Апачи. Идущие по следу

Юрий Дым 61
   
Вариант с картинками здесь:  https://vk.com/club87908871



/ пер. дым61 "Apache Scouts", "Apache scout - Wikipedia", "Huachuca Illustrated, vol 1, 1993: Apache Scouts in the Punitive Expedition", "La apacher;a en el siglo XX"/... 

( Плюс ссылка на док. фильм "Аризонская пустыня", от ведущего мирового специалиста по выживанию Рэя Мирса, показавшего на практике методы выживания в пустыне, по инструкциям апачей.)


                Идущие по следу.


  Почему апачи-следопыты служили своим врагам, «белоглазым»? Логично было бы назвать их предателями своего народа.  Апачи быстро теряли свои земли и переставали быть воинами в резервациях, поэтому работа скаутами, как казалось, способствовала к сохранению боевой формы и к относительной свободе. К тому же, многие апачи-воины уже понимали, что тропа войны приведет к полному уничтожению народа.  Добавим сюда личные счеты и неприязнь между апачами в своем внутреннем кругу. Однозначно, что без помощи апачских скаутов армия долго еще не смогла бы победить их свободных, находящихся в вечных бегах, соплеменников….  Следует помнить, что скауты не были ни трусливы, ни жестоки. Они добровольно выполняли работу,  которая была неприятна во многих отношениях, но должна была быть сделана для того, чтобы положить конец разрушительной эпохе и даже спасти многие жизни людей...

Однако, что вполне «в стиле» колонизаторов,  скауты были сосланы в тюрьму Флориды  и Боско-Редондо ( Нью-Мексико) вместе с теми, кого выслеживали.  То есть, "мавр сделал свое дело"… Капитан Бурк заметил по этому поводу, что "не было более позорной страницы в истории отношений с индейцами, чем предательство скаутов-апачей, которые неизменно хранили нам верность"...

Их выбор может быть поставлен под сомнение, но не их храбрость.

 Апачский  следопыт  был  членом   племени,  обученным навыкам разведки,  чтения следов и методам выживания в различных условиях и обстоятельствах.  По утверждению Тома Брауна ( под вопросом), только у  Липан, Чирикахуа и Мескалеро  были  особые общества  следопытов.  Конечной их целью   была  защита  людей  группы  от врагов, определение  места  для  новых стоянок лагеря и выслеживание дичи.   Важно различать этих  следопытов от  апачских  скаутов, нанятых армией   во времена  индейских  военных кампаний.

( Отдельные племенные общества профессиональных следопытов - это конечно очень интересно, но утверждения Тома Брауна-младшего, к сожалению, ничем не подтверждаются, из имеющихся многочисленных исследований культуры апачских племен... Однако, можно сказать с уверенностью, что каждая из групп апачей представляла из себя то самое "общество" следопытов, разведчиков, выживальщиков и т.д... Американский спецназ - даже -  во многом строился на тактике выживания и ведения малой (партизанской) войны апачей. Ссылка на центр скаутов Аламо:  Special Forces Special Tribal Traditions)    


По утверждению Дж. Бурка, апачи были самыми совершенными и идеальными следопытами-разведчиками, каких только можно найти во всем мире. С соколиным зрением, походкой крадущейся пантеры и тонким слухом. При отсутствии спичек, они без проблем добывали огонь трением, на что уходило в среднем от 11 до 45 секунд.

 Опытные следопыты передавали свои знания  молодым   членам  племени  в течение очень долгого времени.  Маленькие дети   находились под постоянным наблюдением  и  те из них, кто   имел успехи  в определенных областях,  таких как  удачное отслеживание животных  на охоте, хорошая  общая физическая подготовка   и самоотверженность —  отбирались,  чтобы подвергнуться  более  глубокому  учебному процессу.

