Мастера педагогического труда

Айша Курбанова 2
               



                А. Курбанова









Мастера педагогического труда





























Махачкала   2010
Мастера педагогического труда

Для всякого учителя слова благодарности своего ученика – это отрада. А радость в глазах ученика из-за того, что непонятное для него стало понятным – это для учителя радость вдвойне. Именно желание увидеть в глазах учащихся радость познания движет многими учителями искать пути, чтобы более доступно, осмысленно преподнести ученикам новый материал  того предмета, который он преподает.
 Улыбка в глазах детей, которые рады тому, что кругозор их расширился, чувство, что у того или иного ученика появился интерес к знаниям, много значит для учителя. Чувство своей причастности к расширению их умственного кругозора, ощущение, что наставник должен быть идеалом для воспитанников, заставляет каждого здравомыслящего учителя искать для нового урока что-то интересное, эвристическое. Это ощущение помогает педагогу вовлечь в поисковый процесс и самих учащихся. Ведь те знания, которые учащиеся нашли в ходе поисковой работы,  в виде ощутимых впечатлений остаются в их сознании на всю жизнь.
Помощь  учителя в ходе поисковой работы является тем ключиком, с помощью которого можно открыть самый хитроумный замок. Эта помощь учителя помогает учащихся углубить  знания, как лом помогает легко сдвинуть тяжёлый камень с мёртвой точки.
Эта поддержка, оказанная учителем вовремя, вдохновляет ученика, делает его более активным, инициативным, целеустремлённым. Совместный результативный труд учителя и ученика приносит радость обоим.
Учитель, видящий в глазах учеников радость познания – это счастливый учитель. Такой учитель не променяет свою профессию ни на какую другую. Даже если его профессия мало оплачивается, даже если весь белый свет будет утверждать, что профессия учителя становится непрестижной.
Учителя по призванию не смылят себе иной жизни, кроме как в школе. Такая работа им привычна. 
В Каякентском Управлении образования много учителей, которые отдали педагогической работе по 30 – 40 лет своей жизни. Благодаря их труду в районе становится всё больше и больше образованных людей, которые успешно работают во всех сферах социальной жизни.
 Конечно же, каждый учитель достоин, чтобы о нем устно или письменно было сказано доброе слово, чтобы его труд был освещён в СМИ или хотя бы в сборнике «Мастера педагогического труда».
Невозможность охватить жизненный опыт или педагогический труд всех учителей, работающих в Каякентском Управлении образования,  заставило меня включить в данный сборник очерки только о некоторых из них, о которых я успела написать.
Конечно же, хотелось написать о многих педагогах, не вошедших в данный сборник, но свято выполняющих свой педагогический долг, о тех педагогах, для которых «сеять разумное, доброе, вечное» стало делом всей жизни…
Жизнь продолжается. Надеюсь, что  если не я, то кто-то другой обязательно осветит тот неоценимо огромный вклад учителей Каякентского  Управления образования которые они вносят в дело воспитания подрастающего поколения.
Пусть же имя учителя всегда будет достойно уважения и любви, ибо своим трудолюбием, старанием, усердием каждый учитель вносит свою лепту в образовательный процесс в сознании учащихся!
 
А. Курбанова,член Союза журналистов России.




Здесь я нашла свое счас¬тье.

Доброжелательного скромного человека ценят в любом коллективе. А вдумчивого трудолюбивого специалиста ценят тем более.
Валенти¬на Александровна Ражбадинова, отдавшая 45 лет педагогической работе, заслужила такое уважение своим добросовестным трудом, чуткостью, тактичностью, пунктуальностью во всех проводимых ею мероприятиях.
 Родилась Валенти¬на Александровна в Украине, в с. Лупорево Белозерского района Херсонской обла¬сти, в 1942 году.
Грозные военные, полуголодные послевоенные годы многое перевернули в жизни советских людей, вынесших тяжёлые утраты и потери. В те годы семье Салабай с детьми с нехитрым скарбом пришлось переехать из с. Лупорево с. Таганрогского района Ростовской области.
– Я была самой маленькой ученицей 1 класса В. Вознесеновской СШ, –  вспоминает Валенти¬на Александровна, – родители отдали меня в школу на 2 года раньше своих ровесников, так как при свете лампы я любила  перелистывать учебники старших сестёр и очень завидовала тем, кто умел читать и пересказывать удивительные сказки. Как я сама научилась читать, родители меня иначе не называли как «Учителька». А это меня радовало и тянуло в школу.
Помню, по дороге из школы домой я увязала в сугробах, и маме приходилось вытаскивать меня из снега и нести на руках.
Окончила я школу в 1958 году с серебряной медалью и поступила в Таганрогский пединсти¬тут на физико-мате¬матический факультет. В этот институт на льготных условиях были приняты 50 студентов из Дагестана (Республика в то время остро нуждалась в педагогических кадрах).
Тут  я и познакомилась с Ражбадиновым Саидом.  Тут мы и поженились.
После окончания Таганрогского пединсти¬тута нас с Саидом направили в с.   Хаджалмахи Левашинского района.
В начале своего приезда я не понима¬ла, почему хаджалмахинцы смотрят на меня с осуж¬дением. Сайд объяснил, что по местным обычаям не принято ходить без го¬ловного убора и в платьях с короткими рукавами. Позже, видя, с каким по¬ниманием я отношусь к их обычаям и традициям, они приняли меня как родную сестру. Арсена, сына моего, носи¬ли на руках, в буквальном смысле этого слова, – рас¬сказывает Валентина Алек¬сандровна. – Да и уважение к профессии учителя в то время было огромное.
Я, наверное, никогда не забуду добро¬желательность хаджалмахинцев и  их помощь, оказан¬ную в то время мне, приезжей учи¬тельнице.
Через 2 года мы с Саи¬дом переехали в Новокаякент Каякентского района. С 1965 года я безотрывно работаю в Новокаякент¬ской средней школе».
«Жизнь – это не те дни, что прожиты, а те, что запомнились», – писал П. Павленко. А Валентине Алексан¬дровне есть что вспомнить и сравнить.
Знакомство с новой малой родиной оставило в её душе много впечатлений. Желание понять осо¬бенности традиций малых народов и другой религии, выявление воздействия общечелове¬ческих ценностей на культуру малых народов помогали Ва¬лентине Александровне проникнуться уважением к окружающим её людям. А профессия учителя этому всегда способствует.
«Обучать, – писал Ж. Жубер, – вдвойне учиться». Валентина Алексан¬дровна неустанно работала над актуальными темами: «Развитие вычислительных навыков на уроках математики», «Пути создания проблемных ситуаций на уроках математики и поиск выхода из них». Несмотря на огром¬ный стаж работы, она всегда в поисках новых форм и методов преподавания. Ее уроки отличаются доступ¬ностью изложения мате¬риала, глубокой методиче¬ской продуманностью.
Новые ученики – это новые характеры, новые привыч¬ки, новые склонности. По¬этому В. А. Ражбадинова старается найти индивиду¬альный подход к каждому ученику, пробудить в детских душах любознатель¬ность, поддержать и развить их склонность к точным наукам.
Не зря ее фотография висит на Доске почета Каякентского района. Не зря ей в 1978 году при¬своили почетное звание «Отличник народного об¬разования РСФСР», а в 2004 году – звание «Заслуженный учитель Дагестана».
Ведь Валентина Александровна – умелый орга¬низатор разнообразной внеклассной работы. Будучи классным руководителем под ее руководством выпускались многочисленные интерес¬ные стенные газеты, устра¬ивались увлекательные викторины, конкурсы по занимательной математике.
С 1993 по 1997 год В. А. Ражбадинова работала экс¬пертом по проверке школ и аттестации учителей Каякентского района. Опыт ёе работы до сих пор обобщается и распространяется среди учи¬телей всего района.
45 лет педагогической работы – это немалый труд. А это сказывается на здоровье. Поэтому сейчас  Валентина Алексан¬дровна ведет уроки домашнего обучения.
Удивительно скромная и трудолюбивая, она никогда не выделяла себя из педагогического кол¬лектива.
– Я люблю этот край,  – говорит Валентина Алек¬сандровна, – многонаци¬ональный, дружелюбный и гостеприимный. Мне кажется, что я здесь ро¬дилась и выросла. Не знаю, как сложилась бы моя судьба без Дагестана! Здесь я нашла свое счас¬тье.
Валентина Алексан¬дровна – не только прекрасный педагог. Она и хорошая хозяйка, любящая мать. Она вырастила двух педагогов: сына Арсена – учителя информатики и дочь Эльмиру  – учительницу начальных классов; растит внуков и привива¬ет им любовь не только к математике, но и ко всему живому и прекрасному на Земле.










