Что водится в тихом омуте? О фильме Елена

Виктор Астраханцев
Наконец-то удалось добраться до нашумевшего фильма "Елена" набирающего художественный авторитет и  фестивальные призы режиссера  Андрея Звягинцева.
Фильм тихий, затемненный, замедленный, с тяжело больным главным героем и вялым движением сюжета, из категории «трудных фильмов». И у меня после просмотра не отложилось ничего, кроме тягостного ощущения беспросветной душевной глухоты.
Но наутро я снова вернулся к нему. Видимо, за ночь что-то утряслось в восприятии фильма, и мне показалось, что общая приглушенность фильма, затемненность и даже сырость (темные интерьеры, тяжелые шторы, ночные кадры, бассейн, мойка посуды, и др.) являются частью его образа. А основной механизм его сюжета спрятан и выдается мелкими дозами.
Речь в фильме тихая, герои фильма «себе на уме», о чем они думают и что планируют, открывается не сразу. И показалось мне, что к фильму вполне применима поговорка о «тихом болоте». Это относится в первую очередь, к героине фильма Елене.

С  внешностью этого типа женщины соединены всё положительное в женском характере - она благообразная, покладистая, деловитая, надежная. И это не только её внешняя сторона – в фильме она оказывается символом самоотверженного материнства, и ради своих детей, своих внуков она заходит безгранично  далеко. Настолько далеко, что становится хладнокровным монстром. Такая вот диалектика!
В фильме не кипят страсти, не сталкиваются любовь и долг или честолюбие и совесть. Просто потому, что их нет. Герои живут чисто конкретными проблемами - Владимиру нужен покой и уход, семье Елены нужны деньги. И когда острота материальных интересов, достигает пика, в душе Елены не оказывается высоких противовесов хладнокровному преступлению.

Это стандартная для показа нашего времени ситуация, в которой отсутствуют подъем духа – высокие движения души, идей, убеждений. В ходу только то, что ограничено телом человека, его удобствами и физиологическими потребностями.
Интрига в фильме возникает вокруг денег, необходимых внуку Елены для взятки, чтобы поступить в институт.
А поступить туда ему надо не потому, что у него есть призвание к чему-либо, а потому, что иначе его заберут в армию. Но эпизод с уличной дракой , в которой внук забивает кого-то парня, а потом спокойно покуривает на балконе,  показывает, что он  хорошо подготовлен  к армейской дедовщине. Скорее от  него пострадают другие ребята.Просто ему нужна спокойная жизнь.
 
Так в основу  интриги заложена ложь и  хитрость внука, которая подхватывается  коварством  бабушки и сводит со света  человека.К сожалению, такой способ жизни, при котором преобладает стремление к выгоде любыми путями, концентрация на своей бытовой жизни показателен для нашей современной жизни. В этом отношении фильм правдив, выставляя свой диагноз: отсутствие света в душе, веры во всеобщую справедливость или небесное царствие ведет к хладнокровному убийству, к расчистке жизненного пространства для негодяев.

В фильме интересна интерпретация темы социального неравенства. У Владимира есть деньги, у семьи Елены их нет. При этом семья ничего не предпринимает для того, чтобы улучшить свое положение. Они будут жаловаться и ругать других, но никто из них ничего серьезного не предпримет.Они хотят только одного - чтобы с ними поделились.  И если этого не происходит по доброй воле, то передел чужого имущества будет сделан насильственным путем.  При этом семья постоянно размножается и захватывает территорию.   Прогноз  нашего ближайшего будущего сделан вполне определенно.

Такой вариант поддержан и одним из последних кадров, когда малыш, - младший внук Елены, спавший на непомерно широкой для него кровати, начинает просыпаться. Его движения поддержано энергичной агрессивной музыкой, непривычной для общей звуковой картины. Этот ребенок - будущее семьи. И можно легко представить, каким оно может стать, если оно окажется обогащено тихим коварством его бабушки и сдобрено ложью и жестокостью своего брата.  Так этот тихий фильм становится мрачным предупреждением.

И всё же, неужели фильм - это только мрачная констатация настоящего и не дает никаких надежд? Разве в самом фильме не обозначена первопричина его дальнейшего развития? И может быть, стоит поискать её на дне этого тихого и мутного водоёма?
Попробуем вернуться к началу фильма, к завязке его сюжета, к тому моменту, когда Владимир сблизился с Еленой. Сначала она была приглашена им для помощи, потом он приблизил её к себе, женился на ней.
Может быть, тут и лежит этот ключик к фильму. Она для него не человек, не женщина, а комплекс услуг, который она могла предоставлять ему бесплатно.
Он совершает своего рода сделку!  Их  брак был замешан на взаимной выгоде. А стремление к выгоде бесконечно - ведь жадность ненасытна   и порождает все новые цели. И не только у тебя, но и у твоего партнера по сделке, ведь рыбка ищет место поглубже, а партнер – повыгоднее для себя

И тут вспоминается далекий и простенький маменькин наказ, наивный до предела: жениться надо по любви, по интересу к человеку. Всё остальное – мишура, вред и даже гибель! Мне кажется, что в этой простой истине, что люди должны соединяться и жить не из соображений мелкой выгоды, а на основе высоких отношений и заключена главная  мысль фильма Звягинцева.

И все же, фильм не отпускает. Ну, вот, допустим, мы отыскали в тёмном омуте этого фильма жемчужное зерно его главной мысли и подняли на поверхность. И вот стоим мы друг против друга в водорослях, в грязи, в иле, отворачивая свои носы от газов, которые поднимаются с его растревоженного дна, и задаем друг другу вопрос – а почему мы должны были оплатить эту пусть важную мысль ценой просмотра скучного, вялотекущего и депрессивного фильма с заурядными персонажами?
Если эта мысль на самом деле дорога режиссеру, то почему для этого надо заставлять своих зрителей опускаться на дно болота? Ведь таких любителей поисков не так уж и много. Гораздо больше тех, кто ушел с фильма или переключился на другой канал, так и не доплыв до высоких идей. Или же это специфика фестивального кино – заведомо вставать в позу непонятого и непринятого толпой гения, с трудом пробивающегося сквозь человеческую косность и рутину?
Что же, придется признать, что не все мы совершенны, даже самые талантливые среди нас. Но, может быть, в этом и есть надежда на совершенство в будущем?