Нить времени. Глава 9. Тяжелый разговор

Ник Литвинов
-  Не понимаю… Зачем Вам это? , - Лангсдорф  был по-настоящему удивлен, но встал, подошел к телефону и, сняв с фиксаторов трубку, кому-то приказал принести конверт и клей.   Снова сел в кресло, нетерпеливо постукивая ладонью по подлокотнику. Чувствовалось, что всё это начинало его тяготить. Ситуацию разрядил осторожный стук в дверь, и в кабинет вошел невысокого роста, в годах унтер-офицер, принесший пустой конверт для документов и бутылочку клея с кисточкой. Наконец мы остались одни и Лангсдорф выжидательно посмотрел на меня. Вдруг его внимание привлек стоявший около моего кресла пакет с которым я прибыл на корабль.
-  А что у Вас в пакете?               
-  Здесь то, что нам потребуется в разговоре, - ответил я и выложил из пакета на журнальный стол только книгу “Корсары Третьего Рейха”.    
Я смотрел на этого полного сил, мужественного человека, по прихоти судьбы ставшего военным моряком и которому предстояло через две недели добровольно лечь в могилу. Странное дело, но я испытывал к нему симпатию. Пауза затянулась. Начинать следовало мне и я задал первый вопрос:               
-  Господин Лангсдорф, Вы выросли в семье со строгими религиозными традициями и на Ваше решение, стать военным моряком, оказал непосредственное влияние покойный адмирал Шпее. Скажите, как Вы относитесь к мистике?  Не возникало ли у Вас желания заглянуть в будущее и узнать свою судьбу?
Хозяин кабинета ожидал чего угодно, но только не этого вопроса. Видимо, он был ему неприятен, но, выдержав паузу, Лангсдорф ответил:                               
-  Церковь не одобряет увлечение гаданием, а судьба человека решается там, наверху, - он указал пальцем вверх, - и не следует тратить время на пустое занятие.
Примерно, такого ответа я и ожидал от Вас. Вы правы, потому что, как сказано в Экклезиасте:  “ Во многой мудрости многие печали, и кто умножает познания, умножает скорбь”, - сказал я, открыл книгу, нашел последнюю главу с описанием последнего боя “Адмирала графа Шпее”, вырвал ее, вложил вырванные листы в пустой конверт и заклеил его.  Хозяин кабинета с удивлением следил за моими действиями.               
  Господин Лангсдорф, - обратился я к нему, стараясь говорить четко, почти торжественно, -  и для меня, и для Вас наша встреча неожиданна. Я рад, что она проходит, без свидетелей, хотя в научных кругах многое бы дали, чтобы узнать об этой встрече и о содержании нашего разговора. Вот книга, которая, без сомнения, Вас заинтересует. Обратите особое внимание на год её издания, а потом мы продолжим разговор, - и я протянул ему книгу.

Лангсдорф , стараясь сохранять самообладание, взял книгу и пристально посмотрел мне в глаза. Было видно, что он озадачен и не знает, как вести себя в этой ситуации. Несколько задержавшись на названии книги, он раскрыл её на титульном листе:
Владимир Кофман  “ Карманные линкоры фюрера.  Корсары Третьего Рейха.”
ООО "Издательство "Яуза". 2003 г.  Москва               
               
Он открыл первую страницу книги  и начал читать:
                ВЕРСАЛЬСКИЙ БАРЬЕР
 *** Первая мировая война закончилась полным разгромом германского флота. Самые современные его корабли были затоплены экипажами в Скапа-Флоу, все относительно боеспособные единицы из числа оставшихся — розданы противникам и в большинстве своем отправлены на слом. Фактическое состояние дел победившие союзники закрепили юридически. По условиям мирного договора, предъявленного победителями 7 мая 1919 года и подписанного Германией двумя месяцами позже, 28 июня 1919 года в Версале, ей разрешалось иметь только 6 старых броненосцев, 3 типа «Дойчланд» ("Шлезиен", «Шлезвиг-Гольштейн», "Ганновер") и 3 типа «Брауншвейг» ("Брауншвейг", «Эльзас» и "Гессен"). Остальные боевые корабли подлежали разборке на металл или переделке в торговые суда. Правда, еще 3 старых додредноута — «Церинген», "Лотринген" и «Пронесен» — оставались в качестве учебных и кораблей-целей на условиях разоружения. Далее, запрещалось иметь на кораблях орудия свыше 11 дюймов (280 мм); 12-дюймовки дозволялись только для береговой обороны. К тому же численность личного состава флота лимитировалась 15-ю тыс. человек, что едва ли позволяло подготовить достаточное количество квалифицированных специалистов для развертывания во время войны.