Душевная красота не увянет

 Небольшие комнатки, нехитрая утварь. Никели¬рованные кровати. Ста¬ринная, но прочная ме¬бель, какая бывает только у пожилых интеллиген¬тов. Тишина и уют.
Здесь в бывшем доме железнодорожников живет Федорова Елизавета Васильевна, че¬ловек с красивой душой.
Высокая, не по го¬дам подтянутая, с удиви¬тельно звонким голосом, Елизавета Васильевна го¬степриимна и отзывчива. Смотришь на неё и думаешь: у этой добрейшей женщи¬ны природа не посмела забрать внешнюю кра¬соту, так как внутренняя духовная красота придает упрямым морщинкам на ее лице особую привлека¬тельность.
–  Как вы очутились в Дагестане?  – спрашиваю я её, оказавшись у нее в гостях.
– Это случилось дав¬но, моя детка. Родом-то я из Краснодарского края, с. Белая Глина Белоглинского района. Отец, Михайленко В. А. вместе с нами переехал в Дагестан. Мне было 5 лет, когда от сибирской язвы скон¬чалась мама, братишке Ване – 3 года, а сестренке Таиске – несколько меся¬цев, – улыбаясь, тихо рас¬сказывает Елизавета Ва¬сильевна. – Наша новая мама, Сеина Александра Федоровна, вырастила нас с любовью, отдавая нам, приемным детям, всё тепло своей души.
Отец, царствие ему не¬бесное, трагически погиб в августе 1941 г.
Лишившись кормиль¬ца, мы, дети, вместе с Александрой Федоровной обрабатывали вручную садово-огородные участ¬ки, держали скотину, пе¬ребивались кое-как в те далекие военные годы.
В 1942 году я посту¬пила в Буйнакское пед¬училище. Вместо занятий нас водили рыть противотанковые окопы в районе Буйнакска.
«Когда же мы будем учиться?»  – спрашивали мы у своих преподавате¬лей: Скрабова Августина Петровича и Бела Павло¬вича Николовича.
«Успеем... потерпите... – с трудом выдавли¬вали они из себя, – сначала надо помочь фронту».
Нелегко даются Елиза¬вете Васильевне воспоми¬нания о трагических годах войны. Она волнуется, но держит себя в руках и продолжает:
– Закончила я педучи¬лище в 1945 году. Успехи наших войск окрыляли нас. Хотелось все восста¬новить, обновить с нача¬лом мирной жизни.
15 сентября 1950 я  приступила к работе в Избербашской СШ №  I.
Выйдя замуж, уехала в Подмосковье. Там роди¬лись мои сыновья Евгений и Николай. Хотя свекор и свекровь относи¬лась ко мне благосклон¬но, меня вновь потянуло в Дагестан, где прошли мое детство и юность, где жила моя милая вторая мама.
С 1953 года я безотрыв¬но работала учительницей в с. Новокаякент. А это 40 лет работы...
Елизавета Васильевна не любит громких слов. Но ее многочисленные Похвальные грамоты и медали свидетельствуют о том, что она – педагог, знающий и любящий свое дело. За её неустанный  педагогический труд ей присвоили высокое звание «Стар¬ший учитель», она награждена медалями «За доблестный труд», «Удар¬ник десятой пятилетки», ей присвоено звание «Отличник народного просвещения».
Но Елизавете Васи¬льевне дороги не прави¬тельственные награды, а простые задушевные сло¬ва учеников и их родите¬лей, полные благодарно¬сти и уважения.
Даже сейчас, когда она на заслуженном отдыхе, родители приводят к ней детей, чтобы она помогла им подтянуться в учебе.
Ее радует, что ее быв¬шие ученицы Бурлият Османовна, Ася Георгиев¬на, Кистаман Гамзатовна, Тайбат Акаевна и многие другие стали настоящими мастерами педагогическо¬го труда.
– Детей надо воспи¬тывать добрым словом, – говорит Федорова Е.В. – Я с самых первых уро¬ков подготавливала их к самостоятельности и индивидуальному мышле¬нию.
Кем только не стали ученики Елизаветы Ва¬сильевны: и военными, и врачами, и инженера¬ми, и конструкторами, и хлеборобами, и директо¬рами крупных заводов. Всех их объединяет одно: самые добрые и нежные чувства к своей первой учительнице, ставшей для них и мудрой вос¬питательницей, и искрен¬ним другом.
Привыкшая работать с 3 – 4 десятками детей, Ели¬завета Васильевна скучает по своим ученикам, живет теперь одна, но беспокоить никого не хочет.
– Со своим садовым участком и домом я справ¬ляюсь сама, – рассказыва¬ет Елизавета Васильевна, – надо иметь силу воли, чтобы справляться с физическими недугами.
По¬зволишь душе полениться – силы быстро покинут тело. А мне доставляет удовольствие покопаться на огороде, позаниматься с детьми.
Хочется верить, что Елизавета Васильевна, по¬любившая Дагестан, подарившая многим поко¬лениям учеников радость познания, чувствует себя счастливым человеком.
Пусть же этого счастья у нее будет  много!
 

