Яблоко золотое

Анна Куликова-Адонкина
               
        Я перебегала через дорогу, где на другой стороне  ждал  муж, и мурлыкала мелодию  без слов «Одинокий пастух». Дул  теплый  ласковый ветерок,  разносящий по округе аромат  фруктов и легкий кизячный запах: селяне готовили сухофрукты на зиму.

        Мы только-только  с Сашей поженились, и дорога, разделяющая нас,  казалась длинной. Наконец муж подхватил меня на руки,и галантный ветер  слегка обнял прикрытые загорелые ноги легкой тканью юбки,а потом вместе со мной парашютом приземлился на землю.Я вдыхала чудесный воздух,а ветер продолжал  играть  полупрозрачным  платьем  и длинными черными волосами,  окутывающими не только  лицо и голову, но и грудь, и спину,  напоминая морские водоросли.
Сашка любовался мною, потом сказал:

      -Хватит  воображать,  посмотри,  какая вокруг красота!

Я огляделась: действительно глаз не оторвать от садов и виноградников, готовых вот-вот  отдать дары людям. Особенно привлек нас необозримый яблоневый сад. С дороги каждое дерево казалось небольшим, уже поредевшим от опавших листьев, но с красующимися большими разноцветными яблоками.

      -Галюнь,- давай разведаем, как и что там?- предложил   Александр.

      -Это колхозный сад. И он охраняется, - засомневалась я.

      -А мы потихоньку!

      -А, давай!

Нам по двадцать   два года, мы занимаемся  спортом, кровь играет, хочется сделать  что - нибудь такое...

       -Прыгай! -скомандовал  Саша.

И я, поспешив, чуть не носом ткнулась в землю. И задохнулась: под  деревом было устлано падалицами, издававшими такой запах,что голова закружилась.
 
Следом спрыгнул муж и уже протянул руку к красно- желтому яблоку, как услышали  пронзительный визг.Я от страха присела, будто по голове меня кто -то "приласкал".Мы оказались не одни. Здесь была засада- караулили мальчишек,  любящих лазить по  чужим садам и огородам. Спиной я почувствовала наездника,  хлестнувшего плеткою  небольшого мальчишку,у которого  моментально остался вздувшийся красный рубец, и грозно повернулся ко мне с тем же намерением.  Мы оба застыли. Я- от страха, а наездник ? Статный,  с правильными чертами лица и с неожиданно потеплевшими черными глазами. Спрыгнув с коня,взял меня за руку и повел вглубь сада что -то эмоционально  говоря по-турецки.

       -Э - Э! - Закричал муж.-  Ты куда её повел?

       -А тебе какое дело? Кто она тебе?

       - Жена!- гордо заявил Саша.

       -Что?  Её родители разрешили вам пожениться?- удивился хозяин.

       -Конечно! Почему нет?

       -Но она иноверка!!!- возмутился черноглазый горец.

И тут Саша мой расхохотался:

       -Галь,  скажи хоть слово. Ты что,онемела?

       -Женщина не имеет права вмешиваться в разговор мужчин, -повысил голос   хозяин.
       -Да русские мы,  русские ,-наконец не выдержала  я,- в гости приехали.

Мужчина выпустил мою руку и…покраснел.  Придя в себя, он  хотел превратить все в шутку:

      - А мама в Турцию  на море не ездила?  Где -то  лет двадцать назад?-  И заблестел в улыбке золотыми зубами.

Мы молчали.

      - Но она у тебя вылитая турчанка? Глаза как блестящий антрацит,  волосы  -копна драгоценных камней, брови-дуги как у шахини.  Вах -Вах!

 Мы продолжали молчать.

      -Ну,  что ж,  коль пришли, будьте гостями.  Угощу апортом.Надеюсь,  знаете его вкус? Где живете?  На севере? Тогда навряд ли приходилось есть золотое яблоко.

 И всей толпой мы двинулись к добротному дому, утопающему в саду. 
Беседка,огражденная невысоким резным заборчиком,пол, засланный одеялами, так и манили  в тенёк отдохнуть.

Вслед за нами шли ребятишки: часть  своих, часть не успевших убежать. Но по мусульманскому закону  раз вошли в контакт с  хозяевами, становятся гостями.

      -Акса ,- закричал хозяин,- заставь  Акдул намазать йодом  и перевязать лоб этому противному Зие.  Я его так когда-нибудь разрисую,на чертенка будет похож.И
отпусти домой!

      - А вы,гости дорогие, заходите в беседку, рассаживайтесь, отдыхайте.-  Хозяйка,  накрывай на стол, неси угощение.

 И как по волшебству, на низком национальном столе появились груши, персики,  какие -то ягоды, айран, кумыс, и, конечно, деревянная ваза яблок нескольких   сортов.  А в завершение -своеобразно пахнущий черный чай и кофе,особо сваренный в турке. Гости скромно  приступили к трапезе. Наиль, так звали хозяина, снова подал голос:

      -Хозяйка, неси кальян.

  И предложил взрослым гостям.  Мы с Сашей отказались, и тут со скрипом открылась калитка и в неё  ввалилась в шароварах,  на которые ушло не меньше шести метров  атласа,с насурмленными бровями,в чувяках с задранными носами, бедным  Зией под мышкой грозная женщина. Наиль встал напротив соседки, и начался громкий эмоциональный разговор. Наконец это мужчине надоело, он набрал приличную плетеную корзинку фруктов и, повернув спиной к выходу толстуху, довольно сильно её подтолкнул. Незваная гостья схватила своего  Зию за руку и потащила за собой, выкрикивая что -то  явно нелицеприятное.

Наиль глубоко вздохнул и начал:

      -Яблоко апорт у нас называют золотым.  Где и когда этот сорт появился,   ученые до сих пор не знают. Есть только сведения о том,  что  в записях монахов  насчет него указана дата 1115год. Почти через тысячу лет оно «заговорило» о себе  на Украине,в Польше, в Османской Империи и по  югу России. Но больше всего  ему понравилось в  предгорьях  Заилийского Алатау,особенно в окрестностях Алма-Аты.

       -В 1865 году из Воронежской области  мещанин по фамилии   Редько  в деревянной  бочке  привез саженцы апорта. И случилось чудо. На родине из них  вырастали  небольшие, зелёные, кислые яблоки. А здесь, когда пришло время (а начинают они плодоносить через  шесть-семь лет),выросли мощные деревья, а на них плоды, величиной 200-250 граммов. Это норма. Но, бывает,  вырастают яблоки  до 900 граммов. Они очень красивые, морозостойкие, готовые к сбору в сентябре, и до весны сохраняют  вкусовые,  ароматные, витаминные свойства. Сегодня апорт считается  самым лучшим сортом яблок в мире.

Наиль все это говорил с гордостью,как на трибуне перед  зрительным залом.  Закончив,чуть передохнул и продолжал:

    -Угощайтесь!  Кому красное?  Кому зеленое с желтым бочком?  Кому пестрое?  Кому бордовое?

Уходили мы с двойным чувством. Эпизод  с мальчишкой словно кошачьей лапкой  скреб моё сердце, а красное, еле поместившееся  в руке яблоко с нежной кожицей, приятно грело руку  и благодарило в душе  тех, кто вывел, вырастил и сохранил это чудо.

ххх

Прошло  тридцать лет. И на месте цветущих садов росли какие -то, похожие на корявых карликов, деревья.  Волей судьбы  мне пришлось  побывать в этих местах еще раз. Назначалась  учительская конференция,и я приехала на два дня раньше,  чтобы побывать в местах, которые поразили  меня тогда, заодно повидать родственников. Вот и дом садоводов показался.Только выглядел он  грустным,  постаревшим.
 
Как и тогда, была осень, но вместо  разноцветной листвы с золотыми яблоками   
на пышных деревьях, стоящих в ряд как солдаты - гвардейцы,в саду  на кочковатой земле копошились люди.

      "Что они там делают?? подумала я.
 
     -Сад приводят в порядок, женшина!

 Я оглянулась:  передо мной стоял  сгорбленный,седой,в очках с большой диоптрией старик. Сердце  болезненно заныло: что сделали годы?

       -Наиль!

       -Галья! О! Как мы изменились, что не узнали друг друга! Ты вовремя приехала, одна из первых узнаешь нашу радость. Вышел указ о восстановлении  садов яблок сорта апорт.

      -А зачем же их выкорчевывали?  И что здесь было, когда такую красоту уничтожили?

     -ХМ! Зелень кислую выращивали для  дешевых вин.  Тьфу! Весь юг рыдал,  оплакивая золотые яблоки. Теперь лет десять придется ждать.К тому же специалисты говорят,что это уже будет не такой апорт.

     -А как Ваши дети отнеслись к этим переменам?-  спросила я.

     -Дети?  Где они?   Ветер по всему свету их раскидал, мы со старухой   вдвоем остались.А у вас есть дети?

     -Сын.  Институт закончил, геологом работает. Тоже один раз в год видимся.  Двое   внучат у нас с дедом живут,в школу с мамой ходят. Я на пенсию собралась,  три года  осталось

     -О!  Галья!  Какая же ты была красивая! Долго мне потом снилась. Ты и сейчас красавица, только волосы поседели и в пучок свернулись, да глаза погрустнели. Обо мне ничего не  говори-расстроюсь.

     -Ладно,- засмеялась я,-есть еще   кость мужская и сила богатырская!

     -  Рахмат,  дорогая,  дай АЛЛАХ,тебе счастья.Иншала!- сложив ладони,благодарно поклонился старик.
 
     -И Вам,Наиль, подышать ароматом  чудесного яблока.

     -Про себя не знаю, а ты приедешь ещё как раз к тому времени, когда вновь   будет радовать Аллахом созданный плод.

     -Приеду. А сейчас мне надо бежать, автобус  уже на подходе. До  свидания, ЦАРЬ золотого яблока!Удачи  Вам!

     -И вам,  русские  « пенсионеры»! Вы -то дождетесь нашей красоты и гордости!

     - Будем надеяться!- и я, не оглядываясь, побежала на остановку.

Было грустно по ушедшей молодости и исчезнувших яблоках, которые славились на весь мир. Их вкус и аромат никогда не забудет тот,кто хоть однажды его попробовал.А те,что на перроне и базарах продают сегодня в южной столице, называя апортом, не
имеют ничего общего с теми красавцами...