Во свете Твоем узрим свет

Наталия Соллогуб 4
Во свете Твоем узрим свет!


Приведем  пример, подтверждающий сакральное, удерживающее начало нашего языка, как он сохранял нас и питал нас этой созидающей силой, которая сотворила русского человека, его душу, феномен русскости как таковой. Таким словом является русское слово «просвещение» - его нет ни в каком другом языке. Как ни вспомнить здесь толкование действий «просвещения» великого нашего Н.В. Гоголя: «Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь». Слово это восходит к Св. Писанию: «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8,12). Слово это взято из церковнославянского языка. В церкви мы можем слышать, как священнослужитель произносит такие слова: «Свет просвещенья!», «Свет Христов освещает всех!». В наших ежедневных молитвах мы просим Бога: “Ты Сам, Владыко, всяческих Творче, сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою, ныне и присно во веки веков. Аминь» (из молитвы св. Макария); «Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освещаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь» (из молитвы св. Василия Великого); «Темже молим безмерную Твою благость, просвети наша мысли, очеса, и ум наш от тяжкого сна лености возстави...» (из молитвы св. Василия Великого); «...или ещё окаянную мою душу просветиши днем?»... (из молитвы св. Иоанна Дамаскина).

Учением Евангельским весь мир просвещается. Величая апостолов Петра и Павла, мы благодарим их за то, что они «весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия».
Потоки Божественной силы нисходят от Бога, освящают нас, мысли, очи, и ум наш, и очищают их от всякие скверны плоти и духа. Бог словом, освящает, просвещает и спасает человека, и через слово приводит к Себе. Человек Словом-то и создан! «Во свете Твоем узрим свет!», «Сице и мене темныя зеницы душевныя просвети...». Так молимся мы Господу, чтобы Он просветил нашу тьму и даровал нам способность видеть в Своём свете тот свет, который приводит ко Христу.

В самом творении уже присутствует свет. Как говорит св. Кирилл Иерусалимский, Господь сотворив человека, просветил его изнутри Своим благодатным светом. Нам только нужно приложить усилия, чтобы увидеть в себе свет естественной правды, свет совести, который светит в нас, и никакая тьма не может его объять. Всякий раз, когда человек идёт во тьму греха, этот свет хочет остановить его. Это еще не свет Христов, но напоминание о нём. Так сказано о Предтече: он не был светом, но был тем, кто свидетельствует о свете.

Чтение слова Божия должно просвещать не только души, но и тела, как и церковные Таинства. В молитвах ко святому причащению в надежде на своё спасение человек обращается к Богу с такими словами: «Слове Божий и Боже, угль Тела Твоего да будет мне помраченному в просвещение, и очищение оскверненной души моей Кровь Твоя»; «Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да будет дом Твой причащением священных Таин, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве». Просвещением Духа Святаго происходит обожение человека. Значимость этого священнодействия прослеживается в толковании В.И. Даля слова «просвещать кого-л.» - даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру; образовать ум и сердце: «Ты просветил и наставил нас, Богочеловече!».
Без света Христова (Христос есть Свет, просвещающий всякого человека, приходящего в мир), но и среди нас, запечатленных этим светом в Таинстве миропомазания, когда мы приняли печать Духа Святаго после Святого Крещения. Светом Преображения мы должны измерять всё, что происходит с нами. Известно, что многие святые видели этот нетварный свет.

Приведём пример, наверняка, многим известный: послушник св. Серафима Саровского Николай Александрович Мотовилов увидел, как во время беседы о смысле христианской жизни св. Серафим преобразился, и лицо его просияло, как солнце. И он (св. Серафим) сказал, что если бы знал человек, для какой радости создал его Господь, к какому свету он призван, то согласился бы тысячу лет терпеть самые страшные страдания, и благодарить Бога за то, что ему дано.

К сожалению, люди, живущие в безбожный период, высшее таинственное начало, которое именуется Духом, оставляют вне своей жизни. Вот почему лексикографы такого периода трактуют это понятие следующим образом: «просветить кого-л.» - это сообщить кому-л. знания, распространить среди кого-л. знания, культуру» [Ожегов 1964: 611]. Мы являемся живыми свидетелями, как человек, будучи помраченным от такого «просвещения», оснащённый безбожными знаниями и культурой, приблизил конец света для всего человечества и для всей Вселенной. И теперь снова разгребает свои, так называемые научные и анти-культурные «авгиевы конюшни», пытаясь найти правильный путь восстановления порушенной Православной культуры, науки, и, конечно, страны.