                ИСЦЕЛЯЮШАЯ  ДОБРОТА

Доброта – бесценный дар, данный природой человеку. Она, как целебный бальзам, исцеляет близких. Как яркие краски цветов привлекают пчел, так и доброта манит к себе окружающих и дарит самому человеку душевный покой и счастье. Такова Галина  Ивановна Сурхаева – воплощение доброты и душевной красоты.
Иначе и не могло быть. Ведь златовласая, очень веселая, общительная девчонка Галя родилась в самом светлом победном 1945 году, в деревне Краснояр Ветлужского района Горьковской области.
Название деревни Краснояр происходит от старославянского  слова и означает «Красивый яр». И речка, протекающая поблизости, носит такое же название – Краснояр.
Удивительнейшие луга, лес, речка были для девочки Гали источником радости.
– Мы, деревенская детвора, росли дружно, – рассказывает Галина Ивановна, – как единая семья. Общие игры, веселье. Общая работа сплачивали нас, послевоенных детей. В деревнях родители рано приучали детей к работе: мы вывозили на лошадях удобрения на поля, наравне со взрослыми по 5–6 часов косили траву, убирали пшеницу, помогали взрослым на току.
Отец Галины Ивановны, Иван Михайлович, долгие годы возглавлял полеводческую бригаду. Он спозаранку созывал жителей деревни на работу. Убирать колхозные поля вручную – дело нешуточное. Не поспеешь вовремя убрать – потеряешь урожай.
Матери Галины Ивановны, Любови Васильевне, приходилось раньше всех выходить в поле.
– Семья у нас, – продолжает моя собеседница, – в сравнении с другими, считалась многодетной. Кроме меня, подрастали три брата. Одному Богу известно, как мама справлялась с нами, детьми, с нашим подсобным хозяйством и успевала на поле, чтобы ни одно зернышко, ни один колосок не пропал. Помню, родители вечером с ног валились от усталости, но на трудодни получали мало: страна после жесточайшей войны только-только вставала на ноги.
Было трудно, все же детство у нас было веселым и счастливым: нас не беспокоил завтрашний день. Мы бывали довольны проделанной за день работой и были уверены, что завтра будет лучше, чем сегодня.
Работа – работой, а осенью мы, как и все дети, садились за парты.
Я закончила Красноярскую начальную школу, а затем училась в Центральной усадьбе, в с. Галькино. А 8–10 классы закончила в Нагорной СШ.
Жила я в то время у добродушных стариков. В свободное от учёбы время помогала в их подсобном хозяйстве, чем могла. Домой ходила только по воскресениям. Помню, родители провожали меня из дома в 5 часов утра, чтобы по понедельникам не опаздывала в школу, ведь предстояло идти пешком 10 километров пути…
В семидесятые годы в нашей стране не хватало учителей, особенно в Казахстане.
В селении Екатериновка Булаевского района Северо-Казахстанской области жила тетя Галины Ивановны. Она пригласила племянницу работать учительницей в Екатариновской начальной школе.
Школу я закончила на отлично, поэтому без специального педагогического образования, с работой в школе справлялась неплохо, но приходилось много читать, заниматься самообразованием.
К. Федин писал: «Читать – это не только узнавать факты. Читать значит вырабатывать вкус, постигать прекрасное».
– А тетя меня учила: «Хороший учитель дает ученику не просто определенные знания по тому или иному предмету, он воспитывает в детях чувство доброты, человечности», – вспоминает Галина Ивановна, –  поэтому  я каждую свободную минуту  проводила в библиотеке…
В то время молодая учительница, Галина Ивановна, к тому же была заводилой во всех начинаниях: вечера, утренники, собрания не обходились без нее.
  А Курбан Сурхаев, крановщик механизированной колонны, приехавший в командировку из Петропавловска, любил бывать на вечерах, утренниках, где выступала Галя.   
Когда закончилась страда, Курбан уехал к себе. Позже от него пришло письмо, где он предлагал руку и сердце Шутовой Галине.
– Мама, узнав об этом, запротестовала:
– Пока я жива, этого не допущу! – сказала она, улыбается Галина Ивановна. – Ни религиозным, ни национальным различиям мои родители никогда особого значения не придавали. Но для мамы было важно, каким человеком окажется малознакомый парень, который к тому же был старше меня на 9 лет.
Но отец сказал мне:
– Поступай так, как тебе подскажет совесть. Ты – девочка смышленая. Тебе и решать свою судьбу.
– Я благодарна судьбе, что она свела меня с Курбаном. Интуиция подсказывала мне, что с ним я найду свое счастье, поэтому я не отвергла его предложение… 
Вскоре, несмотря на то, что по лицу хлестал буран, прошагав пешком 60 километров заснеженного пути, Курбан вновь приехал в Екатериновку. А 30 декабря 1963 года мы расписались и переехали в родное село Курбана, Мургук.
Галина Ивановна очень тепло отзывается о своей первой встрече с Дагестаном.
– Удивительная природа, доброжелательные люди – все казалось мне после переезда в с. Мургук красивым фильмом. Мургукцы с нескрываемым радушием встретили нас. Сестры Курбана учили меня, вчерашнюю школьницу, готовить дагестанские блюда, печь в кари чуду, чуреки.
Помню, иногда у меня тесто прилипало к доске, иногда я боялась обжечься о горячий противень, и неловко, кое-как забрасывала коржики в кари. Чуреки получались кривые, угловатые. Но присутствующие при этом соседки добродушно смеялись и хвалили мои пекарские способности.
К сожалению, в селении Мургук для меня работы не оказалось. Мы, молодые супруги, переехали в Сергокалу. К счастью, здесь находился педагогический техникум. Зная о моём желании учиться, родственники мужа посоветовали поступить в Сергокалинский педтехникум.
Как мне не благодарить мужа, который растил сынишку Идриса, пока  я очно училась в техникуме:
– Учись, учись, – говорил мне Курбан. – Только тогда человек имеет право учить других, когда учится сам. За сына не переживай, мне доставляет удовольствие возиться с ним.
Получив диплом об окончании СПТ, Галина с семьей переехала в селение Мюрего, на новое место работы. О жителях этого селения у Галины Сурхаевой остались самые нежные воспоминания:
– Я до сих пор не знаю, кому из мюрегинцев сказать спасибо за ту подлинно человеческую доброту и заботу  о нашем сыне. Вернувшись с работы, я всегда находила у порога то молоко, то кефир, то фрукты, то свежий хлеб или чуду, завернутые в сверток. Я до сих пор не знаю, кто всё это ставил на порог. Кого бы я ни спросила, отвечали:
– Это мог поставить только тот, кто желал тебе добра.  Я не встречала на своем пути плохих людей, но здесь люди оказались особенными.
Со своей стороны Галина Ивановна не оставалась в их долгу. Она от всей души любила их детей, своих учеников, любила пробуждать в них искорки способностей, воодушевлять, поддерживать стремления к познанию, много занималась с ними дополнительно.
Воспитывая двух сыновей, Идриса и Тимура, Сурхаева Галина  поступила в ДГУ, на филологический факультет. С университетским дипломом ее направили в Кочубей, в район отгонного животноводства. Через 4 года по семейным обстоятельствам семья Сурхаевых переехала в Новокаякент. Семья купила  здесь дом и обустроилась.
За неимением работы в Новокаякентской СШ Галина Ивановна устроилась завучем в Каякентской СШ.
В последние десятилетия Галина Сурхаева работает в Новокаякентской СШ учительницей русского языка и литературы.
О ее работе  рассказывает ее бывшая ученица, теперь уже коллега Зарипат Халиковна Ильясова.
– Благодаря Галине Ивановне я полюбила русский язык и литературу. Мы, ученики, восхищались ее увлекательными рассказами о жизни и творчестве великих русских писателей, ее волнующим, проникновенным чтением стихов. Мы, затаив дыхание, слушала ее доступное объяснение уроков. Любили мы ее и за объективность. Она интуитивно чувствовала, на что способен тот или иной ученик, что можно с него требовать и чем можно его заинтересовать.
Обучая, она старалась воспитать в наших душах любовь ко всему живому, доброму, прекрасному. То, что я выбрала профессию учителя-словесника – заслуга Галины Ивановны.
О своей любимой учительнице с волнением рассказывает другая ее ученица, Марин Саидова:
– Галина Ивановна глубже всех чувствовала наши стремления и мечты. Она по-матерински сочувствовала нашим неудачам и радовалась нашим успехам. Мы не стеснялись, как у матери, попросить совета у Галины Ивановны и как подруге раскрыть душу. И всё же она всегда оставалась в наших глазах на высоком пьедестале.
В оптических очках, всегда в платке, Галина Ивановна очень похожа на дагестанку. Только светло-русые волосы,   славянское лицо выдают, что она русская. Несмотря на пожилой возраст, она выглядит очень молодо. Юношеский задор, чувство юмора, трудолюбие, интерес к жизни делают ее ещё моложе.
Глядя на Галину Ивановну, трепетно относящуюся к национальной культуре, местным традициям, вдохновенно выполняющую педагогическую работу, кажется, что она продолжает и развивает  идею А. В. Сухомлинского: «Величие и красоту добра переживает только тот, кто знает Высшую человеческую радость – радость творения добра для людей».
Кажется, что именно она своей беззаветной любовью и добротой вернула к жизни мужа Курбана, пролежавшего 16 дней в коме после катастрофы. Благодаря ее заботам, заботам врачей и близких, не отходивших от него ни на минуту, Курбану удалось подняться с постели.
Галина Сурхаева – отличник просвещения России, ветеран труда, она удостоена многих Похвальных листов. И неудивительно, что ее ученики занимают призовые места на районных и республиканских предметных олимпиадах, а, поступая в колледжи и в вузы, обнаруживают глубокие знания по русскому языку и литературе.
А знаний и умений передавать опыт другим ей не занимать.

