Индейцы Флориды. Похой

Игнат Костян
В испанских источниках конца ХVI начала ХVII веков есть упоминание о маленьком коренном народе Флориды, некогда проживавшем в северо-восточной части территории, так называемого «рукава» залива Тампа.
Испанцы почему-то называли это племя похой (pohoy, также pojoy, pojoi, pooy, posoy, pujoy), и на момент первого письменного упоминания о нем в 1608 году это племя входило в альянс народа токобага, совместно с которым проявляло агрессию по отношению к племени потано, вставшего на путь христианизации.
В ходе проведенных археологических раскопок на всем побережье Тампы, установлено, что в период первых десятилетий ХVI века испанцы исследовавшие залив могли наблюдать там существование трех или четырех вождеств. На северо-западе «рукава» залива Тампа находился город Токобага, на юге восточного побережья этого же залива – город Узите, в устье реки Алафия, также на восточном побережье залива, выше города Узите стоял город Мокосо, и четвертый город располагавшийся в северо-восточной части «рукава», возможно, в устье реки Хиллсборо (Hillsborough River) назывался, как считает исследователь Джеральд Миланич,  Капалойе(я) (Capaloey). Этот город был столицей племени похой. Название «похой», по мнению ученого, является производным от название вождества Капалойе(я) (Capaloey).
В документах первых испанских экспедиций Панфилио Нарваэса 1528 года и Эрнандо де Сото 1539 года есть лишь упоминание о таком городе, но сообщений о том, где он точно располагался, и заходили ли в него испанцы, или каким-то иным образом контактировали с его населением, не имеется. Однако отсутствие документальных свидетельств еще не доказывает того, что контакта между испанцами и индейцами вождества Капалойе не было вообще. Со всей очевидностью можно говорить лишь о том, что в тех индейских городах, где побывали испанцы экспедиции де Сото, после их ухода, начинался  массовый мор коренного населения.
Поскольку вождество Капалойе соседствовало с теми городами где, как мы знаем, в точности побывали конкистадоры де Сото, то со всей уверенностью можно констатировать, что индейцев этого вождества также, как и их соседей Мокосо и Узите, постигла та же беда – эпидемия оспы, перенеся которую, численность племени похой (если согласиться с выводами Миланича о том, что Каполойе – столица вождества похой), сильно сократилась.
Похой, как полагают исследователи, первоначально, в период первого испанского правления говорили на диалекте языка племени токобага,  и входили в военный альянс этого племени. 
Исторически территорию, прилегающую к заливу Тампа, относят к области археологической культуры Сэйфити-Харбор (Safety Harbor culture).
Общество индейцев племени похой до начала ХVII века было организовано по принципу вождества, поселения которого располагались вдоль береговой линии в районе устья реки Хиллсборо. Протяженность территории занимаемой племенем вдоль побережья составляла 24 км, и вглубь полуострова около 32 км.
Каждое поселение племени похой управлялось местным вождем (кациком), власть которого передавалась по наследству. Помимо кацика в управлении городом принимал участие Совет, состоявший из знатных членов общества похой. Огромная роль в управлении, также отводилась жрецам и военачальнику, которые, как правило, состояли с правящим кациком в кровнородственных отношениях.
Центром политической власти похой, как полагают ученые, был город Капалойе. Город имел прямоугольную форму. В центре площади города возвышался храмовый курган, на котором располагалось святилище. Курганы в городах похой имели пирамидальную форму с усеченным конусом. На вершинах курганов располагались дома кациков. Все без исключения курганы имели пандусы для подъема и спуска людей.
Вокруг площади, по периметру города стояли дома простых людей за ними, практически за чертой города стояли хижины рабов или пришельцев, то есть людей имевших самый низкий социальный статус.
«Навозные кучи» – насыпи из раковин моллюсков, мусора и всяких там отходов, находились за чертой городов преимущественно у берега моря.
Индейцы похой были охотниками и собирателями, Наряду с охотой на морских животных, они охотились на дичь, изобиловавшую в лесах и на болотах.
По видам деятельности их общество являлось специализированным: воины, ремесленники, рыбаки, охотники, смотрители на кладбищах, алтарники (служившие при святилищах) и др.
