Мой крымский вояж - встреча первая

Ольга Прилуцкая
Первым мероприятием, на которое я попала по приезде в Крым, была творческая встреча Юрия Портова с читателями Крымской республиканской универсальной научной библиотеки им. И. Я. Франко в Симферополе. Конечно же, я ничуть не сомневалась в том, что не только «театр начинается с вешалки». И как раз у гардероба самой крупной симферопольской библиотеки совершенно неожиданно столкнулась я с бегущей на обед Еленой Вороной, главным библиотекарем научно-методического отдела. А ведь именно она и Ольга Сиротюк, заведующая отделом общего читального зала, стали первыми представителями этой библиотеки, с которыми свела меня судьба в октябре 2015-го в Москве в Межрегиональном центре библиотечного сотрудничества на семинаре «Год литературы: организация и технологии продвижения чтения».

Радостной была наша встреча с Еленой — приятно было вспомнить ту московскую неделю, насыщенную лекциями и поездками по лучшим столичным библиотекам, но, увы, короткой. Мы спешили с В. М. Басыровым в отдел культурно-досуговой работы Центра продвижения чтения библиотеки им. Франко (заведующая И. Е. Брязгунова). Там в рамках цикла «Книга и чтение в моей жизни» (проект по продвижению чтения «Читающий Крым») начинался творческий вечер Юрия Портова.

Юрий Ильич Портов — писатель, публицист, член правления Союза писателей Республики Крым, Заслуженный журналист Республики Крым, лауреат Премии Республики Крым в области литературы, член Общественной палаты Республики Крым. В своё время он был спецкором, а затем главным редактором газеты «Южный курьер», главным редактором телерадиокомпании ИТВ, заместителем главного редактора главной редакции авторских программ ГТРК «Крым». Сейчас работает корреспондентом газеты «Крымские известия».

Юрий Портов — автор десяти изданных книг. Из них пять выпущено издательством «Доля». Я, как редактор, работала с Юрием Портовым над тремя его книгами: «Среда обитания», «Гондольер» (роман-фантасмагория), «Невроку, или Секрет национальной безопасности». А его книга «Симферополь. Город, который я люблю», как правило, оказывалась визитной карточкой не только Автора, но и столицы Крыма, на тех встречах, где я представляла наше издательство или Союз писателей Республики Крым.

Быть редактором книг Юрия Портова — одно удовольствие. Книги его умны, содержательны, познавательны, глубоки, порой философски, и пронизаны юмором, присущим только этому Автору. Его не спутаешь ни с кем другим. Но главное — они написаны очень грамотным, прекрасным русским языком. На встрече я поняла, откуда это. Юрий Ильич сразу же сообщил своим читателям, что учился он в читальных залах библиотек. А ведь и я оттуда же! Замечательно изданные книги советского времени давали нам грамотность порой получше всяких правил из учебников, и потому, наверное, мы с Портовым, оба инженеры-строители, сразу легко сработались, понимая друг друга с полуслова. Особенно я люблю его «Невроку, или Секрет национальной безопасности». В этой книге серьёзное перемежается с забавным, героизм — с обыденностью, искрящийся смех — с лёгкой грустью, история — с настоящим. Я сообщила Автору, что это его прозаическое произведение подвигло одного читателя с Дона на создание весьма неплохого стихотворения, которым он пересказал притчу из книги. А до того, стены дома содрогались от хохота в течение двух дней…

На встречу с Юрием Портовым пришли студенты журфака университета и строительного колледжа, их преподаватели, представители культурной и творческой интеллигенции Крыма, обычные читающие домохозяйки. О его книгах и творчестве рассказал директор издательства «Доля», председатель Союза писателей Республики Крым Валерий Басыров. В «музыкальной паузе» выступил крымский бард Юрий Боднар. Студенты поначалу робели, читатели смущались и не задавали вопросов. Но когда Юрий Портов прочёл выдержки из своих рассказов, всем стало ясно, почему его произведения звучали на радио в передаче «С добрым утром», в телевизионном театре миниатюр «Кабачок 13 стульев», печатались в «Литературной газете», журналах «Советский экран», «Работница», «Огонёк, «Молодёжная эстрада», «Собеседник». Юрий Портов был участником первых КВНов, работал под руководством Александра Маслякова. Об этом с обычным для себя серьёзным юмором он говорил не только в моей любимой книге, но и на встрече.

Думаю, писателю приятно было услышать слова простой женщины: «Юрий Ильич! Газету «Крымские известия» я читаю, можно сказать, в основном из-за вас. Если в номере нет вашей статьи, он мне не интересен, — призналась она. — Теперь я открыла для себя вас как писателя. Я сейчас же начну читать ваши книги!». Поверьте мне, это была не «заготовка» устроителей встречи. Потому что в самом начале почитательница таланта журналиста Портова, сидящая рядом со мной, сказала об этом мне. А я ей ответила, что писателям приятно слышать искреннюю оценку их творчества от читателей. И она, преодолев своё смущение, высказалась.

Не сомневаюсь, этот творческий вечер стал праздником и для Юрия Портова, и для тех, кто пришёл на встречу с ним 8 февраля 2017 года в библиотеку им. И. Я. Франко.