Короткие мысли

Лев Балашов
 

                Короткие мысли тем хороши, что они заставляют
                серьезного читателя самого думать.
                Л. Н. Толстой

                Философская мудрость выражается не только в логических рассуждениях
                и диалектических хитросплетениях мысли, представляющих собой
                цепь суждений, выводов, заключений. Она обнаруживает себя
                и в коротких мыслях, афористических высказываниях,
                являющихся как бы отдельными атомами мыслительного процесса.


1.
Как мы думаем, так и живем. Лучше думаем — лучше живем.

2.
Декарт говорил: я мыслю, следовательно, существую. Да, действительно, только мыслящий человек по-настоящему живет.

3.
Смысл человеческой жизни — в любви и творчестве. Любовь делает жизнь гармоничной. Творчество обеспечивает прогресс жизни.

4.
Бессмертие жизни так же реально, как бесконечность мира, и способом преодоления конечности индивидуального существования являются любовь и творчество.

5.
В эстафете родовой жизни человек должен стремиться к тому, чтобы факел его жизни не угас прежде, чем он передаст огонь другим людям, другим поколениям.

6.
Нужно жить так, чтобы день ощущался как год, а год — как жизнь.

7.
Жизнь человека священна. Всякий покушающийся на неё должен знать: убивающий других людей — убивает себя.

8.
Будем лучше думать о людях и они на самом деле станут лучше.

9.
Закон жизни: если хочешь жить лучше, то должен и быть лучше. 

10.
Склонность слабых людей — винить других в своих несчастьях.

11.
Бойтесь людей, говорящих резкие слова. Обычно за резкими словами следуют резкие поступки.

12.
В детстве и юности человеку всё представляется возможным. В старости он думает, что невозможного много, а возможного мало.

13.
Таланты развивают то, что создается гениями и подготавливают почву для появления новых гениев.

14.
Быть счастливым — это значит чувствовать себя сильным.

15.
Наслаждений жизни много, так много, что одному человеку не хватит и тысячи лет, чтобы испытать все их. Поэтому тот, кто хочет разумно жить, должен выбирать из всех массы наслаждений такие, которые полезны для него, для жизни.

16.
Любая физическая нагрузка является мощным противовесом всяким психологическим стрессам. Чем больше физики, тем меньше психики!

17.
Счастье — в полноте жизни, в том, чтобы все ее стороны — физическая, нравственная, духовная, эстетическая — были развиты и гармонировали между собой. Деятельным же выражением счастья являются любовь и творчество.

18.
Если выразить сущность счастья в двух словах, то это будет любовь и творчество.

19.
Воистину счастлив тот, кто умеет соединить качество и количество жизни, для которого не существует ситуации “или-или”: прибавлять жизнь к годам или годы к жизни.

20.
Говорят иногда: несчастье — хорошая школа жизни. Да, это может быть в отдельных случаях. Но: счастье — лучшая школа. И вообще-то, права поговорка: счастье ума прибавляет, несчастье — последний отнимает.

21.
Нельзя осчастливить человека, если он сам этого не хочет или не понимает.               
 
22.
Душа и дух различаются тем, что в понятии «душа» выделяется-подчеркивается индивидуальная составляющая духовно-психического, а в понятии «дух» — надындивидуальная составляющая, то, что привязывает-приобщает человека к человечеству, к его культуре (в религиозной интерпретации — к Богу, ко всему божественному).

23.
Человек без убеждений подобен флюгеру; куда ветер подует, туда и он.               
      
24.
Тот, кто путает религиозную веру с верой вообще, либо неискренен, либо глуп.

25.
Чем меньше человек знает, тем больше верит или, напротив, неуверен, страшится.

26.
Чем меньше мы знаем, тем больше испытываем тревогу, страх, неуверенность в себе, тем легче верим во всякие небылицы и вымыслы.

27.
Невежественен человек в тех случаях, когда другие знают, а он не знает.

28.
Чем объективнее взгляд человека на вещи, тем он более независим от них.

29.
Заблуждение — незнание, выдаваемое за знание.