Черепки керамики, найденные в навозных кучах похой, как правило, не имели какой-либо отделки или инкрустации. Зато керамика, найденная в ходе раскопок курганов, была украшена характерным набором причудливых конструкций и символов, что говорит об ее использовании исключительно лицами высших слоев общества.
Захоронения похой представляли склепы-гробницы из дерева, где находились тела покойников до захоронения. Склепы устанавливались у храмового кургана. После того, как тело разлагалось, индейцы собирали кости и перезахоранивали их на периферии курганов, а склеп сжигали. Выставленные до захоронения тела покойников часто становились добычей диких животных. Для того чтобы не допустить глумления над телами, похой выставляли дежурных из числа пленников, в обязанности которых входило не только «наслаждаться» запахами тления, но и отгонять хищников.
До 1608 года об индейцах похой, после их возможного контакта с де Сото в 1539 году, ничего не было известно. В начале ХVII века, как указывают испанские источники, индейцы похой в союзе с токобага враждовали с племенем потано. В 1611 году в устье реки Сувонни похой и токобага напали на испанский обоз, следовавший в миссию потано. В ходе нападения они убили несколько индейцев потано сопровождавших обоз, после чего завладели грузом.
В 1612 году в нижнем течении реки Сувонни испанцы провели ряд карательных экспедиций против враждебных индейских племен, после чего прошли вдоль побережья залива Тампа или как тогда это место называли испанцы «Эспириту-Санто», где подвергли зачистке ряд поселений похой и токобага.
Поскольку основной удар испанской армады пришелся на города токобага, то последние вскоре потеряли свое влияние в регионе, а их союзники племя похой на несколько десятилетий стало доминирующим во всем регионе Тампа-Бэй.
На протяжении всей своей истории племя похой оставалось враждебным по отношению к испанским колониальным властям и в 1634 году вступило в Конфедерацию племени калуса. «К провинции короля Карлоса присоединились домены похой и островитяне матекумбе», – писал губернатор Флориды королю Испании. Испанские источники того времени указывают на город Посой (Posoy) – столицу племени похой, который располагался  «на берегу реки в шести лигах от города Токобага». Ряд одних исследователей считает, что это город стоял у реки Хиллсборо, ряд же других, указывают на место его нахождение у реки Алафия.
В 1680 году испанская военная эскадра, выйдя из устья реки Сувонни, попыталась пройти вдоль западного побережья Флориды и, таким образом, попасть в земли враждебного испанцам племени калуса. Однако, дойдя до южной оконечности залива Тампа, испанцам на суше преградили путь индейцы похой, выполнявшие перед калуса свой союзнический долг. Кацик похой объявил испанцам свои требования – немедленно поворачивать обратно, в случае неподчинения – война. Однако испанцы пренебрегли предупреждением вождя похой и двинулись в направлении городов калуса. Пройдя несколько поселений, испанцы остановились, и, не став более искушать судьбу, повернули обратно. По мере продвижения к побережью, испанцы несколько раз подвергались атакам похой: «Мерзкие дикари прятались в зарослях и оттуда обстреливали нас из духовых трубок. Так продолжалось на протяжении двух дней, пока мы не погрузились в шлюпки, на которых отправились к своим кораблям, стоявшим на якорях в бухте», –  гласила запись в судовом журнале экспедиции.
В этот же период испанцы несколько противоречиво отзывались о индейцах похой: «Жители города Посой (Posoy) – союзники короля калуса, в отличие от тех более послушны».
По данным переписи 1680 года проведенной испанскими колониальными властями в отношении коренных индейских племен Флориды, численность похой на то время составляла всего 300 человек.
Спустя 19 лет на период 1699 года, земли, где находились города похой, почти обезлюдили, вся территория этого племени, как указывал губернатор Флориды «находились в основном в запустении». Причина сего запустения, как считает Джеральд Миланич – войны с криками, а также прокатившаяся волна эпидемий.
В отчете испанской экспедиции 1699 года, обследовавшей регион залива Тампа город Посой упоминался два раза, однако сведений о том, что испанцы посещали этот город, в указанном документе не содержится. Однако испанские источники периода 1680 – 1699 годы отчетливо указывают на факт того, что в территорию племени похой на то время входил также и прибрежный регион реки Алафия, а индейский город Элафай (Elafay) на пути продвижения экспедиции испанцев в залив Тампа «был следующим за городом Посой. В Элафай проживало 40 индейцев, а в Посой – 300».