Лангсдорф довольно хмыкнул и открыл книгу, наугад, в самом конце её и стал читать дальше:
*** то поход «Шеера» вполне заслуживает победной оценки. Интересно, однако, сравнить результаты действий против судоходства боевых кораблей и вспомогательных крейсеров. "Адмирал Шеер" более чем за 5 месяцев прошел 46 тыс. миль, захватив и потопив 16 судов общим тоннажем 99 тыс. рег. т (по немецким данным — 17 судов тоннажем 113 233 брт плюс "Джервис Бэй"). Из боевых судов превысили его достижение только «Шарнхорст» и «Гнейзенау», потопившие в совместном крейсерстве 22 судна (115,6 тыс. рег. т.), но на двоих. Действия вспомогательных крейсеров выглядят более успешными. Наиболее эффективно в "золотой век" рейдерства 1939–1941 годы) проявил себя «Атлантис», в одиночку потопивший столько же транспортов, что и 2 больших линкора «Шарнхорст» и "Гнейзенау"), превысив их по общему тоннажу жертв (145,7 тыс. рег. т). Следует, правда, вспомнить, что при этом «Атлантис» прошел более 110 000 миль и затратил на рейдерство без малого 2 года — 655 дней, что почти в 4 раза больше, чем продолжительность похода "Адмирала Шеера". Из числа остальных 6 вспомогательных крейсеров, действовавших в первый период мировой войны, показатели «Шеера» превысил только «Пингвин» (136,6 тыс. рег. т, 28 судов). Средние же показатели вспомогательных крейсеров (14 судов 84,7 тыс. рег. т) уступают результатам "карманного линкора".

Прервав чтение, он вернулся к титульному листу и пробормотав: “Не могу понять”, - открыл оглавление и нашел раздел, касающийся “Адмирала графа Шпее”.    Последняя страница раздела о “Графе Шпее” заканчивалась текстом:
*** Поначалу дела пошли неплохо. 2 декабря «Шпее» остановил большой турбоход "Дорик Стар" (10 086 брт), следовавший из Новой Зеландии с грузом зерна, шерсти и замороженного мяса. Приз оказался очень ценным, однако Лангсдорф отдал приказ немедленно его затопить, ограничившись добычей из 19 слитков серебра. На то имелись веские причины: только что починенный самолет радировал, что попытался совершить вынужденную посадку и повредил левый поплавок. Осознавая важность «Арадо» для дальнейших действий, командир поспешил на помощь, выпустив в "Дорик Стар" торпеду и произведя несколько залпов…
               
Бледность покрыла лицо Лангсдорфа. Дрогнувшей рукой он отодвинул от себя книгу и замер, вцепившись руками в подлокотники кресла. Просидев так несколько минут он  совладал с собой и продолжил чтение.

*** Самолет удалось спасти, но англичане могли получить ценные сведения о нахождении рейдера, перехватив сигнал об атаке с транспорта и переговоры между кораблем и гидросамолетом. Требовалось сменить район действия. «Шпее» повернул на юго-запад и на следующий день пустил ко дну очередной английский пароход — 7983-тонный «Тайроа», везший из Австралии мороженое мясо и шерсть. Таким образом, Британия потеряла 2 судна в одном районе в течение суток. Понимая, что сюда устремятся «охотники», Лангсдорф решил еще раз сменить зону действия. Он избрал …

Следующие страницы были вырваны и лежали в заклееном конверте.               

-  Почему Вы вырвали страницы этого раздела?, - резко спросил он.               
-  На тех страницах дается описание последнего боя “Графа Шпее”, - ответил я, - вы же сами сказали, что не имеете желания заглянуть в будущее.               
-  Так Вам известно, что будет дальше?               
-  Боюсь, что да, господин Лангсдорф, - ответил я, - и это знание не доставляет мне радости.               
-  Значит, для моего корабля этот последний бой закончится трагедией и мы все погибнем?, - уже с душевной болью прозвучал вопрос этого сильного человека.               
-  Нет, всё не так плохо. Будет 36 гробов, и Вы с экипажем, стоя у могилы, проводите их в последний путь. Даже пленники с захваченных Вами судов отдадут долг чести погибшим, - успокоил я его.               
-  Не понимаю, так в чём же тогда трагедия, если все живы?               
-  Всё дело в Вас, господин Лангсдорф, - ответил я.

   Лангсдорф встал, прошелся по кабинету, постоял у карты Атлантики, на которой жирной ломаной линией был проложен курс корабля и снова сел в кресло. Лицо его как-то сразу осунулось, а глаза смотрели устало и уже не выражали интереса к собеседнику. Он открыл коробку сигар и предложил: ”Курите”, - и сам закурил.      
-  Так Вы прочитали книгу и теперь знаете всё о “Шпее” и его однотипных собратьях, - был его следующий вопрос. 
               
-  Не совсем так, - ответил я, - эта книга - беллетристика, а я знаком с официальными документами и аналитическими материалами по кригсмарине. Вообще-то, я начал с материалов по Анненэрбе, а потом заинтересовался историей вашего Военно-морского флота. Изучая историю кригсмарине приходится удивляться невероятной энергии и находчивости немецких кораблестроителей. Они намного опередили всех по техническому совершенству и по темпам строительства подводных лодок. Достаточно сказать, что за годы войны с 1939 по 1945 год со стапелей Германии сошли 1162 подводные лодки, отличавшиеся самыми высокими техническими характеристиками – скоростью хода, глубиной погружения и непревзойденной дальностью плавания.
               
-  Вы сказали за годы войны с 1939 по 1945 год. Значит война продолжалась до 1945 года?, - обескураженно спросил Лангсдорф.               
-  Да, 2-я Мировая война закончилась в сентябре 1945 году капитуляцией Японии, а в мае 1945 года капитулировала Германия.               
-  Вам всё известно… Кто Вы?...Откуда Вы?, - с болью в голосе спросил Лангсдорф.



*** - абзац цитируется по книге В.Кофмана "Карманные линкоры фюрера"







Продолжение    http://www.proza.ru/2017/03/01/2253