Вспоминая Александра Штурхалева

Анна Сабаева
Александр Штурхалев ушел из жизни 17 декабря 2016 года, а 16 декабря ему исполнился 51 год…

     Случилось так, что Александр Штурхалев оказался первым авторов, с творчеством которого я познакомилась на “Стихири”. И сразу была покорена его талантом. Перечислять его стихи и рассказы, которые особенно захватили, запали в душу и память, сейчас нет смысла – нескольких строк для этого не хватит. Об этом нужно писать много и долго…  А пока я хочу написать о другом: я всегда с нетерпением ждала его рецензий – и для меня большой честью было оказаться у него в “избранных”. Саша был мастером “эксов” – экспромтов. Я хочу поделиться с его друзьями и читателями несколькими  “эксами”, написанными к моим стихам – ведь это тоже часть его творчества! Мне кажется, что было бы хорошо, если бы и другие авторы, которым он дарил свои прекрасные экспромты, поделились ими с читателями. Пусть ни одна его замечательная строчка не пропадет, не исчезнет бесследно!

В своем стихотворении “Пятьдесят” он писал:

"Голуби к утру склевали звёзды,
Чёрный цвет утратил глубину,
То ли рано это, то ли поздно…
Я сегодня что-то не пойму…"

Оказалось - поздно...

16 декабря 2016 года,  в свой 51-й день рождения, утром он успел написать:
“Да, округлость даты немного напрягает...)))... Вот, сегодня 51, и воспринимается вполне адекватно, без внутренней дрожи!!!:)))..
Рубикон перейдён!!!:))).”

Вышло, что перейден - и оборван... Невосполнимая потеря!

В одном из своих стихотворений он писал:
"Уходит пилигрим, пророк, поэт,-
(Поэты на земле гостят недолго)
В те сферы, где царит покой и свет...."
Как будто предчувствовал…
       Светлая память Александру Штурхалеву - прекрасному поэту, писателю и человеку. Пусть в Покое парит его душа, посылая нам Свет из “тех сфер” каждый раз, когда мы будем прикасаться к его творчеству. “Аминь” – да будет так! 

"Жаль... Судьба у Поэта такая...
То дает, то - безбожно берет,
Вот и вечность его обнимает,
Но на Землю уже не вернет..." Вечная память! (Коваль Вадим,20.12.2016)
               
                ***
     ...Еще 8 декабря мы успели с ним обменяться шутками по поводу Нового года Петуха:

Рецензия на «Год Петуха» (Анна Сабаева)

И голос зычный, и перо при нём,-
Ну чем не Франсуа Виньон?!:)))..
Александр Штурхалёв   08.12.2016 20:09   

Возможно, внешним сходством и отмечен...
Но, может, век его не столько быстротечен?
Анна Сабаева   08.12.2016 21:07   
************************************************
Рецензия на «Причудливый сон» (Анна Сабаева)

Добрый вечер, Анна!!!.. Вечер, пятница, настроение хорошее, где-то даже игривое...
Позволю себе беззлобно пошутить:
*
Анна - Павана.
*
Приснилось мне, что я Павана,
Что мне подвластно всё на Свете...
Но муж сказал: "Вставай с дивана,
Некормленые бродят дети...)))..
*
С улыбкой, Александр Штурхалёв   02.12.2016 17:25   
************************************************
А вот Рецензия на «Я люблю» (Анна Сабаева)

- "Селянка, подь сюды, - хочешь большой и чистой любви?"
- А кто ж, барин, её не хочет?"...
"Формула любви".

Это я к тому, Анна, - кто ж этого не любит?!..)))..
Александр Штурхалёв   08.12.2016 20:01   •   

Ключевое слово здесь - МОРЕ.
Пусть любят все, но я люблю особо.
О МОРЕ, ты любовь моя до гроба!
Анна Сабаева   09.12.2016 20:07   

Так ить и я, старый моряк, не равнодушен...)))..
Александр Штурхалёв   09.12.2016 20:13   

И не примазывайтесь. МОЯ любовь - и все тут! :) :) :)
Анна Сабаева   09.12.2016 21:49   

Ну хорошо, я тогда солёные озёра буду любить!!!:)))...
Александр Штурхалёв   09.12.2016 21:52   

А тогда я к вам примажусь! :) :) :)
Анна Сабаева   09.12.2016 22:52   

Не вопрос, - я не жадный!!!:)))..
Александр Штурхалёв   09.12.2016 22:58 

А я это знала! Спасибо, Саша, за подарок! :) :)
Соленые озера, соленые моря...
Вы счастье, вдохновенье и вы - судьба моя!
"Соль жизни"...
Анна Сабаева   09.12.2016 23:00   

