
 А кантор пел бы красивые молитвенные  мелодии. 
 
Но  была война и была революция, и все это не случилось и всё это было  забрано  из моей жизни.
               
                ***

Я по прежнему спрашиваю облака тот же вопрос.
 "Почему люди так жестоки?"
Один день, я хочу посетить это место со своими внуками.
Я надеюсь, что к тому времени, я найду ответ на мой вопрос. ;
И мои внуки будут играть свои детские игры не беспокоясь о том что кто-то бросит  камень в небо