2. Дерибас и Седых развивают сварку взрывом

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Андрей Андреевич Дерибас (слева) и Владимиром Семёновичем Седых.


Надо еще сказать, что, несмотря на отъезд Седыха, который открыл явление сварки взрывом, я не переставал интересоваться, как идут у нас работы в этом направлении.

А работы шли теперь только в группе Дерибаса, Андрей Дерибас решил заниматься главным образом сваркой взрывом. сотрудники его группыдовольно быстро научились сваривать взрывом многие пары металлов, которые раньше было невозможно соединить друг с другом, например, медь приваривали к стали. Они с гордостью демонстрировали шлифы образцов с характерной волнообразной линией между металлами и рассказывали, как долго и тцательно они подбирали нужный режим, чтобы получить качественный шов. фактически они шли к оешению производственных зпдпч чисто эмпирическим путём. Никакой наукуи пока здесь не было.

С результатами своих работ они выходили на крупные заводы, стараясь найти такие задачи, где экономический эффект был бы значительным.

Так, например, на Кузнецком металлургическом комбинате они изготовили сваркой взрывом опытно-промышленную партию биметалла (малоуглеродистая сталь + нержавеющая сталь), которую в дальнейшем прокатали в листы. А на Орско-Халиловском металлургическом комбинате, Металлургическом заводе им. Ильича и других заводах сваркой взрывом были созданы такие соединения, как сталь + медь, титан + ниобий и другие биметаллы, которые обычной сваркой получить было нельзя.

Мне эти работы нравились. Более того, меня тянуло, как магнитом, заняться теоретическими разработками, поскольку теории сварки взрывом всё ещё не существовало. Мне же казалось, что, несмотря на то, что эта задача несимметрична (в отличие от осесимметричной сходной задачи кумуляции, решенной М.А. Лаврентьевым), мне удастся найти подход к её решению.

Более того, я частенько возвращался к теории функции комплексного переменного и писал уравнения, которые описывали бы эту задачу. Писать то я писал, но аналитичекого решения не находил.

А на практике – что у Дерибаса – в Академгородке, что у Седыха ( Пашков чтал заниматься не сваркой взрывом, а обработкой взрывом порошковых материалов и композитами), который сумел развернуть аналогичные экспериментальные работы в Волгограде, где он стал заведующим кафедрой в Политехническом институте, возобладал эмпирический подход к подбору параметров сварки для каждой задачи. Так и сложились две школы – Дерибаса и Седыха.

Не думал я тогда, что и в кандидатской моей диссертации, и в докторской сварка взрывом станет предметов моих исследований.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/02/743