************************************************
Рецензия на «Сладкий дым воспоминаний 1» (Анна Сабаева)

Доброго дня, Анна!!!..
Замечательный рассказ!!!.. Эх, студенчество, - золотая пора, пора любви, надежд, дерзаний, - казалось, что весь мир лежал у твоих ног, и прошлого не было почти, - одно сплошное, безоблачное будущее!!!..
Александр Штурхалёв   06.05.2016 03:59   

Здравствуйте, Саша! Да, студенчество - самая лучшая пора нашей жизни. Что бы ни происходило с нами в эти годы и в какие передряги мы бы не попадали - все воспринималось с энтузиазмом и верой в наше светлое будущее. Пусть эта вера нас и сейчас не покидает!
Анна Сабаева   08.05.2016 23:24
************************************************
Рецензия на «Шуточные стихи. Про женщин» (Анна Сабаева)
Доброго дня, Анна!!!..
Согласен я, и мой ответ:
Российских женщин лучше нет!..

От всей души, - с Праздником!!!..
Александр Штурхалёв   08.03.2016
************************************************
Рецензия на «Женщине - психологу» (Анна Сабаева)

Полагаю, Анна, что любая Женщина, - психолог!!!
С самыми добрыми пожеланиями,
Александр Штурхалёв   03.10.2015
************************************************
Рецензия на «Будильник» (Анна Сабаева)
Доброго дня, Анна!!!..
Ну не надо так переживать!!!:)))..
*
Расстраиваться, право, смысла нет,
Тем более сейчас, в преддверии Весны!
Открою небольшой ночной секрет:
Весною с продолженьем снятся сны!!!..:)))
С улыбкой,
Александр Штурхалёв   10.04.2015 04:59   

Здравствуйте, Саша! Да, такие они, будильники... Злые монстры! Вмешиваются в нашу жизнь на самом интересном месте :) Хотя сколько людей - столько восприятий. Мы рождаем стихи, как детей - и они начинают жить своей собственной жизнью :) Всегда вам рада. С искренним теплом.
Анна Сабаева   10.04.2015 07:15
************************************************
Рецензия на «Шуточное посвящение Остеру Григорию Бенционовичу» (Анна Сабаева)

Советы Остера я крайне обожаю,
Они до неприличия забавны:
На утюге омлет, к примеру, жарю,
И блендером взбиваю пену в ванной!:)))..
*
С улыбкой,
Александр Штурхалёв   27.01.2015 05:05   
************************************************
Рецензия на «Такой вот Новый год...» (Анна Сабаева)
Доброго дня, Анна!!!
*
Пусть борода-мочало, и в галошах,
И прыгает по лужам дед Мороз,-
Он всё равно желанный и хороший!
И долгожданный, как из плаванья матрос!:)))
*
С наступающим, Анна!!!..
Пусть от тяжёлого года лошади лишь подковы останутся на счастье!!!!!!!!!!!!
************************************************
Рецензия на «Факты биографии. Львов - город детства. Проза» (Анна Сабаева)

Вечер добрый, Анна!!!..
При прочтении неоднократно уплывал в ностальгические лирические отступления, очень многие, базовые, так сказать, моменты из жизни моей семьи похожи, особенно трагические моменты...
Замечательная идея, - составить семейную летопись!!!

А во Львове непременно побываю, - двоюродный брат Володя, пограничник, полковник, вышел в отставку и осел во Львове!!!
С самыми добрыми пожеланиями,
Александр Штурхалёв   02.09.2013 21:56   

Рецензия на «Я - в Париже!» (Анна Сабаева)
Прекрасно понимаю Ваш восторг, Анна!!! И разделяю!!!.. Что-то подобное и я чувствовал, увидев город Грёз, город Мечты и Любви!!!
Александр Штурхалёв   29.07.2013 23:31   

Париж, как ни странно, оставил не самое мощное впечатление из всего увиденного мною. Я в восторге от Кельна, Лиона, Монако, Вены. Первые ощущения от Парижа были, конечно, именно те, что в этом стихотворении - восторг, упоение, невозможность поверить в осуществившуюся мечту... Но потом суетящийся человеческий муравейник несколько поубавил впечатлений. Но если от этого абстрагироваться, то впечатления, конечно, незабываемые
Анна Сабаева   30.07.2013 22:45
************************************************
Рецензия на «Вера, Надежда, Любовь» (Анна Сабаева)