 
Мать, педагог и хороший человек

Встретившись как-то раз с учительницей Гергинской СОШ Хамис Курбановной Курбановой, мы разговорились о житье-бытье, о работе. Меня поразила, с каким воодушевлением Хамис Курбановна говорила о своей работе в школе, о преподаваемых уроках. 
– Родной язык. Родная речь… Так трогательны эти сочетания слов. В них нежность материнского тепла. В них строгость отцовского взгляда. В них понимание родни. В них любовь к родному краю.
Но… Так обидно, когда слышишь, что есть дети, которые не желают изучать родной язык, не хотят ознакомиться с культурой своего народа, исполнить песню на родном наречии, понять глубину родного слова.
Не говорю даже о том, сколько народной мудрости вложено в родном языке, сколько познавательного материала можно исчерпать из родного наречия, – говорит Курбанова А. К. – Без этого языка я была бы, наверное, совсем другим человеком. Мне приятно, что я – частичка своего народа, что есть возможность передавать свои знания, свою любовь к краю на родном языке. Ведь от нас, учителей, в немалой степени зависит, как наши ученики относятся к изучению родного языка.
Я смотрю на свою единомышленницу и про себя думаю, пусть же в каждой школе будет побольше таких учителей, как Хамис Курбановна. А она вот уже 38 лет работает учительницей в Гергинской СОШ. Её ученики каждый учебный год занимают призовые 1 или 2 места на районных олимпиадах, участвуют в республиканских олимпиадах.
Сама учительница занимается самообразованием, так как она выпустила 4 класса и сейчас является классным руководителем 6 «в» класса.
– Она выявляет слабых учащихся в классе и занимается с ними дополнительно по всем изучаемым в 6 классе предметам, – говорят о ней её коллеги. –  Иначе дети будут отставать, и у них возможны проблемы в учёбе до выпускного класса. А для того, чтобы учащиеся любили школу, занимались по желанию, а не по принуждению, Хамис Курбановна проводит с ними тестирования, предметные вечера, КВНы, утренники.
Крупицы своего педагогического опыта Хамис Курбановна накапливает в хорошо оформленном кабинете родного языка. Да и в методическом кабинете висит уголок её педагогического мастерства. Не зря дочери Хамис Курбановны пошли по стопам матери: Лиана закончила филологический факультет ДГУ, Наида – филологический факультет ДГПУ, Лаура заканчивает факультет дагестанских языков ДГПУ. А сын, Магомед,  закончил ДГТУ.
Не дай, Аллах, никому вырастить и поставить на ноги четверых детей одной, как это пришлось Курбановой А. К.
После гибели в катастрофе мужа она с честью выдержала это жизненное испытание.
 – Без кропотливого труда, без любви к детям, без любви к своей педагогической работе, я и не смогла бы выполнить свой материнский и педагогический долг, – говорит Хамис Курбановна, – ведь что ни говори, нелегко работать в школе и быть образцовой домохозяйкой. Без помощи моих детей по дому, я, возможно, и не смогла бы с утра до вечера находиться в школе.
Теперь у меня прибавились и приятные хлопоты – заботы о пятерых внуках, – продолжает Хамис Курбановна, – хочется, чтобы они росли здоровыми, стали хорошими воспитанными людьми, способными украсить свой край.
Приятно, когда труд таких учителей, как Хамис Курбановны, ценят в республике. Недавно Хамис Курбановна получила высокое звание Почетный работник общего образования Российской Федерации.
Она является победителем конкурса «Лучший  учитель 2008 года». 