30.
Правда — это истина, которая выражает или затрагивает чьи-либо интересы. Если она соответствует интересам, то за нее борются, ее отстаивают, защищают, распространяют. Если она противоречит интересам, то против нее борются, ее пытаются скрыть, утаить или извратить, исказить.

31.
Умным мы называем не того, кто много знает, а того, кто до всего или, во всяком случае, до многого доходит своим умом.

32.
Идеи — это цветы мышления; благодаря им оно плодоносит.

33.
УМ ЯРОК, РАССУДОК ЯСЕН, РАЗУМ ГЛУБОК.
Ум питает остроумие и находчивость.
Рассудок — отец благоразумия.
Разум рождает мудрость.       

34.
Интуиция — великая вещь, но без союза с логикой она беспомощна и даже вредна, превращается в легкомыслие и/или мистицизм.

35.
Мудрость — высшая степень разумности, почти физическая мощь мышления.

36.
Для того, чтобы быть мудрым, нужны две вещи: опыт и труд мысли.

37.
Мудрость рождается в союзе знания и умения. Она не в том, чтобы владеть истиной, а в том, чтобы уметь находить истину. И не в том, чтобы уметь, а в том, чтобы знать, как научиться умению.

38.
Мудрость не в знании самом по себе, а в том, чтобы уметь применять знание на деле, и не в умении самом по себе, а в том, чтобы принимать решения со знанием дела.

39.
Отвергать философию — это значит отвергать мудрость, ибо философия есть мудрость объединенного Разума людей.

40.
Здравомыслие — мера во всем, даже в том, чтобы соблюдать меру.

41.
Глупость — та или иная степень слабоумия. Каждый бывает слаб умом и, следовательно, каждый бывает глуп.
 
42.
Если просто дурак может быть опасен, то ученый дурак может быть опасен вдвойне.

43.
Идеал выражает стремление человека к совершенству и совершенному. Поскольку совершенствование беспредельно, постольку и идеал кажется недостижимым. Тем не менее, человек, не останавливающийся на достигнутом, всегда стремится к идеалу.

44.
Романтизм поддерживает стремление человека к лучшему, к идеалу, направляет его на путь самосовершенствования. В значительной мере благодаря романтизму существует некоторая дистанция между сущим и должным (фигурально выражаясь, между землей и небом).

45.
Романтизм нужен как некоторое противопоставление реализму. Реализм без романтизма бескрыл, превращается в узкий практицизм-прагматизм и даже в цинизм.

46.
Всякая большая цель начинается с мечты и “подогревается” ею, пока не достигнута.

47.
Цель воспитания — научить человека управлять своим поведением.

48.
В отношениях с ребенком должны в равной степени проявляться требовательность и чуткость.

49.
Самое действенное воспитание — это воспитание примером.

50.
Кто не учится, тот деградирует.

51.
Воля есть способность человека управлять своим поведением.

52.
Слабые духом склонны все усложнять, сильные, напротив, упрощать.

53.
Человек только тогда достигает чего либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств.

54.
Отсутствие самодисциплины ведет к тому, что даже маленькие препятствия преодолеваются с большим трудом.

55.
Делать что-либо на зло, мстить — только портить характер.

56.
Человек совершает подвиг, когда в исключительных обстоятельствах жертвует собой или своими интересами во имя других, во имя жизни.

57.
Мораль и право — те же правила дорожного движения, только применительно к человеческому общежитию и к жизни в целом.

58.
Если право опирается на авторитет силы, то мораль на силу авторитета.

59.
Право — это взаимодопущение и взаимоограничение свободы. Из взаимодопущения свободы вытекают разнообразные права человека. Из взаимоограничения свободы вытекают не менее разнообразные обязанности человека.

60.
Строгий закон плодит виновных, а нестрогий — преступников.

61.
Человек всегда свободен, изначально обладает каким-то минимумом свободы просто как живое существо; в то же время в нем заложено стремление к большей свободе, причем безграничное стремление. Отсюда все проблемы.