Три грации: Вера, Надежда,
Конечно же, третья, - Любовь!
Нам путь освещают, как прежде,
И легче становится вновь!!!
*
Пусть эти три грации, Анна, никогда Вас не покидают!!!
Александр Штурхалёв   27.07.2013 16:37   
************************************************
Рецензия на «Краски лета» (Анна Сабаева)

Сочные, солнечные строки, Анна, как лето в Сочи!!!:)))...
Незабываемого, чудесного отдыха!!!..
С самыми солнечными пожеланиями,
Александр Штурхалёв   06.07.2013 22:44   
 
Да, Саша, надеюсь, Париж, Версаль, Венеция, Канны, Вена не оставят меня равнодушными :) Приеду - поделюсь впечатлениями :) :)
Анна Сабаева   06.07.2013 22:45   
ОГО-ГО, Анна, - вот это размах!!!!!!!!!!...
Впечатлений, наверняка, не на одну книгу привезёте!!!!!!!..
УДАЧИ!!!
Александр Штурхалёв   06.07.2013 22:52   
Ну, не знаю... В прямом смысле все будет "галопом по Европам" - всего 9 дней на все про все... В общем, вернусь - напишу.
Анна Сабаева   06.07.2013 23:04   
************************************************
Рецензия на «Факты биографии. Воспоминания о Норильске. Проза» (Анна Сабаева)

С огромным интересом и удовольствием, Анна, прочёл ваши воспоминания о Норильске!!!.. К сожалению, не был в этих суровых и прекрасных краях, но как-то, было дело, 3 года служил примерно в тех же широтах, но на другом конце страны, и вывел для себя формулу: чем суровей климат, тем теплее и отзывчивее люди!!!
Александр Штурхалёв   26.04.2013 17:

Это вы совершенно правильно заметили. Суровый климат смягчает людей :) Хотя и в Норильске люди изменились по сравнению с теми, с кем я встречалась в 90-х. Все течет, все изменяется... И не всегда в лучшую сторону... Впрочем, в любой стране, в любом городе, в любой нации есть люди хорошие, а есть не очень. Хочется надеяться, что нам будет встречаться в основном первая категория людей. С улыбкой :)
Анна Сабаева   26.04.2013 20:28   
"Созрела" - разместила на своей страничке и "Шуточную кулинарию в стихах". Читайте и наслаждайтесь! (Желательно не на голодный желудок, чтобы опять "слюной не изойти", как после "Пельменей"...) Рецепты прилагаются, так что дерзайте! С улыбкой
Анна Сабаева   26.04.2013 22:09   
Здорово! Просто слов нет...
************************************************
Рецензия на «Шуточная кулинария в стихах. Кулинарная книга» (Анна Сабаева)

Вот ведь, зарекался я, Анна, не читать Вашу "Кулинарию" на ночь!!!:)))...
А чтоб не “умереть от скуки”, я люблю сам придумывать разные рецепты, сочетать несочетаемое, на первый взгляд, и вообще, готовлю по наитию, и как говорят, - неплохо получается!!!:)))...
*
По поводу кулинарии, диалог ночью супругов в постели:
- У, ты мой сладенький, так бы и съела тебя!!!..
- Тебе лишь бы пожрать...)))..
*
С улыбкой, и самыми добрыми пожеланиями,
Александр Штурхалёв   20.06.2013 23:29   

Ну, думаю, ожирение вам не слишком угрожает, так что иногда можно и на ночь себя побаловать :) Но только иногда :) :)
Анна Сабаева   21.06.2013 01:03   
************************************************
Рецензия на «Диалог после терракта» (Анна Сабаева)
Вечер добрый, Анна!!!.. Очень жаль, но ваши строки ещё долго будут актуальными...
*
Да. Я согласен воевать.
Лицом к лицу. Штыки в штыки.
Вас доброте учила мать,
А гибнут дети, гибнут старики..

Пусть яростен и бородат ваш вид,
Мужчины так не поступают,
Аллах вас точно не простит,
И заминировал дорогу к раю...

Александр Штурхалёв   18.05.2013 20:51   

Добрый вечер, Александр! Да, к сожалению это так. И ничего не меняется... Почему-то часть человечества не понимает очевидного факта, что, разрушая своими атаками и взрывами Землю, они рубят сук, на котором сидят... А здравомыслящая его часть вынуждена расплачиваться за этих уродов... Горько это сознавать...
Анна Сабаева   18.05.2013 22:43
************************************************
Рецензия на «Шуточная кулинария в стихах. Чесночная булочка» (Анна Сабаева)

Ох, Анна, ну нельзя такие аппетитные строки публиковать после 18-00!!!:)))... Такое непреодолимое искушение, - пронзительно захотелось борща, жаркого, салата, опять борща, и всё это, конечно же с восхитительной чесночной булкой!!!:)))...
С улыбкой,