 
         Работа  в радость

Не всем людям дан дар оставлять в каждом поступке «след душевной красоты». А Гусейнова Назира Нажмутдиновна, учительница русского языка и литературы, – одна из замечательных женщин, в речи, поступках, работе которой просле¬живаются отпечатки «ду¬шевной красоты».
В 1956 г. молодая учи¬тельница, руководствуясь желанием «искать в детях искорки любознательно¬сти и наблюдательности, смекалки и способности, добра и ласки», мечтая дать им глубокие знания, нача¬ла работать в Хайхинской малокомплектной школе.
Потом продолжила работу в П-Цовкринской школе.
В 1969 г. окончив Пе¬динститут, стала в Лачинской средней школе организатором по внеклассной работе. Медаль «За трудовую доблесть» – яркое свидетельство ее не¬утомимой работы.
С 1975 по 1979 год она работала в с. Каякент. А с 1979 года постоянно ра¬ботает в Новокаякентской  СОШ.
Назира Нажмутдиновна стала добрым, отзывчивым наставником для учащихся. Ее ученики даже че¬рез много лет спустя после окон¬чания школы признаются ей, что они учат и воспиты¬вают своих детей так, как она их учила.
Проводя предметные вечера, конкурсы, КВН, различные словесные игры, охватывая учащихся кружковой работой, она всегда завоевывала уваже¬ние и доверие учеников.
Гусейнова Н. Н. – пе¬дагог высшей категории. Она в постоянном поиске новых методов в разъяс¬нении нового материала и расширении кругозора учащихся. 
Благодарные письма со всех уголков России, воспоминания ее выпуск¬ников не дают Назире Нажмутдиновне успокоиться на достигнутом, рассла¬биться, хотя она преподает более 50 лет.
Ученики уважают под¬тянутых, пунктуальных во всем учителей. А Гусей¬нова Н. Н. никогда не за¬бывает об этом. Любовь к спорту, привитая ей в Буй-накском училище и ДГПИ, сохранилась в ней на всю жизнь. 
– Я – педагог, – говорит она, –  значит, ни при каких ситуациях не должна забывать, что сво¬ими словами, своим отношением к работе учу доверившееся мне подрастающее поко¬ление.
В настоящее время Назира Нажмутдиновна преподает уроки дагестанской литературы.
– Произведения дагестанской литературы, – говорит Гусейнова Н. Н., – в нравственном отношении глубокохудожественны и философичны. Из  них   можно исчерпать много эстетического, прогрессивного, культурного и общечеловеческого. Они призваны помочь читателям в самоусовершенствовании и в самовоспитании.
Хотя некоторая часть молодежи отдаёт дань моде, и увлекаются зарубежными детективами и фантастикой, это не дает им духовной пищи. Детективы и фантастические фильмы уводят зрителей от реальной жизни, не дают им возможности размышлять о быстротечности времени, подумать о смысле жизни вообще.
Когда многочисленные каналы ТВ демонстрируют развлекательные нелепости и непристойности, хочется выключить телевизор и читать произведения современных дагестанских авторов.
Я стараюсь увлечь дагестанской литературой и своих учащихся, чтобы они развили в себе то хорошее, что есть в культуре, цивилизации, морально-этических нормах родного края.

