Визит учительницы

Раиса Шинибаева 2
Это было в дни моей первой   практики , когда я , будучи студенткой 3 курса  педагогического   ВУЗа  , проводила  уроки русского языка в казахской школе им.1 мая.

Мне достался 7 класс, где  было 38 учеников. Волновалась очень, но дети меня встретили приветливо, и я быстро с ними познакомилась. Ученики ,в основном ,были городские и на русском языке хорошо отвечали. Первый урок-беседа с наглядными пособиями  и диафильмом прошел на «ура».Я была довольна сама собой и своими  учениками.

На следующий день  прихожу на урок,….дети ,как и положено, дружно встали в приветствии,…сели , но чувствую какую-то настороженность ….Оглядываюсь назад, и вижу  мелом  разрисованную доску рисунками всяких размеров. Спрашиваю дежурного, в чём же дело? Тот встал и опустил голову, но с места не сдвинулся, искоса глядя куда-то в сторону.

-Тогда пусть сотрёт с доски тот , кто это нарисовал!- стараясь удержать строгость в голосе, сказала я. Но весь класс молчал.

- Нарисовать хватило смелости , а как признаться -так в кусты...,- начала я раздражённо стыдить.

-Это я нарисовал,-  заявил с места симпатичный мальчишка и ,развязанной походкой, пошёл стирать эти художества.

-Как тебя зовут?

-Резван,-гордо ответил мальчик , и по его  облику я поняла, что он по нации чеченец. Наш Казахстан –многонациональная республика, и наши здешние чеченцы хорошо говорят на казахском языке , и ,зачастую, отдают своих  детей учиться в казахские школы.

-Резван, ты нарисовал очень красиво, но ты же знаешь, что доска к уроку должна быть чистой. Если любишь рисовать, то рисуй в альбоме для рисования. А так , смотри, сколько ты времени отнял…

- Он всегда так делает …,-  выкрикнул было кто-то из-за  парты, но  увидев увесистый кулак Резвана , быстро осёкся.

-Садись на своё место, Резван, и чтобы такое больше не повторялось,- спокойно сказала я с надеждой , что так оно и будет .

Урок, несмотря на  «лирическое» отступление, прошёл интересно. Сам этот Резван оказался очень смышленым мальчиком, но ,стараясь опередить  других, выкрикивал с места , создавая сумятицу. Было видно, что он в классе «лидер» и пользовался этой властью.

Следующая неделя прошла  в том же духе… Резван каждый раз рисовал во время перемены на доске разные рисунки , и сам же вначале урока стирал, но времени на это отнимал немалое.Для меня его такое каждодневное "самоутверждение"  было непонятно.Он ,наверное,хочет довести меня,- думала я, и уже  была почти на грани срыва… Удивляло меня то,что он сам , без принуждения ,невозмутимо вытирал с доски  с видом какого-то одолжения...Тогда я решила всё рассказать его классному  руководителю, может она подскажет мотивы его поведения.

-А Вы сходите к нему домой, к его родителям, но боюсь , что от этого будет мало толку. Я с ним уже два года мучаюсь, и после каждого моего визита к его родителям, он ещё упрямей становится, - сказала  мне она.

Недолго думая, найдя в журнале нужный мне адрес, в ближайшее же воскресение, я отправилась  к родителям Резвана. «Ну, теперь ты у меня попляшешь! Все твои проделки расскажу!»- так, думая про себя ,шла я на предстоящую встречу.

Его дом оказался недалеко от школы, на следующей улице. На  звонок мне открыл дверь парнишка лет восемнадцати:
- Вы к кому пришли?- спрашивает.

-Да вот, я прохожу практику в классе, где Резван учится и хотела бы с  его родителями  познакомиться.

- Опять он что-то натворил ?!- вводя меня во двор ,сходу закричал он, и увидев подходящего  Резвана, крепко схватил его  за ухо.

-Кто,кто…? опять из школы пришли? ,- заревел не своим голосом мужчина средних лет, скорее всего- отец.- Да я знаешь ,что  сейчас с тобой сделаю!- он уже было замахнулся на  ,вдруг сникшего Резвана, злобно глядевшего на меня  исподлобья.

-Что за шум?!- послышался старческий голос из глубины сада , и увидев меня …-А, учительница пришла жаловаться!

-Нет,нет,нет,...- быстро затараторила я…- Я пришла просто познакомиться с родителями Резвана и рассказать о нём много хорошего!

Все замолкли и недоверчиво с интересом  стали разглядывать меня…

-Пожалуйста, заходите в дом, послушаем ,что Вы нам про него такое расскажете…- немного присмирев, предложил отец

И едва усевшись на поданный мне стул, я начала с жаром рассказывать о том, какой же их Резван самый активный в классе, и на все вопросы-то  отвечает, и т,д.и т.п. …а самое главное, что он очень красиво рисует… И я бы посоветовала ему поступить в  художественную  школу ,которая находится в районе площади.

Мой несчастный Резван, уже немного осмелев, поднял свою опущенную голову и с удивлением слушал мою тираду. Глаза его заблестели,  и я в них увидала какую- то скрытую  незащищенность  и глубокую признательность одновременно…

-Собственно, я именно из-за этого-то  и пришла к Вам,- уже тише  закончила я.

Столпившиеся родственники , немного поутихли , видно, первый внезапный гнев прошёл…

-А мы и не знали, что он рисует, Вы у него, наверное, рисование преподаёте…- озадаченно пролепетал отец, уже потеплевшим голосом…

- Мы подумаем и решим! Спасибо, что подсказали!- сказал дедушка и игриво потрепал непослушный чуб своего внука.

-Садитесь к столу, попейте с нами чай,- вежливо предложила миловидная женщина, вероятно, мама Резвана, незаметно вышедшая к нам из смежной комнаты.

-Спасибо, мне некогда,- отломив кусочек от лепёшки, заторопилась я к выходу.

И только выйдя из дома, я разглядела их чисто выметенный  и политый водой ухоженный двор, аккуратно подвязанные лозы винограда. На сердце была какая-то свобода, легкость и радость одновременно.
-Спасибо Вам!- тихо сказал ,проводивший меня  до калитки  Резван.

Не буду рассказывать, как резко,буквально - прямо на глазах , изменился мой строптивый ученик ,но сама запомнила на всю жизнь , что похвала иногда бывает нужна в определенных обстоятельствах. В каждом человеке , если постараться, всегда можно отыскать хорошее.