12. Клубы Академгородка в 1964 году

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Борис Андреевич Швецов – председатель клуба книголюбов (впоследствии – клуб «Гренада»)


В Академгородке в это время уже действовало несколько клубов по интересам.
Были среди них очень известные, одни уже были популярны в настоящем, другие стали знаменитыми в будущем.

Первым снова назову кофейно-кибернетический клуб – ККК. Но только упомяну. О нём я уже рассказал достаточно подробно. Он продолжал работать как дискуссионный межнаучный клуб.

Вполне оперился к тому времени Клуб книголюбов (впоследствии «Гренада»). Он был организован Борей Швецовым в 1960 году, когда на Академической ул. (Морском пр.) в жилом доме на первом этаже открылся книжный магазин. Валентина Ивановна Скороходова, первый директор книжного магазина не просто приютила этот клуб, но и оказывала ему полное содействие.

Клуб сразу начал свою работу с организации встреч с писателями и поэтами, с обсуждения новых книг и публикаций в толстых журналах, которые в те годы открывали нам глаза на только что ушедшую эпоху Сталина и восхищали непривычной для нас «смелостью», с которой они были написаны. К 1964 году, как мне кажется, клуб «Гренада» уже возглавлялся Эдуардом Штенгелем, сотрудником Института автоматики и электрометрии.

Постепенно завоёвывал популярность киносовет при ДК «Академия». Уже через год он станет киноклубом «Сигма» и его просмотры и дискуссии будут не менее популярны, чем в кафе-клубе «Под интегралом». Киносовет возглавляли те же люди, что и потом киноклуб.

Там был очень активный председатель Виктор Хандрос, у него было ещё одно хобби – он был заядлым яхтсменом. У Хандроса был не менее замечательный помощник Лёня Боярский. Впоследствии он стал председателем клуба. Он возглавляет его и до сих пор. Позднее в киноклуб пришла Наташа Притвиц, да там и задержалась. Она тоже одно время была председателем киноклуба.

Работа киноклуба не ограничивалась только подбором кинофильмов. Они уже начали приглашать к себе на премьеры кинофильмов режиссеров и артистов, обсуждали фильмы, постепенно завоевывая авторитет своим отношением и возможностью подискутировать.

Но в 1964 году эта деятельность была представлена достаточно скромно.
Были клубы с известностью поменьше, но их коллективы постепенно становились всё сплочённей. Они подбирали интересные темы для обсуждения или работы, и членам этих клубов было хорошо друг с другом. В свое время я о некоторых из них расскажу то, что знаю и помню.

Но напомню, что я описываю пока события 1964 года. Я рассказал подробно о кафе-клубе «Под интегралом», потому что он привлёк к себе после переезда в ППО внимание многих людей и стал наиболее массовым. К нему тянулась не только молодёжь, но и многие люди среднего возраста. Не только студенты и молодые научные сотрудники, но и остепененная часть жителей Академгородка, вплоть до членов Академии наук.

Теперь клуб заимел своё помещение – он, получив в своё распоряжение неплохое для начала помещение в ППО, – избрал Президента, сформировал законодательный орган – кабинет министров во главе с премьер министром и исполнительный орган – совет министров – во главе с председателя совета министров.

Интеграл даже обзавелся «собственным» джаз-оркестром.

Клуб сразу с момента своего рождения, с пелёнок, взорвался фейерверком блестящих идей, привлёк совершенно незаурядных людей и сплотил их. Каждый из них прожил со своим клубом короткую, но яркую жизнь.

Я перечислил не все клубы по интересам, существовавшие в тот период, в частности не рассказал о деятельности французского и английского клуба. Были и другие, и, может быть, кто-то, прочитав эти строки, дополнит меня. Я буду только рад этому.

Потому что каждое добавление – дополнительный мазок в картину жизни Академгородка того периода. И ни один мазок не будет лишним.

Продолжение cледует: http://www.proza.ru/2017/02/22/498