 
                Влюблённая в профессию

Дети, в особенности, учащиеся 1 ступени, любят учителей с открытой душой, способных не только понять их, но и увлечь играми, интересными утренниками, занимательными уроками. Учащиеся  безошибочно определяют, искренен с ними учитель, горит желанием дать им знания и расширить их кругозор или нет. 
Войти в души детей, завоевать их доверие и любовь не каждому под силу, в особенности, если учитель озабочен собственными проблемами.
А Джалилова Зулхужат Ахмедовна, учительница Первомайской СОШ № 2, целиком и полностью отдается любимой работе, размышляя каждый день о том, чем и как заинтересовать учащихся, чтобы им учёба не казалась тяжёлым принудительным умственным трудом, а хотелось, чтобы уроки не заканчивались.
–  Видимо, мой мозг и во сне этим занят, –  улыбается Зулхужат Ахмедовна, – я часто вижу во сне, как даю уроки, и как отвечают на мои вопросы мои ученики.
Смотрю на Зулхужат Ахмедовну, и думаю: «Наверное, это грех – заходить в класс, к детям, которым хочется доброты, сочувствия, понимания,  с хмурым озабоченным лицом. Ведь положительная энергия у воспитателя или отрицательная, она передается воспитанникам. Видно, что Зулхужат Ахмедовна  об этом никогда не забывает».
– Помню, в детстве я часто спорила со своей подружкой, – смеется  Джалилова З. А, – чья учительница лучше. Подружка утверждала, что её учительница – самая лучшая, потому что она – самая молодая. А я тоже не хотела уступать ей и всё доказывала, что моя учительница – самая лучшая, потому что она – самая добрая.
Когда я иду на урок, часто вспоминаю свои детские споры и прихожу к мысли, что учитель начальных классов должен быть образцом подражания для детей и в нравственном, и в физическом смысле.
 Уверена, что учитель ни в коем случае не должен допустить, чтобы ученики потеряли интерес к своему духовному воспитателю, к урокам, которых он ведёт.
 Учитель вообще, а учитель начальных классов, в особенности, не имеет права думать, что достаточно образован, что с накопленным опытом спокойно идти на урок. Время быстро меняется. Меняется уклад общественной жизни.
Всеобщая компьютеризация, возможность получить с помощью сети Интернет обширные знания, накладывает на учителя большие обязанности: делать уроки интересными, чтобы учащимся хотелось углублять свои знания под руководством учителя.
Слушать Зулхужат Ахмедовну, общаться с ней, интересно. Ведь она  прямодушна, искренна, открыта, будто вся на ладони.
То, что она сохранила чувство юмора и по-детски чистую душу, кажется невероятным, если учесть, что Зулхужат Ахмедовна столкнулась в жизни с немалыми проблемами. Ведь после внезапной трагической гибели мужа ей приходится одной растить сына Магомеда.
Пережить горе, не дать ребенку почувствовать нехватку отцовского  внимания и воспитания – это нелегкое дело. Материнское чутье, педагогическая тактичность помогают  Зулхужат Ахмедовне преодолевать  житейские проблемы и растить сына, прививать ему любовь к спорту, к труду и учёбе.
Любовь к детям и педагогическое мастерство Зулхужат Ахмедовне, видимо, генетически передались от отца. Её отец, Джалилов Ахмед  Абдулкаримович, 18 лет проработал учителем в селении Верхний Мулебки Акушинского района.
А от матери, Аминат, Зулхужат Ахмедовна, переняла целеустремленность в достижении результатов своего труда и терпение перед трудностями. Ведь Зулхужат  Ахмедовна совсем ещё молоденькой девчонкой стала преподавать в начальных классах.
– Я очень признательна Ахмедову Али Магомедовичу, директору нашей школы, – говорит  Зулхужат Ахмедовна, – за его доверие ко мне и поддержку, оказанную им в самом начале педагогической работы.
 – Али Магомедович часто ходит на  уроки Зулхужат Ахмедовны и уходит довольный методикой преподаваемых ею уроков и качеством знаний учащихся, – говорит Алиева А. А., завуч начальных классов Первомайской школы № 2,  – ведь её ученики занимают на внутришкольных олимпиадах призовые места.
Я смотрю на наглядности, которыми пользуется Зулхужат Ахмедовна на своих уроках и думаю: «С такими красочными иллюстрациями и раздаточным материалом к темам уроков даже самый пассивный от природы ребёнок усвоит новую тему. Ведь зрительная память у учащихся 1 ступени больше развита, чем  мыслительная.
– Наглядности я изготавливаю сама или прошу рисовать знакомых художников, – рассказывает Джалилова З. А., – а если и таковых не хватает, беру наглядности с Избербашского педколледжа.
Считаю, что ученики должны уходить с уроков готовыми воспринять материал следующего урока. Я в своей педагогической деятельности старалась позаимствовать из педагогического опыта отца его пунктуальность в работе, систематичность в самообразовании. Эта привычка сохранилась во мне до сих пор. В  свободное время очень люблю читать и проверять свои знания, решая кроссворды, люблю систематизировать полученные знания.   
«Зулхужат Ахмедовна  –  очень аккуратный в своей работе педагог, говорит о ней методист УО Каякентского района Борисова Л. И. – Несмотря на то, что ей приходится приезжать из г. Избербаш в с. Первомайское, она никогда не опаздывает на работу. Всегда подтянута. Постоянно работает над повышением своего профессионального уровня, делится опытом с молодыми учителями. Её работы из педагогической копилки хранятся у нас, в методическом кабинете.
– С вопросами, связанными с педагогической работой я часто советуюсь со своей старшей сестрой,  Асият, так как она тоже долгие годы работает учительницей начальных классов в Первомайской СОШ № 1, – улыбается Зулхужат Ахмедовна. – Без общения с близкими по крови и понимающими тебя духовно людьми, наверное, мне было бы трудно, ведь я люблю общаться с людьми, люблю встречать гостей. В свободное время стараюсь бывать у родных. Особенно у сестры Барият, проработавшей многие годы главой админстрации в с. Первомайское, у брата Магомеда, хирурга-офтальмолога Кизлярской городской поликлиники.
 Положительные эмоции много значат для учителя, – улыбается Джалилова З. А. – Если  человек бодр, полон энергии, ему легко дается любая работа. А мы, учителя, тем более, должны быть бодрыми и энергичными, чтобы наши ученики были жизнерадостны и активны,  чтобы чувствовали себя в школе, как в заботливом доброжелательном доме.


               







                Педагог от природы.

Я родителям обязан жизнью,
а учителю – правом на жизнь.

                А. Македонский.

