Бизнесмены

Александр Щербаков 5
Недавно мой внук-первоклассник услышал наш разговор с бабушкой о том, как мы жили в детстве и задал мне вопрос: "Деда, а что такое фильмоскоп, диафильмы?" (Прим. - фильмоскоп - прибор, позволяющий просматривать на белой стене отдельные кадры с текстом пояснения на каждом кадре. Заменял в домашних условиях кинопроектор и телевизор.) Я решил не отделаться простым пояснением, а рассказал ему историю, которую услышал очень давно. Но чтобы вы, дорогие читатели, лучше поняли, о чем речь, сделаю некоторые пояснения.

Шла середина 50-х годов прошлого века. 10 лет назад закончилась кровопролитная война, после которой половина страны лежала в руинах. Самых трудоспособных мужиков или поубивало на войне, или покалечило.  На плечи оставшихся мужиков,  женщин и детей легла трудная работа по восстановлению страны.  Вначале делали элементарное – строили жилье, восстанавливали фабрики и заводы, добывали сырье для всех этих работ. Да и крепить оборону тоже надо было, началась «холодная война».  Поэтому многое из бытовых приборов, которое было за границей, не переживших ужасы войны, в нашей стране отсутствовало. Только-только стали выпускать легковые автомобили для народных масс и продавать их передовикам производства,  появились радиоприемники и магнитолы, холодильники и стиральные машины, мебель и более приличную одежду.  Телевизор могли смотреть только в Москве и Ленинграде.  Одежда у многих людей была самая простая. Один костюм у мужчины на все случаи жизни,  тройка платьев у женщин и дешевенькие детские костюмы и платья. Из развлечений лишь кино и проводное радио, которые вещало с 6 часов утра и до полуночи.

И вот представьте себе небольшой поселок  на окраине краевого центра, где  находится подсобное хозяйство краевой психбольницы.  Пациенты этого заведения в основной массе физически здоровые мужчины и женщины и должны работать, чтобы прокормить себя и остальных, иногда немощных  больных.  Для этого были созданы условия недалеко от города. Построен  пансионат с необходимыми подсобными помещениями за высоким глухим забором, а так же коровник и конюшня,  распаханы поля вокруг, посажен большой сад и организована пасека. Почти все это за колючей проволокой. Вот здесь и работали психические больные. 

Весь персонал – врачи, медсестры, санитарочки и те, кто занимался организацией сельскохозяйственного труда, жили в этом поселке, в одинаковых небольших домиках на две семьи  с небольшими огородами.  Разнообразие поселку придавала  кузня, сделанная в старой китайской фанзе, несколько общественных туалетов посредине улицы и большой склад. Ни магазина, ни аптеки в поселке не было. За всеми продуктами - хлебом, маслом, молоком,  надо было ходить в недалеко расположенный колхоз.

Жили в поселке разные люди и по социальному положению, и по возрасту, и по образованию.  У некоторых из них были дети разного возраста. В семье кузнеца их было аж пятеро и все они, начиная с весны, когда таял снег,  и до поздней осени, бегали босиком.  Родители экономили на обуви. Ходили дети все лето чумазые, наверно,  и на мыле их мамка с папкой экономили тоже.  Было еще несколько мальчишек разного возраста, все  родились уже в послевоенные годы, когда мужики стали возвращаться с фронта.

Дети постарше учились в начальной школе, которая была в этом колхозе еще со времени его образования в 30-е годы. Одноэтажное здание с большой территорией вокруг, где были установлены различные спортивные сооружения. Недалеко от школы в стареньком здании была аптека. А вот магазин распологался в добротном деревянном здании, как и все здания в колхозе.  Каждое утро вереница детей с  ранцами за спиной или портфелями в руках шла в школу. Туда они шли довольно бойко, а вот домой не очень. То и дело мальчишки задирали девчонок, те лупили их портфелями по спине, а то и по голове.  Вот это и было их самое главное развлечение. Некоторые по пути из школы домой заходили в магазин и покупали в основном хлеб. Кому-то на сдачу досталась и пара карамелек. Шоколадные конфеты были большим дефицитом, стоили дорого и покупались только на праздники.