Исследователи полагают, что группа индейцев называемых в испанских источниках «алафаями», проживавших в городе Элафай и его окрестных деревнях, вероятнее всего являлась подгруппой племени похой.
К 1699 году город, или, как тогда это поселение называли испанцы «деревня Элафай» они нашли заброшенным. В записях испанцев 1734 года упоминается лидер индейцев алафаев по имени Дон Антонио Похой, который идентифицировался как вождь общины похой «Алафаиас Костас» (Alafaias Costas nation).
К началу ХVIII века выжившие после набегов криков, а также эпидемий, остатки племен похой и токобага были переселены на восток в окрестности Сент-Огэстина, где проживали там совместно в одной деревне.
Так же в 1720-е – 1730-е годы у Сент-Огэстина совместно с группами племен хороро и амакапира, зафиксировано проживание и других групп племени похой, вынужденных под давлением подстрекаемых англичанами криков покинуть свои дома на западе, и уйти на восток.
Подгруппа племени похой называемая «алафаи», также, под натиском племен-пришельцев была вынуждены покинуть исконно занимаемую территорию, и поселиться возле Сент-Огэстина в отдельном от похой и токобага поселении. В период между 1717 и 1723 годами, алафаи, как указывают испанские источники, «приняли крещение».
Кроме того известно, что часть племени похой в 1718 году мигрировала на северо-запад полуострова в провинцию Апалачи, также как и некоторые группы племени токобага. Но в отличие от соплеменников, проживавших возле Сент-Огэстина, похой и токобага из провинции Апалачи проживали в разных селениях и враждовали между собой. Задокументирован случай агрессии похой по отношению к токобага в 1718 году. Похой напали на деревню токобага, находившуюся в устье реки Вакисса (Wacissa – южно-центральная область, округа Джефферсон, штат Флорида – И.К.) и уничтожили практически всех жителей деревни.
Во время эпидемии оспы 1727 года многие проживавшие около Сент-Огэстина индейские племена, в том числе и похой практически вымерли.
Для выживших племен похой, хороро, макапира, алафаев и токобага, испанцы в 1731 году основали отдельное поселение, но уже в 1734 году губернатор Флориды  стал высказывать намерение об отправке каждого из перечисленных племен в свои родные земли. «От этих индейцев здесь нет более пользы, – писал губернатор Флориды в своем отчете. – Когда мы их переселяли к Сент-Огэстину, то думали, что они послужат нам надежной опорой и защитой в борьбе с дикими (имелись в виду племена «нижних» криков – И.К.) и их союзниками англичанами, но вместо того, чтобы защищать рубежи Сент-Огэстина они начали войну друг с другом.
Действительно испанские источники конца 30-х годов ХVIII века указывают на многочисленные вооруженные столкновения враждовавших между собой группировок племен проживавших в районе Сент-Огэстина.
В период 1738 –1739 годы похой систематически осуществляли набеги на поселения племени бомто и его союзников хороро, которых испанцы еще в 1734 году отселили от похой в район озера Окичоби, где проживали их соплеменники индейцы майяка. Причина вражды – отказ похой платить дань кацику бомто по имени Бонито.
Бомто также нападали на деревни похой. Так в 1739 году бомто под предводительством кацика Бонито напали на деревню похой, где они проживали совместно с индейцами и макапира.
В ходе столкновения погибло 20 человек жителей деревни. Бонито удалось тогда освободить из плена некоторых хороро бывших у похой рабами.
Как ни странно, но на то время похой все еще сохраняли свою преданность калуса. Узнав о нападении бомто на деревню похой, калуса вступились за своего давнего союзника и жестоко отомстили Бонито, напав совместно с похой в 1739 году на деревню бомто, а также поселения майяка располагавшиеся на юго-западном побережье озера Окичоби по соседству с индейцами племени хороро. Согласно испанским источникам во время рейда калуса и похой было уничтожено более 300 человек из враждебных им племен.
После этого инцидента племена похой, бомто и макапира навсегда исчезают из анналов истории. Как полагают ученые, похой вскоре стали частью племени тимукуа, которое впоследствии также пострадало от столкновений с криками и занесенных ими с материка болезней.