62.
Свобода — не всякая возможность выбора, а такая, которая создает условия для новой возможности выбора и так до бесконечности.

63.
Есть справедливость, порождаемая различием людей (по происхождению, условиям жизни и способностям-делам). Она выражается в древнеримском изречении: “каждому свое”
И есть справедливость, порождаемая сходством людей (природным равенством, равенством как представителей рода homo sapiens, как граждан государства и т.п.).
Абсолютизация одного из этих видов справедливости приводит к общей несправедливости.

64.
Всеобщее равенство, если и возможно, то только как равенство в бедности. 

65.
В моральных проблемах очень трудно удержаться между Сциллой ханжества и Харибдой цинизма.

66.
Выполнение долга конкретными людьми для здоровья общества имеет такое же значение, какое удовлетворение потребности имеет для здоровья отдельного человека.

67.
Добро в моральном смысле — это благодеяние, за которое человек не ожидает вознаграждения.

68.
Истинная доброта никогда себя не хвалит.

69.
Наличие зла и злых людей в мире вовсе не подрывает основы человеческого добронравия. Если люди болеют, то это не значит, что они не здоровы по своей природе.

70.
Кто нечестен в малом, тот вполне может оказаться нечестным и в большом.

71.
Кто унижает достоинство других, тот сам обладает невысокими достоинствами.            

72.
Воспитанный человек уважает окружающих и не переходит границ взаимоуважения, даже не задумываясь над этим, автоматически!

73.
Вам хочется грубых, развязных, циничных, подлых отношений с людьми?  — так ругайтесь. Но тогда не ждите от людей вежливого-уважительного отношения к себе.

74.
Мат, сквернословие — это духовная вонь. Кто ругается матом, сквернословит, тот не уважает ни себя, ни других.

75.
Всякий сквернословящий понижает уровень своих отношений с людьми до грубых, низких, подлых, площадных.

76.
Скромность и гордость дополняют и обусловливают друг друга. Скромность без гордости — самоуничижение; гордость без скромности — гордыня, высокомерие, надменность.

77.
О скромности много говорят те, кто не имеет иных достоинств.

78.
Женщина и мужчина — две половинки человека.
Мужчина без женщины — неполный человек и женщина без мужчины — неполный человек. Отсюда вывод: жизнь мужчин без женщин, а женщин без мужчин — их горе-несчастье, что бы они ни говорили и ни думали.

79.
Имя женщины — Любовь, имя мужчины — Борьба.

80.
Главное в женщине — красота. Главное в мужчине — сила. Сила женщины — в ее красоте. Красота мужчины — в его силе. Не случайно женский пол называют прекрасным, а мужской сильным.

81.
Женщины, думающие, что из соображений равенства они должны вести себя так же, как мужчины (выражаться, курить, пить, драться), просто глупы или сбиты с толку ложными представлениями. По этой дурацкой логике женщины должны прекратить рожать, так как мужчины не рожают... Равенство не означает одинаковость.

82.
Настоящая любовь — одновременно величайший эгоизм и величайшее самопожертвование.

83.
Полюбить может только тот, кто достоин любви.

84.
Любить человека — это значит видеть в нем идеал.

85.
Сила любви пропорциональна силе характера того, кто любит.

86.
Кто слишком много внимания уделяет любви, тот, как правило, становится ее жертвой. Погружение в любовь также опасно, как и бегство от любви. Вообще очень важно, с одной стороны, сознавать жизненную важность любви, а с другой, не переоценивать ее значение.

87.
Прекрасно сказал В.Г. Белинский: “Любовь — поэзия и солнце жизни”.  Да, любовь — солнце жизни. Ее лучи расходятся во все стороны жизни, освещают все, даже самые отдаленные уголки человеческой жизни. И это касается прежде всего отношений с родителями и детьми. Любовь к родителям подготавливает половую любовь, а любовь к детям завершает, венчает ее.

88.
Когда человек любит и любим, то его “эго” переходит в “альтер” и наоборот; он как бы растворяется в другом, отдает себя другому и одновременно обретает в другом самого себя, самоутверждается.