Ветеран живет рядом

Иван Меженин
         Василий Ильич
Дорохин в Зуевке не коренной
житель. Но он в селе стал популярен,
знает его здесь и стар и мал, как говорится. А
прославил он себя примерным поведением,
скромностью, трудолюбием. Вообще -
добрыми делами.

    Родился Вася Дорохин в
степном поселке Березовый 2 января 1947
года. И у него родители люди известные, в народе уважаемые: отец, Илья Иванович инвалид войны-Илья
Иванович, проработавший много лет на поселке бригадиром
комплексной бригады. Кохоз их
«Вторая пятилетка» всегда был передовым, а Илья Иванович  награжден орденом Ленина. И его жена, мать Василия, Мария Андреевна считалась передовой колхозницей.

    В их семье было четверо сыновей и две дочери.
Василий всех старше.

     Дошкольное время запомнилось ему детскими яслями, куда их мама перед работой отводила. Где им с утра
вкусные приманки давали.
            - По десять конфеток-подушечек мы в яслях
утром получали, а в обеденный перерыв кашей
нас кормили, - рассказывает мне Василий Ильич.
Ясли были у Денисовой Акулины на дому. Она заботливая была баба, отвечала за всех нас, а две нянечки за нами присматривали. 


Тогда без яслей на поселках  и в селах не обходились. Женщины зимой и летом работали в колхозе.
А ребятишек на улице без присмотра одних не оставишь.
 А ясли наших матерей освобождали на день от семьи.
 - В 1954 году я пошел учиться в первый класс.
Анна Ивановна нас учила. Она приезжая, в третьем классе замуж вышла за Петра Михайловича Зуева.
Нас в следующем году Зоя Александровна Карпенко учила.
А уже с пятого класса и по восьмой я учился в  Кулешовке. Школу там возглавляла  Мария Борисовна Симкина, учителями у нас были: Овчарова Вера Георгиевна
(имя ее могу спутать) и Кузнецова Любовь Григорьевна.

    Уговаривали они меня учиться и дальше, но я учебе после восьмого класса предпочел работу. Разными делами  занимался в колхозе: корма зимой с поля на бударке возил, зерно нового урожая отвозил от комбайнов на парном фургоне.

          Но хотелось приобрести какую-то специальность.
И мы с Петькой Коротких в зиму 1963 года учиться  на
курсы трактористов подались в Домашку. К весне в колхоз
«Вторая пятилетка комсомольцами и с правами
тракториста возвратились. Мне бригадир Гребенкин
Василий Маркович  трактор ДТ-54 в ту же посевную доверил.
Сеял я на нем, хлеб и кома убирал, зябку пахал.
В 1966 году призвали в армию. На Украине в танковых частях служил почти три года. В части ребята всех национальностей были, а жили дружно, как одна семья.
И мне гостеприимный Остер, Черниговской области вспоминается и теперь тепло.

          В октябре 1969 года из армии возвратился, а двумя месяцами ранее в наш медпункт Валя Богатырева
работать поступила. Она приезжая, в клубе на танцах с ней познакомились. Понравилась она мне простотой, красотой.
Поженились в 1969 году, при медпункте
в комнате и жили. В 1970 - м  на свет появилась дочка Лариса, а в 1974 году — сынок Алексей.
                2
         А я сразу же по возвращении из армии в Богдановское РТС подался.  Отремонтировал там трактор ДТ — 54. Запчастей  хватало, сделал его как новым.
В посевную агрегат из трех сеялок на нем возил,
сеяльщиков опытных за моим агрегатом закрепили.
И приемная комиссия качество нашего сева
по всходам оценила на высшую оценку «отлично».

    Вышла по итогам года выработка гектаров на мой трактор самая высокая, заработал я соответственно и денег больше других. Стали бригадиры меня хвалить, ставить другим в пример. Это меня вдохновляло, вселяло веру в мои способности. Вот я и старался в работе еще больше приобретать навыков, лидируя с этого времени в колхозе по выработке на трактор. А это учитывалось при раскреплении
 и новой техники. Пришел в колхоз новый трактор ДТ — 75,  мне его осваивать доверили.
Потом трактора приходили Т — 150, К — 700.  Я их осваиваю.