И вот в этот поселок в гости к директору подсобного хозяйства, опытному колхознику, который до этого больше 20 лет возглавлял колхоз на севере, куда попал не по своей воле, а как "спецпереселенец", приехала старшая дочь  Шура с двумя сыновьями. Старшему Саше было 10 лет, а младшему Вите 2 годика. Много лет она учительствовала  в далеком северном поселке. Её муж работал директором школы и остался на эти летние месяцы готовить школу к долгой и суровой северной зиме.  Здоровье у Шуры, пережившей войну, было не очень хорошее и ей дали путевку в санаторий. Так что оставить своих детей в родном для них поселке было не с кем, поэтому  привезла она их к бабушке с дедушкой. Чтобы попили парного молочка и погрелись на солнышке, которого в их северных краях было мало.

У директора подсобного хозяйства была большая семья, но старшие дети выучились и разъехались по стране. Кто-то  работал инженером, кто-то учителем, а один из сыновей - механиком гаража тоже на севере.  Так что в небольшой квартирке остались жить только  младшие дети – 17-ти летняя дочь Алла и 11-ти  летний сын Володя.  Все дети с ранних лет были приучены трудиться, помогали  родителям по хозяйству и знали цену каждой трудовой копейке.   Кухня, две небольших спальни и отделенная от кухни плитой большая комната – вот и вся директорская квартира.  На улице был сарай, в котором стояли корова с теленком,   наверху был сооружен насест для куриц с петухом, а на чердаке сеновал. .
 
Мать Саши и Вити перед отъездом на курорт решила как-то разнообразить досуг своих детей и при очередной поездке в краевую столицу за билетом на поезд, который должен был увезти   её  на курорт, купила фильмоскоп и четыре пленки.

И я рассказал своему внуку, что такое фильмоскоп. Долго пришлось пояснять ребенку, воспитанному на современной технике - телевизорах, компьютерах, мобильных телефонах и других  приспособлениях. Даже нарисовал схему этого прибора, состоящего из осветителя, т.е. лампочки, приспособления, куда вставляется специальная пленка, и линзы, которая дает увеличение изображения.


На пленках, которые назывались диафильмами,  были нарисованные изображения героев  детских произведений про Кота в сапогах,  Морозко, про Илью Муромца и Кошкин Дом. Именно эти герои были изображены на первых купленных диафильмах. Каждый кадр был красочный, передавал или событие или действие, о которых  были пояснения внизу  кадра. Они были  написанны очень мелкими буквами, чтобы не занимали много места.  Пленку в этом проспособлении надо было перемещать вручную. Я пояснил внуку, что так показывают и кино в кинотеатрах, где он не раз бывал, но только там пленку крутят намного быстрее и электричеством. И после всех этих пояснений продолжил свой рассказ.


Вечером, после ужина, когда были выполненные все домашние дела, все уселись смотреть диафильмы – и взрослые, и дети. Бабушка достала из сундука большую белую  простыню, которую общими усилиями повесили  на стенку.  Все расселись по местам.  Вовка поставил фильмоскоп на стол и направил луч на стенку, заправил в фильмоскоп первую кассету и начался просмотр. Сашка,   умеющий членораздельно и громко читать,  сел поближе к экрану и начал зачитывать текст под каждым кадром.  Сидевшие стали обсуждать увиденное, удивляться, как точно все было изображено в кадре. В общем, следующий кадр появился намного позже, чем был прочитан текст.  Вот так, смакуя каждый кадр, все  через некоторое время увидели  надпись – Конец.  Пленка кончилась,  включили свет.Все сразу заговорили, восхищаясь увиденным красочным зрелищем.   Решили смотреть следующую пленку на другой день, чтобы продлить удовольствие.
 