(Следует понимать, что все дети апачей проходили очень тяжелую школу жизни, необходимую для выживания, а начиналось их обучение буквально с пеленок. С детства, мальчики- апачи учились владеть всем имеющимся в арсенале оружием: камни/праща, стрельба из лука, рукопашная борьба, ножи, пики/копья  и различный огнестрел; подвергались многим испытаниям, таким как бег на дальнюю дистанцию, по пересеченной местности, либо взбирание на гору/скалу с водой во рту.  Верховая езда занимала не последнее место. (Панчо Вилья в своих знаменитых конных налетах использовал слегка модифицированную технику апачей, с которой был хорошо знаком  еще с молодых лет).  Организм ребенка закалялся в регулярных купаниях во все времена года... И так далее…)
 
Обучение включало  в себя  методы  маскировки/невидимости, а также наблюдения и преследования.  Искусству чтения следов и выживания уделялось особое внимание. Следопыт должен был уметь добыть воду и огонь,владеть имеющимся в обиходе вооружением, знать все растения ареала, а также их полезное применение, включая корневую часть. Поэтому их и называли «люди –тени» и «призраки».   Следопыты в итоге превращались в непревзойденных мастеров своего дела, выделяющихся  на фоне остальных  простых  членов группы или клана.
 
Следопыты осваивали  очень сложную систему отслеживания, используя  микроскопические   топографические особенности каждого следа. Эти особенности могли сказать о скорости, с которой  передвигался  человек, о его массе и даже как он выглядел и к какой расе относился.  Некоторые эксперты по отслеживанию, такие как Том Браун младший  утверждают, что  скауты могли  даже знать, был ли  преследуемый  голоден,  либо даже беременен. ( Все утверждения Т. Брауна под вопросом. Книги его по "школе выживания" липан-апачей написаны в духе "дона хуана", с мифическим "учителем" Дедушкой и так далее. Хотя сама школа Брауна, как таковая,  работает и дает свои весьма положительные результаты. Подробней здесь: https://www.trackerschool.com/ ).

В безводной пустыне, под палящим солнцем, следопыты могли пройти до 40 миль в день без устали, преодолевая при этом крайне пересеченную местность. С полным равнодушием и к дождю и к снегу, от которых насквозь промерзали их белые попутчики.


Следопыт-апач  добывал пищу и воду там, где белый, идущий рядом с ним,  умер бы от голода. Дубовые рощи снабжали его желудями, плоды известных только ему растений запекались на углях. Многие из кактусов имели съедобные семена и плоды, но не зная этого, белый человек проходил/проползал  мимо.

Листья и стебли агавы (мескаль), также шли в пищу. Не забываем про луковицы тростника и дикий картофель, которые могли изыскать, опять же, только апачи, в совершенстве знавшие свою страну. Список можно продолжить до бесконечности, ибо это уже - совершенно отдельная наука.

При следопыте, в обязательном порядке, имелось при себе шило, игла и сухожилия, плюс к этому запасные подошвы мокасин, без которых в пешем рейде верная смерть... Едва заметная царапина на коре, примятая травинка и любой намек на оставленный след - ничто не ускользало от их внимания.



Далее, пересказ по переводам Андрея Каткова: http://www.proza.ru/avtor/coacuche

/ ...Капитану Дж. Кремони (1815-1879)довелось наблюдать лично демонстрацию маскировки в пустыне, от воинов апачей-мескалеро. Он отворачивался на несколько минут, давая возможность апачу спрятаться, после чего поворачивался и ошеломленно крутил головой по сторонам, ибо вокруг был только песок и редкая растительность, в виде кустарника. Кремони начинает кричать, призывая апача появиться, и тот возникает буквально у его ног, из-под песка и редкого кустика. Так же, зарываясь в песок у ствола юкки, с привязанным к нему лоскутом красной ткани, апачи охотились и на антилоп... /


При обнаружении преследуемых, используются различные способы маскировки, дабы не выдать себя при появлении (на возвышенности, пр...) С венком из травы и листьев на голове, ведется наблюдение и делается анализ увиденного. А анализ этот порой просто поражал воображение находившихся рядом армейцев.


            Из воспоминаний лейтенанта Мариона П. Мауса:

…В походе,   было  интересно  наблюдать за методами разведки и слежения, которые применяли наши апачи для получения информации и предотвращения различных  неприятных неожиданностей.  Все это наглядно показывало нам, чего  можно было  ожидать от индейцев, которых мы преследовали и которые  использовали такие же   методы.  Превратить  скаутов-апачей  в полноценных  солдат и  управлять ими  было невозможно  и вскоре такие попытки были оставлены.    Среди них были многие,  за кем тянулся кровавый след;  один,  по имени Датчи, в свое время хладнокровно убил белого   в окрестностях  форта Томас  и за ним была объявлена охота...  Их система прикрытия флангов  и выставления  авангардов была прекрасна, а  как только  колонна  вошла в лагерь,  сразу были выставлены посты, следящие за каждым подходом.  Все это было сделано бесшумно и  быстро, без лишних разговоров.  Для разведчиков в военное время, они были идеальны.    Жилистые и невысокого роста, они были быстрыми и неустанными в горах, в отличие от белых.  Носили  солдатские кители, от которых отказывались во время боевых действий.  Легкие солдатские  штаны из нательного белья, набедренная повязка  и высокие мокасины.  На марше, солдатский китель часто выворачивался наизнанку, показывая лишь серый подклад.   Ничто не  ускользало от их внимания, когда они крались в своей бесшумной обуви.  Днем разводили мелкие костерки из сухой древесины,  дабы избежать лишнего дыма, а ночью огонь  делали в ямах, в скрытных местах, соблюдая невидимость.  Если рядом есть возвышенность, то наверняка следопыт апач уже там и, оставаясь  сам невидимым, внимательно осматривает окрестности…  Один из разведчиков, сержант  по имени Руби, постоянно находился вблизи меня в то время, как я охотился.  Я решил, что это просто от любопытства, но он вдруг внезапно  подошел   сзади  и сказал мне немедленно возвращаться.  Поблизости  им были замечены  враждебные  следы...

http://www.discoverseaz.com/History/Capt_Maus.html
 
Впечатления журналиста о способностях знаменитого Апаче Кида.http://www.proza.ru/2016/11/25/347

"У Кида было поразительно острое зрение" - писал журналист, который знал многих из тех, кто позже преследовал чирикахуа-апачей.
 Однажды  армейский офицер , командовавший отрядом , где скаутом был  Кид,  рассказал об этом корреспонденту:  "В один прекрасный день, когда я был с  Кидом  на скале с видом на обширную равнину, разведчик апачей сообщил, что замечена группа людей, на расстоянии около 24 км.  С помощью бинокля, офицер едва мог увидеть лишь несколько маленьких точек , движущихся по равнине.
Взглянув в ту сторону, Апаче Кид  смог различить не только количество людей  в отдаленной группе, но и количество белых мужчин, индейцев и лошадей и мулов, которые были в  группе.  Офицер встретился с этой группой чуть позже и обнаружил, что в докладе  Кида все было абсолютно правильным. Такая острота зрения может рассматриваться как нечто из ряда вон выходящее, и это было так в действительности, но этот случай также показывает , что Кид не только имел  острое зрение, но  и острый ум. На  таком расстоянии Апаче действительно не мог  увидеть разницу между белыми и индейцами, а многие из них были в той группе, но  он применил свой жизненный опыт,  учтя все известные нюансы, плюс  столбы пыли и прочие моменты.  Эксперт  апачей может   заметить разницу  между лошадью и мулом почти так же далеко, как вы можете увидеть что - нибудь еще. Мулы с поклажей и оседланные лошади, все они двигаются по разному и опытный глаз сразу обращает на это внимание.  Белые мужчины и  индейцы не сидят на своих лошадях одинаковым образом, так что отличить их на расстоянии - это  больше вопрос наблюдательности, опыта и дедукции, чем все остальное.
Этот "подвиг"  Апаче Кида  был связан не только с его феноменальным зрением, но и с его умом, воображением и интеллектом.

 В наше время, такие известные мастера выживания, как Рэй Мирс и Лес Страуд, проходили через пустыни Юго-Запада, применяя все известные методы апачей к поиску пищи, воды, добыванию огня, изготавливая по пути оружие и орудия труда,о чем есть замечательные документальные фильмы и здесь один из них, "Аризонская пустыня"
https://vk.com/video-64963557_167665170
 
Апачские   следопыты  были  частью армейских индейских   скаутов Соединенных Штатов, большая часть их  работы приходилась на   время апачских войн до 1886 года, хотя последний  скаут  ушел в отставку   в 1947 году.  Апачские  скауты были глазами и ушами вооруженных сил Соединенных Штатов и иногда выступали в роли обычных   переводчиков для различных апачских групп и американцев.

Разведчики -апачи  получали  такую же зарплату,  как регулярные войска: 13 $ в месяц.  Сержанты имели от  $ 21 до $ 25 в месяц;   всем выдавалось армейское обмундирование,  патронташи, боеприпасы,  винтовки  и карабины   45.70 калибра, все точно так же, как обычным солдатам.  Генерал Крук относился к разведчикам справедливо и они уважительно называли его Нантан Лупан ( Серый/Седой Волк).
   
Армия на первых порах не предоставляла  лошадей для разведчиков, так что во многих миссиях   они  передвигались  пешком,  поражая очевидцев скоростью, порой превосходящей саму кавалерию.  Через некоторое время им разрешили использовать собственных лошадей, прибавив  немного зарплату за это...
Во время походов, армейцы нередко имели возможность наблюдать, как скауты традиционно готовятся к бою, исполняют племенные обряды, поют и танцуют...

В резервациях, которые апачи считали тюрьмой, все завидовали тем воинам, которым удалось записаться в скауты. И дело здесь не в деньгах, а в самом понятии "воин", что было немаловажно. Поначалу, когда скауты помогали армии  против своих традиционных врагов, все было ясно. Когда их стали привлекать против своего собственного народа, возникли разногласия... 
 
Апачские  скауты  принимали участие  в войне Навахо, войне  Тонто, мексиканской  Приграничной Войне. Также известно, что они ( именно следопыты) воевали во времена   Первой  и Второй мировых  войн( по ссылке : Special Forces Special Tribal Traditions)

Было  много написано  об апачских скаутах,  как  в армейских отчетах, так и  в различных газетах и книгах.  Известными командирами подразделений апачских скаутов были Том Хорн и Эл ( Альберт) Сибер.   По существовавшим правилам, все скауты  включались в списки с англо-язычными  прозвищами и именами.   Многие апачские  скауты получили  различные государственные награды. 

 Важно отметить, что апачи  одной группы часто были смешаны  посторонними, говорящими даже на других языках. Однако,   они определяли себя свободными группами,   связанными с определенным географическим районом.  Группа была полу-кочевой и имела  связи родства с соседними группами. Но если  группа  западных апачей  не имела многих связей с группой  восточных апачей, то даже могла относиться к ним с определенным недоверием.  Апачские   скауты обычно группировались  по принципу землячества.

Скауты  Тонто, к примеру,  были приняты на работу, чтобы помочь генералу Круку  в поисках  группы вождя    Делшая, которая сбежала  из резервации форта Верде.  Они, вместе со своим командиром Элом  Сибером, прошли  практически  через  все индейские кампании.   

 Скауты Белой Горы  служили   при лейтенанте  Чарлзе Б. Гейтвуде из  форта Апач   в 1885 – 1886 годах.  Генерал  Джордж  Крук  дал высокую оценку этому подразделению, состоящему из нескольких племенных групп:   "Чирикахуа  были самыми  энергичными, неутомимыми и   самыми эффективными из их команды". Этих  скаутов, тем не менее,  засадил  во Флориду  в заключение генерал Майлз, наряду с теми, которых они  сами же и выслеживали  в течение шестнадцати месяцев в 1885 и 1886 годах.  Они  находились в качестве военнопленных,  наряду с остальной частью группы Джеронимо,   в течение двадцати шести лет  до того, как были "выпущенными"...   
            
Апачские  скауты Уорм-Спрингс   служили   при лейтенанте  Бриттоне   Дэвисе и  занимались выслеживанием Джеронимо и Наны.    В 1885 скауты  мескалеро были с конницей майора Вэнма Хорна, которая пыталась  пресечь  попытку  Джеронимо, Нана и других от пересечения Рио-Гранде  вблизи  форта  Стэнтон.

Апачские  скауты мескалеро служили с армией во время войны навахо в 1863 и 1864. Одно из последних сражений  с участием этих  скаутов, произошло вдоль реки Пекос  (Территория  Нью-Мексико,  4 января 1864г.) После того, как группа приблизительно из 100 воинов навахо совершила рейд на резервацию  в Боско  Редондо, местный индейский агент привлек   скаутов мескалеро  к преследованию налетчиков  и  в конечном счете догнал их в Пекосе. Когда  схватка  началась, навахо поняли, что они не  смогут убежать со  стадом украденного домашнего скота, и таким образом, они заняли оборонительные позиции, чтобы попытаться отбиться от  преследователей. Первоначально, навахо были успешны в удержании своих позиций, но вскоре начали подтягиваться армейцы  и после  долгого сражения,  навахо были вынуждены отступить без  домашнего скота, оставив на месте боя   около   сорока  погибших.   Не было никаких жертв  среди американцев или апачских  скаутов, и они  стали богаче на  пятьдесят лошадей и мулов. Меньше чем две недели спустя,  полковник Кит Карсон  привел свою карательную  экспедицию в  Каньон де Челли, сердце территории навахо, захватив большинство жителей и  тем самым, закончив  эту войну.