Александр Штурхалёв   17.04.2013 20:11   
Это не единственное (помимо Пельменей) мое "кулинарное" стихотворение :) Пора, наверное, все опубликовать отдельной темой :) :) И тогда все наши поэты будут есть, есть, есть, есть... и в скором времени станут вальяжными, толстыми, ленивыми... Легкий и верный способ избавиться от конкуренции (шучу, конечно). С улыбкой
************************************************
Рецензия на «Зеркало» (Анна Сабаева)
Здравствуйте, Анна!!!.. Глубокое, мудрое, спокойное стихотворение, - как сама жизнь!!!..
*
В зерцале жизни потемнела амальгамма,
Но отражение лишь глубже и мудрей!..
Оно запомнило девчушку, деву, даму,
И любит их сильнее и нежней!!!..
*
С весенним теплом,
Александр Штурхалёв   28.03.2013 19:

Здравствуйте, Александр! Спасибо за ваши комментарии. И за ваш замечательный экспромт. Это стихотворение - предисловие к моей последней книге "Зеркало", часть произведений из которой я разместила на нашем сайте. А книга вышла в 2012г, презентация была в Норильске 01.06.2012г. Собираясь уезжать из Норильска навсегда, решила подвести итоги, издав книгу, в которой, как в зеркале, отразилась вся моя предыдущая жизнь. Потому и такое название - "Зеркало":)

Анна Сабаева   29.03.2013 11:19   
************************************************
Рецензия на «Шуточная кулинария в стихах. Ода пельменям» (Анна Сабаева)

Что же Вы со мной делаете, жестокосердная Анна???...
Ну вот, обильно выделяемой слюной прожёг левый ботинок, между прочим, почти новый..)))..
С улыбкой и днём Смеха,
Александр Штурхалёв   01.04.2013 06:16   

Здравствуйте, Саша! Рада, что "улыбнула" вас сегодня :) С днем смеха! С радостной признательностью и сочувствием к вашему левому ботинку (почему левому - понятно, он ближе к сердцу) :)
Анна Сабаева   01.04.2013 06:49   
************************************************
Рецензия на «Старушки» (Анна Сабаева)

Добрые, тёплые, замечательные строки, Анна!!!
Александр Штурхалёв   18.03.2013 17:14   
Большое спасибо, Александр!  Это одно из самых ранних моих стихотворений, написанных в то же время, когда и "Если б я рисовать умела"... Смотрю, вам мои ранние стихи нравятся больше, чем более поздние :)

Анна Сабаева   19.03.2013 01:37   
************************************************
Рецензия на «Шуточные стихи. Кружева или стихи-перевертыши» (Анна Сабаева)

Доброго дня, Анна!!!.. Мало кого оставляют равнодушным эти блоковские строки!!!:)))... Я тоже как-то развивал эту тему:
*
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Ехал грека через реку…
Вёл собачку на ремне,
Пропустите его ко мне,
Я хочу видеть этого человека!..
*
С улыбкой,

Александр Штурхалёв   18.03.2013 16:59   •   
Да, это точно. Какая-то магия в этих строчках :) У меня была целая серия таких стихов-перевертышей. Пока только два вспомнила (про Блока и про мальчика с мячом) :) Что-то в последнее время мне одни шуточные стихи в голову приходят. Наверное, весна действует (хотя ее приход что-то сильно затянулся, даже у нас "на югах"):)

Анна Сабаева   19.03.2013 01:44   
************************************************
Рецензия на «Шуточное поздравление с 8 марта» (Анна Сабаева)

Это да, Анна, нашего брата беречь надо!!!:)))..
С Праздником!!!
Всех благ, удачи, счастья, вдохновения!!!

Александр Штурхалёв   07.03.2013 23:10   
Спасибо! Это, правда, еще до меня было сказано - "Берегите мужчин"... Но не лишним будет напомнить :)
************************************************
Рецензия на «Мужчинам в праздник 23 февраля» (Анна Сабаева)

Обеими руками, Анна, за радость женской половине!!!
Да будет так!!!
Спасибо огромное за поздравление!!!

Александр Штурхалёв   24.02.2013 01:12   
************************************************
Рецензия на «Если б я рисовать умела» (Анна Сабаева)

Чистые, как небо, искренние, солнечные, трогательные строки, Анна!!!
"Ясное небо, чистое небо, мирное небо", - что может быть чудесней!!!
С наилучшими пожеланиями,

Александр Штурхалёв   15.02.2013 06:13