    С годами Василий Ильич становился универсальным
механизатором: трактористом и комбайнером. Комбайны марок СК — 3, 4, 5 «Нива» еще были, изучены им основательно.
- Потом пришли к нам в колхоз комбайны посложнее, двух барабанные.  Марки «Колос». - рассказывает Дорохин. -
На них мое звено лет пять работало. Это была средина
семидесятых годов. Секретарь парткома Андрей Михайлович Карпенко присутствовал у нас на комсомольском собрании. Там он поставил вопрос о моем переводе в компартию.
Тогда же я по колхозной работе в передовиках так и ходил.
  И всего год я в кандидатах партии КПСС пробыл, меня
 колхозники за хорошую работу членом правления избрали.
А в следующем году коммунисты рекомендует меня в члены колхозного парткома. А я не любитель выступать с трибуны.
Сижу себе на заседаниях правления колхоза или парткома, слушаю, помалкиваю. Чего говорят другие, мнения анализирую, которые разделяю, за их решения голосую.

           Приближались восьмидесятые годы. В районе подводились итоги работы колхозов и совхозов за прошедшую пятилетку. Наш колхоз по ее итогам в соцсоревновании выходил в лидеры. Награждались передовики производства, меня наградили орденом Трудового Красного Знамени.  
           Заговорили в районе об очередном съезде партии КПСС. Коммунисты на местных собраниях выдвигали кандидатов на районную партконференцию.  Нашими коммунистами был выдвинут и я на нее.
А на районной конференции выдвигали делегатов на
очередной 26 съезд КПСС. Как передовика колхозного производства, имеющего за труд орден, выдвинули
там кандидатуру и мою.


                              
Работой звена Василия Ильича мы восхищались.
                
            
Когда наши два хозяйства «Красное Знамя» и «Вторая пятилетка» объединились в 1970 году в один колхоз, мне как агроному приходилось наблюдать за его работой в поле.
Будь то пахота, покровное боронование, предпосевная
культивация, сев или уборка. Стал я его способности распространять и на других для получения высоких урожаев.
На их отделении мной было создано
звено по выращиванию кукурузы и подсолнечника. Руководить звеном мы поручили Дорохину
Василию Ильичу. И отныне его люди в звене
стали работать производительно и
качественно, как и он сам. По примеру
звеньевого вырабатывая на поле
максимальное количество условных га
мягкой пахоты на трактор, экономя ГСМ и запчасти,
долгое время работая без ремонта,  получая среди других звеньев самые высокие и самые низко затратные урожаи. 


    А ближе к девяностым годам в наш колхоз поступили
высокопроизводительные, технически сложные комбайны «Дон». Это была лучшая зерноуборочная машина тех годов.
В  технологическом процессе этих машин уже широко
применялась электроника и автоматика.
И на этих комбайнах условия работы
механизатору созданы были самые лучшие.



    Стал перед правлением колхоза вопрос «Какому
звену доверить эти Доны?» Пал выбор на звено Дорохина.
И дорохинцы надежды наши оправдали. Они быстро освоили эту технику. Донами убираются теперь колхозные  поля любого урожая, намолот зерна идет быстро и качественно.
            И на мой взгляд, имея в селе таких механизаторов, каким являлся Ильич, колхозы наши никогда бы экономически не разорились. Они бы только экономически крепли от профессионалов работающих в поле, в мастерских и на фермах. Он же не зря, как и другие, носили почетные звания заслуженных механизаторов Российской федерации. А Ильич еще и звание делегата 26 - го съезда КПСС, кавалера ордена "Трудового красного знамени" и ордена "Славы 3 степени".
Он человек и теперь с заглавной буквы, находясь на пенсии, он и как семьянин - отличный. Его любят члены его большой и дружной семьи.  Его уважают селяне по прежнему. Он наша слава и гордость.
Да только ли село Ильичем гордится, он гордостью является и всего Нефтегорского района. Люди, которые теперь на пенсии, помнят, как боготворили Василия Дорохина во времена СССР первые руководители Райкома и Райисполкома: Ильин Алексей Михайлович (секретарь райкома) и Постников Александр Васильевич (председатель райисполкома) души в нем не чаяли, любили его. Василий Ильич по возвращении со съезда по их предложению был избран членом бюро Нефтегорского райкома КПСС. И являлся им вплоть до развала СССР.
 Дружу и я с ним всю жизнь, как с порядочным и преданным товарищем, как с человеком простой крестьянской души. Семьями мы дружим, желаем добра и здоровья, взаимного счастья и благополучия в будни и праздничные дни.

     Надежда Михайловна, вторая жена у Василия (Валентина Васильевна, его первая жена к сожалению рано умерла). Она по характеру, по доброте, по красоте  и умению ладить с людьми схожая с Валентиной Васильевной.
На фото - Я и Василий Ильич.