Любимая работа всегда доставляет человеку радость, а педагогическая в  особенности. Увлекательная работа ведет человека по пути самосовершенствования и творческих поисков.  И чем больше человек  отдается такой работе, тем больше она его увлекает и радует. А это значит, что тем лучше его успехи на этом поприще.
 Без любви к работе в школе и не поработаешь, тем более долго.  Саидова Гульминат Алипхановна вот уже 26 лет работает педагогом в Новокаякентской СОШ, прививая любовь к русской литературе и русскому языку, стараясь, воспитать в них эстетические и нравственные чувства.
Саидова Г. А не представляет себе дня, чтобы и сама не почитала что-то из новинок прессы или что-либо новое из области  литературы. Идти в ногу со временем, быть в гуще происходящих событий, понимать изменения, происходящие в душах подрастающего поколения – вот самые жгучие вопросы, которые волнуют Саидову Г. А.
– Для меня, – говорит Гульминат Алипхановна, – самое главное – воспитать хорошего человека. А мыслящий, хорошо воспитанный человек всегда будет стремиться к новым знаниям, к новым свершениям. У детей, мечтающих стать образованными людьми, должно быть желание углублять свои знания, расширять их.
Без любознательности, без внутренней потребности учащихся проявить, совершенствовать себя, трудно обучать их по тем или иным дисциплинам, особенно по русской литературе. Ведь по данному предмету нужно не только читать огромные тексты и знать содержание тем, но и всесторонне анализировать  их, дискутировать по  заданным темам. А это порой и взрослому не под силу.
К счастью, каждое новое поколение бывает развитее предыдущего, информированнее его. А в наше время и ТВ, и пресса, и Интернет дают детям такую возможность.
Детей просто надо понимать, учитывать в какую социальную эпоху они живут, каков круг их интересов, знать, к чему они стремятся.
Думаю, что нет детей, не желающих быть образованными. Но есть дети (и в этом я каждый день убеждаюсь) педагогически запущенные или не получающие  должного родительского внимания. Есть дети, которым не хватает чуткости или   контроля со стороны взрослых. Дети, лишенные родительской помощи по субъективным или объективным причинам,  не всегда уверены в возможности  достижения поставленной перед ними цели. К таким детям в школе должно быть проявлено особое участие и тактичность.
Русская литература, как известно, относится к гуманитарному циклу. Она заставляет человека задумываться над смыслом жизни, почувствовать красоту окружающей среды. Она заставляет задуматься над собственными поступками и мыслями, понять поступки или мысли окружающих.
И своё призвание я вижу в воспитании гуманного, целеустремленного образованного человека. Поэтому я стараюсь не отставать от запросов быстротечной жизни, от интересов подрастающего поколения. А если говорить о грамотности детей, то это зависит от уровня их подготовленности в начальных классах, от родительского контроля при подготовке детей к урокам.
На помощь к учащимся приходят теперь компьютеры: при наборе текстов они подчеркивают орфографические или пунктуационные ошибки. Правда, полагаться на компьютеры – глупо. Но использовать возможности техники, даже очень нужно. Думаю, хороши все способы работы, ведущие учащихся к поисковой работе, помогающие ему почувствовать эвристическую радость. Принудительное обучение не даст желаемых результатов.
«В ней говорит не просто педагог, а мать, многодетная мать, которая любит каждого ребёнка особой любовью, педагог-мать, которая озабочена судьбой каждого из учащихся. Поэтому неудивительно, что ученики любят её, доверяют ей, худенькой, близко к сердцу воспринимающей чужие беды и горести, а самое главное понимающей и любящей их». К такому выводу приходишь, когда слушаешь Гульминат Алипхановну. 
Родилась  Гульминат Алипхановна в с. Янгикент Кайтагского района, в семье служащего Алипхана Ибашевича Ахмедханова.
Девочку всегда удивляла усидчивость отца, его увлеченность своей работой. Удивляло трудолюбие мамы, её тактичность в общении с окружающими,  аккуратность в ведении домашнего хозяйства. Эти черты характера, видимо,  и передались от родителей их дочери, Гульминат Алипхановне.
Но любовь к литературе привила её классная руководительница, учительница русского языка и литературы, Людмила Алексеевна Исмаилова.
– Влюбленная в литературу, эрудированная Людмила Алексеевна все свободное время она отдавала нам, её ученикам. Она полюбила край, куда её судьба занесла. И всю нерастраченную в родных краях любовь она тратила на нас, на своих учеников, ставших ей родными и духовно близкими.
 Людмила Алексеевна советовала мне что читать и как выбирать книги по моим интересам, чтобы не утонуть в огромном море книг. А от тех книг, что советовала читать наша мудрая классная руководительница, я не могла оторваться, не дочитав их до конца. Как бы родители ни ругали меня за чтение тех книг, боясь, что испорчу глаза, я ухитрялась их дочитывать.
Детская память – свежая память. Художественные книги по русской или зарубежной литературе, прочитанные в детстве,  до сих пор помогают мне и в педагогической работе, и в воспитании собственных детей.
Что удивительно, прочитанное недавно, приходится перечитывать заново,  а прочитанное в детстве, воспроизводится в памяти легко. Поэтому я стараюсь, чтобы мои ученики получали как можно больше знаний здесь, в школе, пока их память свежа и житейскими проблемами не отягощена.
Гульминат Алипхановна выпустила 3 класса. С 5 по 11 классы она с каждым из учеников делилась своим мечтами и переживаниями. Заботилась о том, чтобы каждый из её учеников выбрал правильный жизненный путь, стал порядочным человеком, старалась дать им ту доброту, которую каждая мать должна дать своим детям.
  Педагогический опыт, материнская озабоченность помогают Гульминат Алипхановне и сейчас понять учащихся как своих родных детей, ведь Гульминат Алипхановна – прекрасная мать. Она вырастила троих детей.  Её дочка, Джамиля, является студенткой 6 курса социального  факультета ДГУ; сын, Артур, – выпускник экономического факультета ДСХА, старший сын, Арсен, закончил географический факультет ДГТУ.
 Педагог от природы, она вместе с мужем  дала им прекрасное воспитание.   Алипханова Гульминат Алипхановна своим неустанным трудом заслужила   звание «Лучший учитель 2006 года». 
Здоровья и счастья вам, Гульминат Алипхановна!







 




                Поющая душа

У нас говорят: «И былинка – струна,
                Коль песню душа захотела».
У нас говорят: «Не слышна и зурна,
                Коль сердце не вкладывать в дело»

                Аткай.

В народе говорят: «Поющая душа не стареет». Видимо, эти слова сказаны о таких людях, Мария Георгиевна Воронова-Гаджимусаева, вся сознательная жизнь которой связана с музыкой, с песней.
Песня помогла ей выжить и в послевоенное, полуголодное босоногое детство, и полюбить жизнь во всей ее красе в юности, и достигнуть творческих успехов в зрелые годы.
«Я родилась, – рассказывает Мария Георгиевна, – в грозном 1941 году в городе Витебске, в многодетной рабоче-крестьянской семье. Отец мой, техник-строитель, был на фронте. Мать растила нас одна.
В холодный осенний день, 24 ноября, взяв меня, только что родившееся дитя, из рук матери, бабуля моя, как мне позже рассказывали, тихо прошептала молитву: «Возьми, Господи, душу этого ребёнка, иначе девочка будет обречена на голодное существование…»
Но Господь меня берег. Не только я, но и все мы, братья и сестры, выжили, выросли здоровыми.
Помню послевоенные годы. Мы, дети со всей улицы, делились кусочками хлеба, но были счастливы, что жесточайшая война закончилась…
В нашей дружной работящей семье, где подрастали 3 мальчика и 4 девочки, все любили песни, любили устраивать концерты.
Да, одарённая поющая девочка Маша была заметной фигурой и среди   детворы двора, и в школе. Она чувствовала себя безмерно счастливой, когда посещала танцевальный и хоровой кружки.
Резвая и жизнерадостная девочка увлекалась и спортом. Верно говорят: «Кашу маслом не испортишь». Так и здесь. Одно увлечение помогало развиться другому и закаливало характер девочки.
Окончив Витебскую среднюю школу, Мария поняла, что музыка, песни – это смысл её жизни. По собственному желанию она поступила в Витебское музыкальное училище и успешно окончила его.
Началась работа учителя пения и музыки. Практическая деятельность помогла ей воплотить теоретические знания в жизнь, убедила в правильности выбранной специальности.
Перевод молодой целеустремленной учительницы в показательную школу № 31 города Витебска – лучшее доказательство её успешной кропотливой работы.
Не заметить, не полюбить её было просто невозможно. Дагестанец, Гаджимусаев Шарапутдин, оказавшийся в то время в городе Витебске, привёз Марию в Каякетский район как бесценное сокровище.
Так, с 1965 года Новокаякентская средняя школа стала постоянным местом работы Марии Георгиевны.
Её труд всегда высоко ценили на новой родине, и свидетельство тому – многочисленные благодарности и Похвальные грамоты со стороны  администрации школы и района.
Песня всегда передает слушателям заряд бодрости, вдохновляет их, увлекает и приобщает их к соавторству. Поэтому ученики Марии Георгиевны никогда не чувствуют усталости на её уроках. Да и сама учительница на репетициях, на уроках музыки уходит в мир мелодий, творчески увлекая за собой своих воспитанников. Это ли не объяснение тому, что коллектив художественной самодеятельности Новокаякентской школы всегда занимает призовые места в районных смотрах и конкурсах.
Мария Георгиевна  – Отличник народного образования, учительница высшей категории. Она – чуткий педагог, тактичный наставник, победитель конкурса «Классный руководитель – 1997».
Мария Георгиевна – не просто учитель музыки, она – творец, импровизатор. Она сама пишет сценарии. Её сценарий «Овеянные славою флаг наш и герб» признан членами жюри лучшим сценарием на районном конкурсе.
Мария Гаджимусаева – счастливая мать: вырастила 3 дочерей, помогла им получить хорошее образование.
Старшая дочь, Жанна, пошла по стопам матери. Она педагог, работает в Махачкалинской СОШ №  31, преподает английский и немецкий языки.
Средняя, Диана, – физиолог, врач подводного назначения, работает в МЧС, в Махачкале, специалист высшей категории.
Младшая, Нона, живет в Москве. Работает преподавателем в ГАУ, на кафедре экономики.