Апачские   скауты  использовались  армией Соединенных Штатов в течение большинства апачских войн, но  начало этому было положено   приблизительно в 1870 году, когда генерал Джордж Крук ввел идею включить в список всех  кампаний  индейских скаутов. Однако,   в то время  еще не  очень  многие  из  апачей были готовы присоединиться к Круку,  и  таким образом, он был вынужден принимать  на работу  представителей  из  различных племен   Юго-Запада.   Большинство скаутов Крука  были  апачами, разделенными  на две команды, но сначала были также навахо, пима, яки, опатас, папагос, валапаи  и пайюты,   а также  - небольшое количество белых и мексиканских скаутов.   Крук   позволял любому захваченному  в плен  апачскому  мужчине присоединяться к своим скаутам, полагая, что «чем более  дикий апач,  тем больше он, вероятно, будет знать хитростей и уловок,  для  выслеживания  врагов в горах».    В то время,   как  Крук принимал на работу местных жителей, чтобы  они работали на него,   он также боролся против  враждебных  представителей западных апачей  и   племени  явапаи,   на территории центральной Аризоны.  Во время кампании  Tonto Basin Campaign   в 1872г., Крук   применил   навыки скаутов в  Battle of Salt River Canyon, 28 декабря. Более чем 100 мужчин  явапаи и тонто,  плюс женщины и дети,   скрылись  в пещере, выходящей на Соленую реку. Приблизительно со  130 кавалеристами и   тридцатью скаутами,  Крук напал на пещеру, убив семьдесят шесть человек  и захватив  в плен  тридцать четыре. Генерал  закрепил  победу  в бою  на  Turret Peak , 27 марта 1873, в котором были убиты еще пятьдесят семь апачей  явапаи и тонто. Только один человек был убит  со  стороны  американцев во время обоих  сражений,  а вскоре после  этого,  явапаи  и тонто    начали стекаться к Кемп-Верде, чтобы сдаться. 


Война еще не была закончена и маленькие группы  явапаи  и апачских налетчиков продолжали  беспокоить  армию и поселенцев в и вокруг   Tonto Basin,  в течение  последующих двух лет и более. Противостояние выражалось главным образом из редких перестрелок,  но этого было достаточно, чтобы заставить скаутов напряженно трудиться. Одна из этих перестрелок произошла 1 ноября 1874г. после того, как  тонто апачи   украли   домашний скот у  владельца ранчо. Приблизительно сорок апачских   скаутов и кавалеристы были тогда посланы из Кемп-Верде, чтобы преследовать  воров, и они догнали их в   Sunset Pass,  около   реки  Литтл Колорадо. Во время  последовавшей схватки,   лейтенант Чарльз  Кинг был тяжело ранен в руку  и   спасен его людьми, которые еще  сдерживали воров   в течение некоторого времени, но в  конце концов получили приказ к отступлению.    Кинг позже написал книгу, названную   "Sunset Pass",  о своем участии  в  событиях на территории Аризоны, вместе со скаутами апачами.  По окончании кампании, генерал Крук   отбыл из Аризоны  на Территорию Дакоты в 1876. Полковник Август П. Коц (Kautz)  принял команду над скаутами, и он  возглавил  третью кампанию в начале 1877 года и  начало четвертой  в 1878. После принятия управления  скаутами,  Коц  написал:  «Эти скауты, при поддержке  некоторого количества кавалеристов,  были чрезвычайно эффективны  и добивались успеха всегда, за одним или двумя исключениями, в нахождении каждой  из групп индейцев, за которыми они вели преследование»



 
               
Special Forces Special Tribal Traditions



https://en.wikipedia.org/wiki/Apache_Scouts



 


Apache Scouts in the Mexican Punitive Expedition of
1916.”


https://apacheria.es/la-apacheria-en-el-siglo-xx/






Фильм "Аризонская пустыня"  https://vk.com/video-64963557_167665170



Воспоминания апачей, включая бывших скаутов, в переводах Андрея Каткова:
http://www.proza.ru/2016/11/21/828