Стали готовиться ко сну. Бабушка с дедушкой спали в своей спальне. На кровать Володи в другой спальне легла Шура с двухлетним Витей. А Вовке с Сашкой постелили на полу рядом с теплой печкой. И они еще долго обсуждали увиденное и  стали думать, как бы увеличить количество фильмов.  Четыре – это же так мало.  Наконец уснули, ничего не придумав.

На следующее утром Вовка с Сашкой поделились с пацанами, чем занимались накануне вечером.  Все очень загорелись увидеть  диафильмы.  И тут Вовку осенила идея. Он тут же отозвал Сашку в сторону, а потом, увидев, что за ними внимательно наблюдают пацаны и прислушиваются к их разговору, увлек Сашку в дом.  И там открыл план, который пришел в его голову:  «А давай  сделаем билеты и будем показывать фильмы соседским мальчишкам не за так, а за деньги? И накопим их для покупки следующих диафильмов».   Такое предложение было принято на ура и в дальнейшем речь шла лишь о стоимости билета.  Учитывая, что детский билет в кинотеатре стоил 5 копеек, решили стоимость билета установить в 2 копейки.  А что, стоимость простой воды без сиропа  в автомате была как раз 1 копейка, запросто смогут   сэкономить на воде и посмотреть диафильм.


Придя к такому решению,  решили разделить дальнейшие действия. Сашка, как умеющий хорошо рисовать, сделает билеты и напишет там стоимость,  чтобы было как в настоящем билете. Только разве что без указания ряда и места. А Вовка обговорит с пацанами, согласны ли они на такое предложение.  Для билетов Вовка даже не пожалел лист ватмана, который Сашка разрезал на маленькие кусочки, чтобы билетов было больше и надолго хватило.  В головах Вовки и Сашки уже завертелась мысль, что если диафильмов будет много, то можно за вечер устраивать два сеанса. Но многое будет зависеть от накопления первоначального капитала.  Вовка ушел, а Сашка сел за стол с листом ватмана, ножницами и цветными карандашами.  Решил, что если делать билет, так  чтобы красивый был.

К тому времени, когда Вовка вернулся, билеты были готовы. Вовка поведал, что пацаны согласились смотреть диафильмы за деньги и, взглянув на билеты, похвалил Сашку, что они получились как настоящие.  Теперь надо было решить, как увеличить число посадочных мест и кто будет у входа продавать билеты.  Решили, что перед началом сеанса занесут в дом длинную скамейку, стоявшую во дворе, это будут места для больших детей. А малышня может и на полу посидеть.
Решив  все организационные вопросы, они с большим аппетитом пообедали и  пошли пасти корову на луг.  Присматривая, чтобы корова не  забрела в чей-то огород, она сами с другими пацанами, которые тоже пасли своих коров, стали играть в «чижик-пыжик».

Незаметно пролетело время. Пора гнать корову домой. Да и ужин скоро. Набегавшись и надышавшись свежего воздуха, пахнущего травой, они уже предвкушали, как  усядутся за стол вместе со взрослыми и будут есть такую вкусную бабушкину еду. Вовка, у которого идеи развития бизнеса так и фонтанировали, предложил  еще одну идею.  А что если повесить объявление о возможности посмотреть интересные диафильмы в колхозе. Там живет намного больше людей и им можно несколько дней показывать уже имеющиеся у них диафильмы.  Но пока решили остановится на «психовских» ребятах, посмотреть, как все пройдет.

Загнав корову в сарай, они помыли руки под рукомойником во дворе дома и спросили у бабушки, ясно зная, что именно от её решения и будет зависеть, как пойдет их бизнес. Правда, такого слова они в то время не знали.  Они сказали, что ребята с психа хотят посмотреть диафильмы и не разрешит ли она их пустить в дом.  Бабушка сказала, что пусть приходят, но не шумят и снимают обувь в сенях.  Знаю добрую бабушкину натуру,  они в общем-то и не сомневались, что она разрешит им показывать  домашнее кино.