«Я знаю, мне, по-прежнему верится,
Если останется жить Земля,
Высшим достоянием человечества.
Будут, конечно, учителя», – писал Р. Рождественский об учителях редчайшего таланта, таких, Мария Георгиевна  Гаджимусаева.  И это святая правда.











 

Моё призвание – учитель.

Великая цель образование – это не знания, а действия.
Герберт Спенсер.

Свою педагогическую цель учителя видят не только в обучении своих учащихся каким-либо дисциплинам, но и в воспитании всесторонне развитых гуманных граждан страны.   
Истинные педагоги уверены: спокойствие в любой семье, благополучие в жизни любого ученика, даже будущее страны, в целом, зависит от того, гуманными вырастут их воспитанники или нет. Будет   ли у них достаточно знаний или умений для того, чтобы уверенно разбираться в сфере новейших технологий, будут ли они чутки к окружающему их миру, к людям, живущим рядом или нет. Поэтому истинные педагоги руководствуются такими методами, которые могут оставить глубокие впечатления в сердцах своих воспитанников, активизировать у них положительные эмоции,   способные подтолкнуть воспитанников на  гуманные поступки.
Хорошие учителя не забывают о том, что среди воспитанников есть дети с разным уровнем умственного или физического развития,  которых нужно подбодрить напутственными словами.
 Таковым учителем является Халилова Айзанат Халиловна. Она – прекрасный педагог, чуткий воспитатель, талантливый организатор внеклассных мероприятий и понимающий детей учитель.
Айзанат Халиловна родилась в 1956 году в с. Капкайкент Каякентского района. В 1975 году окончила школу-интернат в с. Маджалис Кайтагского района.
В 1980 году закончила математический факультет ДГУ. Молодую учительницу по распределению направили в Капкайкентскую СШ, но по воле судьбы, создав семью, она переехала в с. Новокаякент. Работала и воспитателем в  Новокаякентском  детском саду,  а позже и запасным учителем в Каякентском райОНО.
А с 1983 года Халилова А. Х. безотрывно  работает учительницей по математике в Новокаякентской СОШ. 
«С того 1983 года для меня, неопытной тогда и молодой учительницы, – говорит Халилова А. Х., – помощником и наставником была Валенти¬на Александровна Ражбадинова, за что я благодарна ей всю жизнь».
Сама Халилова А. Х. очень требовательна к себе, постоянно занимается самообразованием. Работая учительницей, она сделала для себя немало открытий.
 1. Убедилась в том, что без постоянного профессионального совершенствования самого учителя невозможно добиться основательных успехов в учёбе учащихся.
2. Удостоверилась в том, что в каждом учителе природой заложены резервы для дальнейшего усовершенствования, что даже университетское образование недостаточно для успешной работы с учащимися.
3. Немалый педагогический опыт убедил её в том, что труд педагога должен быть самозабвенным, непрерывным и преемственным. 
4. Навыки, выработанные в ходе совместного с учениками творческого поиска, убедили её в том, что уроки математики должны быть максимально оснащены наглядностями, оборудованы достижениями современных технологий.
5. Педагог убедилась в том, что нельзя упускать из виду и традиционные методы, помогающие разнообразить уроки: проведение математических лекций, беседы о специфике предмета, индивидуальные работы по карточкам и т. д. 
6. Айзанат Халиловна поняла, что для успешной педагогической работы необходимо взаимопонимание учителя и учеников.
7. А самое главное, к какому выводу пришла педагог, – это необходимость требовательности к себе и к ученикам, пунктуальность и аккуратность в каждом проводимом предметном или внеклассном мероприятии.
Анализируя её работу, чувствуешь, что Айзанат Халиловна смысл своей жизни нашла не только в семейной жизни, но и в педагогической работе.  Ведь она победителем  конкурса 2006 года «Лучший учитель России», и в том же году вошла в десятку лучших учителей, которых Министерство республики Дагестан делегацией отправило в Москву на педагогический форум в Кремле.
– Моё призвание – учитель, – говорит Айзанат Халиловна в беседе со мной, – поэтому я стараюсь по мере возможности обновлять свою методическую литературу, максимально оснащать уроки наглядностями. Это необходимо для повышения уровня качества подготовки учащихся, чтобы знания учеников соответствовали требованиям государственных образовательных стандартов.
Для меня каждый ученик – это отдельная личность, с её индивидуальными чертами характера. И в обучении, и в воспитании учащихся я придерживаюсь правила: «Не приказывать детям, а убеждать их, не диктовать им, а советовать, не опекать их, а направлять на путь углубленного изучения материала».
 Эта уверенность в своём призвании помогает Айзанат Халиловне непрерывно вести творческую, поисковую работу для того, чтобы вырастить  воспитанников хорошими образованными людьми. И не только.
Она вырастила и дала прекрасное воспитание двум сыновьям и дочери
«Старший сын, Нариман, – рассказывает Айзанат Халиловна, –  окончил юридический факультет ДГУ, а младший сын,  Рустам, – Псковскую юридическую академию. Дочь, Иза, заканчивает экономический факультет ДГУ.
С детства примером подражания для меня была учительница начальных классов Иванова Эльвира Васильевна, приехавшая к нам по распределению из г. Иваново.  Будучи ученицей Эльвиры Васильевны, я мечтала стать такой же учительницей, как и она. И всё же не верилось, что моя мечта сбудется. Мечта сбылась.
Сейчас, когда за моими плечами немалый педагогический стаж, я молюсь: «Пусть же у всех людей сбудутся самые заветные гуманные мечты!»