Немного о дорогах

Алексей Зарукин
  Дорога! От этого слова у многих сладко замирает сердце от предчувствия приключения. Это или ветер в лицо из открытого окна купе, или мелькающие полосатые столбики с синими отметками пройденных километров вдоль асфальтовых полос, или запах керосина и гул взлетающих самолётов. Да много чего ещё может привидеться! И посошок в аэропортовском буфете (может пятый, а может и восьмой – спокойней взлететь при потухшем сознании). И длинные беседы ни о чём со случайным попутчиком или попутчицей за стаканом чего-то там спиртсодержащего в ночном купе вагона. И новые улицы, и лица очередного провинциального или претендующего на что-то большее городишки, куда тебя забросила командировочная судьба, и где ты до этого ни разу не был и, дай бог, чтобы ни разу больше не попал. И много-много всякого интересного, что описывать можно долго-долго. Дороги, которые мы выбираем, так заманчивы и многообещающи, что и говорить. В общем, дорога это не просто коммуникация, а скорее состояние души!
 
 Если взять этот тезис за основу, то можно сделать много интересных открытий и наблюдений. Например, дороги Германии. Широкие, ровные, прямые, предсказуемые – короче немецкие. А какая душа у немца? Уловили аналогию? А дороги Италии в Альпах. Стремительные, извилистые, крутые подъёмы, еще более крутые спуски, как итальянский темперамент. Американские автобаны! Это скучно, сыто, лениво. Ну и так далее. И вот если присмотреться к русскому характеру, то ни у кого не останется ни малейшего сомнения о состоянии наших дорог.
   
 И тут же я бы развил эту мысль, непонятно, что первично, а что вторично! То ли дороги такие в силу того самого русского характера, то ли характер такой, не совсем адекватный, из-за езды по этим дорогам. Ну да с этой диалектической задачкой пусть разбираются другие, а мы же вернёмся к нашему повествованию.
  Видимо размышляя в том же ключе, Пётр 1 изрёк:
   - Рубим окно в Европу!!!
   И я его прекрасно понимаю, хоть мы азиаты и скифы, но до Европы дорубить дорогу 1000 вёрст, а до Азии 8000 рубиться! А в развитие этой темы один из классиков (какой именно не упомню) оставил известное изречение про две российские беды. О них знают все! И если с первой из них с помощью тяжёлой землеройной техники, направленных взрывов, кувалды и какой-то мамы справиться ещё можно, то вот с дорогами никак не получается! Ибо когда у другого классика спросили, когда он был за пределами России:
   - Ну, как там, на родине?
   То он лаконично и ёмко ответил:
   - Воруют!
   Хотя лично я думаю, что это только официальная, прилизанная цензурой версия, звучит так лаконично и кратко. А вот в первоисточнике что-то перед этой фразой должно было быть!!! Наверняка пару абзацев убрали. Впрочем, оставим это на совести царской цензуры, так как суть отражена исключительно верно.
   - Ну, как можно на десять миллионов построить километр дороги, а себе?
   Это первый вопрос, который обычно возникает в голове у самого ответственного за дорогу чиновника.
   - И зачем строить? Это второй вопрос, который возникает в голове у заместителей этого ответственного чиновника.
   - И как строить? До этого вопроса обычно дело не доходит никогда, так как строить после первых двух уже практически не на что, да и по правде говоря, некому!
   
 Вот так и обстоит дело в российской глубинке. И наша родная Амурская губерния не является исключением. Вот тут дорогой читатель, мы плавно и подошли к объекту нашего повествования. Но чтобы ещё лишний раз убедиться в правильности возникающего ассоциативного ряда, зададим вам такой дополнительный вопросик. Как вы себе представляете «золотой прииск»? Представили? Давайте я попробую угадать, что вы себе представили. Это глухая тайга, бородатые мужики, золото в виде самородков с лошадиную голову, которые подбирают из реки, сплошная уголовщина и всё такое! Именно так в кино показывают. Только вот современный прииск – это десятки машин и механизмов, сотни тонн бензина, масла и дизельного топлива, тысячи людей, горы запасных частей и продуктов ну и так далее. А как всё это туда попадает? А я вам сейчас расскажу!
   
 Начнём с того, что 120 лет назад какому-то ненормальному золотопромышленнику захотелось завезти золотоизвлекающую драгу (это очень-очень много железа!!!), а на дворе конец XIX века, ни самолётов, ни машин, в конце концов, а очень хочется! Известно, что для русского, где прошли более одного раза – это уже тропа, а если проехали на лошади – это почти тракт, так что старыми якутскими тропами на русский манер китайскими верблюдами стали завозить по болтику, по гаечке, по железке американскую драгу, да такую тропу натоптали! Вот тебе и дорога! Так всё и началось!
   
 Так всё и продолжается, только вместо верблюда «КамАЗ», «УАЗ» и прочая самоходная жуть, чтобы только дорогу не делать. Ну а для разнообразия для особых экстремалов и эстетов есть самолёт Ан-2. Вот на этом остановлюсь чуть подробнее, так как распирает меня от всего увиденного и пережитого, связанного с этим чудом самолётостроения, аж спасу никакого нет как!
   
 Летать на самолётах очень даже весело! Веселье начинается прямо у авиакассы, когда узнаешь, сколько стоит билет до нашего районного центра. Четыре тысячи с копейками (для информации до Москвы 7500)! Далее веселье продолжается, когда узнаёшь, что кроме тебя есть ещё немало желающих поиграть в русскую рулетку и билетов всем может не хватить! Ну, у нас то «бронь» (слово то какое, советское), и тебе везёт (или не везёт, это как посмотреть), и билет ты получаешь. Потом веселье тебя просто распирает через край, когда ты видишь ЭТО чудо, называемое «воздушным судном». Во времена японской агрессии даже их хвалёные камикадзе, я думаю, несколько раз подумали бы – садиться в него или не стоит! Но тебе нужно сесть (напоминаю, билет стоит четыре с копейками тысячи, как тут не сесть) и ты садишься. А жизнь вокруг так прекрасна, зелень, птички поют, тучки где-то там, на горизонте собираются, и ты так счастлив был, пока билет не купил, и легко одет – лето! Вы думаете, что это лирика – нет, это суровая, правда, жизни. Веселье продолжается, так как это, так называемое «воздушное судно», не специализируется на перевозке пассажиров – нет мягких кресел (вообще кресел нет!), а есть дюралевые лавки, пристёгнутые чем-то дребезжащим к бортам, куда ты, предварительно помолившись, пристраиваешь своё тело возле окошечка, чтобы лицезреть и участвовать в этом шоу, называемом «взлёт самолёта Ан-2». Запустив двигатель с 3-4 попытки (явно не без помощи слова божьего) и гремя всем, чем только можно, в том числе и пассажирами, эта чудо-машина 1960 какого-то года изготовления весело подпрыгивая на кочках взлётно-посадочной полосы нехотя отрывается от земли и устремляется навстречу неизвестности и голубому простору небес.

   А теперь вернёмся на несколько предложений назад, где мы так красиво рассуждали о прелестях жизни и о лете. А на ногах сандалики, а на теле маечка – жарко! А вот наверху совсем не жарко, причём настолько, что прямо, скажем, веселиться уже становится проблематично, всё замерзает и покрывается инеем. Но уже через десяток другой минут опять становится весело и проблема коченеющего тела уже почти и не проблема, так как появляются другие более актуальные, например, где взять полиэтиленовый пакет и желательно целый. Счастливые соседи уже нашли (правда немножечко нецелые) и вы уже знаете, кто и чем сегодня завтракал! А пока вы справляетесь с этими, наступает второй акт трагикомедии, называемый «заходом на посадку воздушного судна Ан-2». Трясёт так, что вы уже не знаете, хотите вы ещё чуть-чуть пожить или нет, потому что пакет полный, а организм не успокоился на достигнутом и хочет дать пятилетку за 3 года. И как только самолёт останавливается и открывается входной люк, все, кто до этого держал при себе и мысли, и всё остальное выскакивают наружу, тут же разбегаются, кто куда успел и начинают изливать все, что наболело окружающему! А таких посадок 3! Правда во время второй уже почти ничего не остаётся, но это вы так наивно полагаете, а организм думает по-другому, и, глядя на всё это, поневоле удивляешься неисчерпаемым возможностям организма! Но мы отвлеклись! Каждому, кто заходит в самолёт после такой посадки, я бы давал орден мужества, ну или какую-нибудь медаль, в конце концов, потому что за свои же кровные деньги так веселиться, способны только героические личности.

   Далее, опять же с божьей помощью, процедура взлёта повторяется с точностью до запятой, и самолёт летит навстречу грозовому фронту. Мы то уже знаем, что самолёт негерметичен, но всё-таки на что-то надеемся! Зря! Первая же туча показывает, что хоть Ан-2 и воздушное, но судно и течёт не чуть не хуже (а может и лучше). К веселью, холоду и тошноте добавляется влага! Много влаги! А тут уже и вторая посадка подоспела. Сели! Надолго! До завтра! А аэропорт закрыт, уже лет восемь как, и гостиницу в этом Бамовской посёлке можно искать до китайской пасхи, поэтому скамейка и серое свинцовое небо над головой так безнадёжно перечеркнувшее ваши мечты быстро добраться до места.

   Как бы я хотел улыбаться вместе с вами, дорогой читатель, но не могу, так как всё это чистая, правда! Вместо 12-13 часов езды на машине (об этом дальше) путешествие по воздуху занимает сутки (если очень повезёт на следующий день), и ты не знаешь, что лучше – чтобы «повезло» и ты сел бы в эту железную птицу и продолжил игру с судьбой, или чтобы не повезло, и ты остался на земле.

   Мне кажется, что после таких путешествий у русской православной церкви прибавляется прихожан, но это лично моё субъективное мнение.

   Если же вы менее впечатлительны и более сдержаны, тогда автомобильная поездка это то, что нужно. Правда здесь не так весело, как в самолёте и скорости поменьше, но тоже интересно.

   Перед тем как отправляться в путь, вам бы не мешало тщательней подойти к подбору машины, на которой вас повезут и водителя за рулём этой машины. И те и другие бывают разные. Очень! Например, машины бывают русские, а бывают для людей (но с правым рулём). Бывают и с левым рулём, но это не для наших людей. Бывают самосвалы, бывают наливники, да много чего есть у нашего предприятия, и всё это снуёт туда-сюда по той, проложенной в стародавние времена дороге, с разной степенью проворности.

   И водители на этих машинах всякие бывают. Есть спокойные, степенные – ветераны грунта! А есть бывшие работники той самой компании, которой принадлежит «воздушное судно Ан-2». Ездить с ними, конечно, безопаснее, чем летать, но не намного. Поэтому с ними лучше ездить в анабиозе - откинул сидение и впал в него (в смысле в анабиоз) пока на кочке головой в потолок не влип, матюгнулся и дальше медитируешь – хорошо!

   А сам дорога! Наверное, можно открыть новое направление науки. Есть же физика твёрдого тела, ядерная физика, физика горных пород, а это можно назвать физикой грунтовых направлений. Почему? А потому что она (или оно), как настроение, меняется каждое мгновение.

   Если она (пусть это будет она) твёрдая (что бывает в сухую погоду, т.е. нечасто), то ехать по ней можно, но со скоростью 90-100 км/час, иначе трясти будет так, что челюсти впереди машины будут скакать, потому как у неё много мелких выбоин, а за эти выбоины никто не бывает … наказан! А так больше газа – меньше ям!    Если она жидкая (что бывает гораздо чаще), то плыть по ней проще - не трясёт, но недолго. До первой глубокой ямы, где уже сидит, как карась в тине, менее габаритный и менее удачливый автомобиль. А объехать никак – вокруг болото, еще большее, чем на дороге.

   Если она зимняя (что тоже бывает в наших краях довольно часто), то тут могут быть различные комбинации. Например, трясёт как на твёрдой, а едешь всё равно до первой ямы или наледи, как на жидкой. И ещё! Очень, очень не жарко!

   Но больше всего впечатлений от езды в межсезонье или распутицу, потому что на этой дороге кроме всего прочего есть две паромные переправы. Они могут работать, а могут, как вы понимаете и не работать. Тогда следует помолиться даже ещё более усердно, чем перед взлётом, потому как чтобы попасть на тот берег – нужно воспользоваться услугами лодочника. А лодочник всегда пьяный! Не знаю, традиция у них такая или суеверие, трезвым в лодку не садиться, но факт есть факт, бешеная река и пьяный лодочник. Здесь я хочу авторитетно заметить, что только в двух случаях, и то на короткий период, полёт на самолёте Ан-2 не кажется безумием. Это момент покупки билета на этот самолёт и момент посадки в лодку к этому суеверному лодочнику!

   А ещё летом, когда после дождей много воды, то деревянные мосты, бывает, уплывают, и сидит тогда колона машин по 30 с обеих сторон этого уплывшего моста дней несколько и ждёт, пока вода не упадёт, чтобы эту речку вброд переехать. Или вплавь на «удавке», это у кого какой дорожный просвет. А в качестве развлечения через определённые промежутки времени кто-нибудь пытается переехать разлившуюся речку, и чтобы обязательно вода через капот переливалась, иначе не интересно. Обычно машина глохнет и её выдёргивают (если получается), потом сушат (если выдернули). Потом всё повторяется заново - народ то у нас пытливый!

   А зимой ещё снег вдоль дороги метра полтора, а так как дорога узкая и ужасно в некоторых местах извилистая, то можно с неё запросто съехать и потом несколько часов махать лопатой (если она есть!) или (если её нет) вдвое больше времени грести снег руками и ногами, согреваясь матом и движением.

   А ещё по этой (прости господи) дороге и летом и зимой «летают» дикие лесовозы. Каждый длиной с динозавра, набитый лесом, как беременный слон за неделю до родов. Хорошо, если вы едете в одном с ним направлении. Тогда вы только минут 30-40 будете нюхать солярочный выхлоп, потому что дорогу они не уступают по определению (зеркал заднего вида просто нет), сигналов не слышат (глушитель если и есть, то прогоревший), моргания фар не видят (потому что спит за рулём и едет на автопилоте), но в целом это безопасно. А вот если он едет навстречу, то тогда срочно нужно спрашивать у судьбы, нет ли у неё к тебе претензий, потому что тормоза придумали трусы (поэтому ремонтируют их тоже только трусы) и их на лесовозах никогда нет. Если в тёмное время суток ты увидел его заранее, то тоже повезло! Значит, у лесовоза есть фары! И они работают! А уж если у него и гидроусилитель руля работает, тогда он может (если захочет) немного отвернуть в сторону и вы совсем счастливый человек. Можно перевести дух, вытереть испарину и выйти из машины попинать колёса, потому что уже невмоготу, после встречи с лесовозом то!    Бывает и бульдозер на перевале навстречу! На повороте! Без фар! Зимой! Большой зараза, и железный! Да!!!

   А бывает и под перевалом, лежит себе на боку или на крыше, отдыхает, о судьбе своей горькой бульдозерной думает. Бульдозерист, бедолага, вокруг него скачет, крыльями машет, тоже размышляет, сразу в бега податься или чуток подождать. Потому что за бульдозер его в лучшем случае убьют, а в худшем будут уестествлять всеми противоестественными способами многословно и неоднократно! Так что есть над чем задуматься!

   Есть, правда, и другие стороны в таких поездках. Белочки всякие скачут, птички, зверюшки разные там! Бывает, глухарь взлетит с дороги, сядет на лиственницу, раскинет крылья в стороны - красота. А иногда, чаще летом, самочка глухариная бежит вдоль дороги, смешно подпрыгивая, пёстрая такая. Рябчики порхают косяками, жирные наглые. Фазаны, бывает, на обочины выскакивают, перьями цветными трясут, на машины ноль внимания. Уточки по болота утят прячут, смешно загребая лапами. А то сохатый дорогу перейдёт, остановится, посмотрит недоумённо, осуждающе и дальше по своим звериным делам пошагает. Козелок, бывает, выскочит на дорогу, махнёт полосатой палкой, обует рублей на 500 и опять в засаду! Какой только скотины на дороге не встретишь?!
   Вот так вот и ездим!