Наступил вечер. Они вкусно поужинали и попердывая,  вышли на улицу, чтобы сообщить пацанам, как им надо поступить, прежде чем они усядутся смотреть диафильмы.  Те согласно закивали головой и кое-кто уже показал копейки, взятые у родителей  якобы на воду. Остальным еще предстояло решить свои финансовые проблемы. Особенно сложно было сделать детям кузнеца, которых было 5 человек и все хотели посмотреть кино. Но зная предприимчивый характер старшего из детей кузнеца, они не волновались, что тот не сможет найти 10 копеек.  Этот и 20 сможет достать.

К условленному времени пацаны стали приближаться к калитке двора директорского дома.  К этому времени скамейка со двора уже заняла свое место в комнате. Билеты решили продавать прямо у калитки, чтобы не привлекать внимание взрослых.  Копейки стали опускаться  в карман Володи в обмен на красивые,  плотные билеты из ватмана с цифрой 2.   Сашка стоял в сенях и следил, чтобы ребята снимали обувь, а ходившие босяком дети кузнеца тщательней вытирали ноги о половик у входа.  Наконец все желающие посмотреть диафильм уселись кто на скамейке, кто на полу, а самых маленьких, которых Вовка с Сашкой решили пустить бесплатно, на коленях старших братьев или сестер.  Вовка включил проектор, появилось название фильма. Сашка стал громко его читать.  Раздался гул, пришедшие ребятишки впервые увидели такое действо, да еще с красивыми картинками, да чтобы еще им читали текст. Тем более что про Кота в сапогах не все знали.  Каждый кадр рассматривали по несколько минут. Младшие интересовались у старших, кто есть где.  Сашка прямо на экране пальцем указывал на действующие лица и давал пояснения уже помимо зачитанного текста.  Просмотр диафильма прошел с большим успехом.  Ребятишки гурьбой вышли в сени и стали разбирать свои обувки.  Лишь дети кузнеца одни за одним быстренько пошли домой. Им-то обуваться не надо было.

Оставшись одни и выйдя на улицу,  Вовка с Сашкой посчитали выручку. Получилось больше, чем за одну 20 копеечную кассету с фильмом.   28 копеек было в кармане у Вовки.  Они стали подсчитывать, сколько таких сеансов нужно провести, чтобы накопить денег на  покупку хотя бы еще 4 диафильмов и продолжить свой бизнес.  Чтобы как-то оправдать его, они рассуждали о том, что занимаются расширением кругозора этих мальчишек и девчонок с подсобного хозяйства. Будучи пионерами, они же должны были этим заниматься, говорили себе Вовка и Сашка.

Так закончился первый день. Потом было еще несколько, с вечерними сеансами, пока их бизнесу неожиданно не пришел конец.  Приехавший в командировку старший брат Вовки Петр вскоре по приезду  спросил, какие они деньги берут с психовских ребятишек и за что. Якобы к нему подошел кузнец и сказал, что Вовка показывает кино и берет с его  детей по 10 копеек. Вот он и решил разобраться.  В благие намерения Вовки и Сашки Петр  не поверил, отругал их и велел если и показывать диафильмы соседям, то бесплатно. И дал им рубль на покупку новых кассет с диафильмами.

Так толком и не начавшись, закончился бизнес двух мальчишек – дядьки Вовки и племянника Сашки. А ведь могли внести посильный вклад  в воспитание малышни на хороших образцах отечественного киноискусства, выпускающего очень красочные диафильмы для детишек.

Вот такой рассказ я поведал своему внуку. Он еще долго меня распрашивал о том, почему дети жили так бедно, ни велосипедов тебе, ни роликовых коньков. И пришлось внуку рассказать о том, что вынес наш народ, чтобы победить ненавистных фашистов. Показал ему фотография его прадеда, который воевал, и у которого было много медалей и орденов. Вышло, что  я, уже давно не пионер, просветил своего внука об истории нашего государства. И на таких примерах и следует заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения.